Ужесточение американских санкций против «Хизбаллы» и последствия для Израиля

В середине минувшей недели президент США Д.Трамп принял решение об ужесточении санкций против ливанской проиранской шиитской группировки «Хизбалла», подписав закон о дальнейших ограничениях её международного финансирования. Обширный документ, состоящий из трех разделов и порядка 300 статей, по сути, является поправкой к более ранней версии 2015 г. В новой редакции он предусматривает возможность введения санкций против иностранных физических лиц, сознательно оказывающих поддержку организации в привлечении и сборе средств, включая ограничения на въезд в США. Меры воздействия также затрагивают агентов иностранных правительств, передающих «Хизбалле» деньги, оружие или предоставляющих иную помощь, и напрямую сети организованных группировкой в целях торговли наркотиками и осуществления иных преступных действий.

Анонсируя свое решение на церемонии памяти павших 35 лет назад в террористической атаке в Бейруте американских морских пехотинцев, Д.Трамп подчеркнул, что лишь «Аль-Каида» (запрещена в России) опережает «Хизбаллу» по количеству «американской крови на руках». В официальном комментарии, появившемся на сайте Белого дома, утверждается, что группировка представляет собой «радикальную исламистскую террористическую организацию», а также «близкого партнера и прокси иранского режима». Из этих уточнений следует, что законодательный акт американская администрация тщательно вписывает в две своих основные задачи: борьбу с терроризмом, что в данном случае актуально в связи с интересом к Сирии, а также противодействие Ирану на всех направлениях. Из них, разумеется, главная цель – ИРИ, что находит поддержку и понимание в Израиле, где любые вспышки насилия подаются преимущественно как последствия действий Тегерана, направленных на установление регионального лидерства. Так, по одной из версий, эскалация на границе с Газой, случившаяся в минувшие выходные стала результатом борьбы за власть между палестинскими группировками и Ираном. Эксперт Центра стратегических исследований Бегин –Садат (BESA) Г.Фриш склонен считать, что стороны окончательно согласовали приоритетность борьбы с Тегераном в августе нынешнего года, когда в Израиль приезжал советник президента США по национальной безопасности Дж.Болтон. Более того, в интервью ABC News, которое представитель команды Д.Трампа дал перед отъездом, он особо подчеркнул необходимость разрыва тандема «Хизбалла» – Иран.

Вместе с тем в нынешней ситуации американский лидер даже пошел на то, чтобы отступить от ранее избранной тактики Вашингтона, а именно сохранения дружественных отношений с самим Ливаном, четко разграничивая его с террористами. Теперь, несмотря на то, что в законе подчеркивается его исключительная направленность против «Хизбаллы», которая после майских выборов укрепила свои позиции в ливанской политической системе, что означает косвенное воздействие новых мер и на государство в целом. Тогда в США заявляли, что общему курсу в отношении Бейрута это не помешает, равно как и не станет препятствием для дальнейшего оказания военной помощи. Иерусалим, в свою очередь, тогда воодушевился идеей получения дополнительных гарантий недопущения попадания американских средств в руки группировки. Судя по всему, никакого иного механизма, кроме нынешнего, Вашингтон разработать не смог. Однако такое косвенное сближение «Хизбаллы» и Ливана становится в некотором смысле дополнительным фактором, способным повлиять на то, что и возможная операция ЦАХАЛ против нее перерастет в войну с Ливаном в целом, о чем уже неоднократно предупреждали эксперты.

В определенной степени подписанный Д.Трампом законодательный акт имеет и «российский след». Так, его инициатором стал сенатор-республиканец от штата Флорида М.Рубио. Его считают не только сторонником Израиля и противником ядерной сделки с Ираном, о чем он открыто заявлял, выдвигая свою кандидатуру на последних по времени президентских выборах в США, но и политиком, разделяющим идею ужесточения санкций против России.

Такой вывод отчасти коррелируется с данными, представленными израильской газетой Yedioth Ahronoth. В ивритоязычной версии ежедневного электронного выпуска газеты в минувшую среду появилась статья военного обозревателя издания Й.Лимора. В ней он утверждает, что «Хизбалла» возобновила активность в сирийской части Голанских высот, занимаясь развитием военной инфраструктуры близ друзского населенного пункта Хадер, а также занимается шпионажем, привлекая к нему местных жителей. Эта активность служит, по мнению автора, первой ступенью в попытках установить на Голанах новый порядок. Далее, как отмечает Я.Лимор, может последовать переброска вооружений и организация терактов. Курирует работу группировки в опасной близости от израильской границы (около 3,5 км) М.Мугние – сын И.Мугние, который был со-основателем «Хизбаллы». Он занимался подготовкой терактов против израильтян, а в 2008 г. был убит. По одной из версий, за этим стояли сирийцы, недовольные тем, что М.Мугние инициировал вербовку граждан САР в свои отряды. По другой версии, ликвидацию одного из самых опасных террористов того времени организовал Израиль. В англоязычных материалах того же издания, опубликованных на прошлой неделе, данная информация подается со ссылкой на израильские спецслужбы, озаботившиеся активностью в районе границы. Помимо этого указывается, что прежде подобной работой занимался младший брат М.Магние – Джихад, ранее входивший в охрану лидера «Хизбаллы» Х.Насраллы. Его смерть в 2015 г. также приписывают израильским спецслужбам. При этом в публикациях отмечается, что в этом районе присутствуют российские военные, хотя об утверждениях относительно их открытого взаимодействия с боевиками, разумеется, речь не идет. Здесь наблюдается еще одно свидетельство смены курса Белого дома, поскольку перед упомянутой поездкой в Израиль Дж.Болтон говорил о совпадении интересов Москвы, Вашингтона и Иерусалима по поводу вывода из САР всех иностранных формирований.

Таким образом, в интересах борьбы с Ираном и его региональными союзниками США при поддержке Израиля идут по пути дальнейшего наращивания своего негативного воздействия на игроков. Однако в отличие от ситуации с ИРИ, ливанский прецедент может иметь для Вашингтона и Иерусалима негативные последствия. Усиливая санкции в отношении «Хизбаллы» американская администрация косвенно затрагивает, пусть и не сформированное до сих пор, правительство Ливана, одновременно укрепляя подозрения руководства страны в том, что в скором времени может прийти конец военной помощи. Мало того, такое решение будет принято не без влияния Израиля. Панацею от этих бед как раз  и предлагает Х.Насралла, тем самым имея шанс консолидировать вокруг себя общество и власть. Рост враждебной риторики,  в свою очередь, способен стать поводом для эскалации на ливано-израильской границе. При этом ЦАХАЛ будет менее сдержан в своих действиях, руководствуясь в том числе и молчаливым согласием США, свидетельством которого в некоторой степени можно рассматривать и новый закон.

52.3MB | MySQL:103 | 0,510sec