К вопросу о реакции Турции на давление США по курдскому вопросу

Интенсивная дипломатия по вопросу выхода американских войск из Сирии в треугольнике Турция – США – Россия продолжается. Турецкое руководство и общественное мнение достаточно резко отреагировали на угрожающие заявления Д.Трампа в его Твиттер-посланиях от 13 января с.г. с обещаниями «опустошить» экономику Турции в том случае, если будет нанесен удар по курдам. На эту тему опубликовано множество выдержанных в патриотическом духе материалов, в частности, утверждающих то, что США не удастся запугать Турцию. Тем более, после того, как Турция одержала важную дипломатическую победу, которая завершается анонсированным президентом Д. Трампом выходом американских военнослужащих из Сирии.

Впрочем, здравомыслящим людям понятно, что обещания причинения ущерба турецкой экономике со стороны США имеют под собой почву в плане наличия у американцев практической возможности их реализации. Немалые возможности американцев повлиять на турецкую экономику стали отчетливо понятны летом прошлого года в ходе острой фазы кризиса между США и Турцией по вопросу выдачи пастора Э.Брансон. Последний был выслан из Турции после церемониального суда с присуждением 3-х летнего срока, частично отбытого в ходе предварительного заключения американского проповедника.

Тем не менее, для Турции у США есть не только угрожающие реплики. Это иллюстрирует твит президента Д.Трампа, опубликованный уже день спустя после скандальных твитов про «опустошение Турции» – 14 января, когда он написал следующее: «Поговорил с президентом Турции Эрдоганом, где мы находимся по всем вопросам, включая ИГИЛ (или «Исламское государство», здесь и далее, запрещенная в РФ террористическая организация – В.К.) и 20-мильную зону безопасности. Также говорили об экономическом развитии между США и Турцией — большой потенциал для существенного расширения!». Относительно «существенного расширения» отметим, что США пока ещё всерьез рассчитывают «прижать» Турцию по вопросу закупок у России систем С-400. На днях впервые было официально объявлено через турецкие СМИ о том, что американское предложение по «Пэтриотам» на сумму в 3,5 млрд долл. будет действительно лишь при условии аннулирования Турцией контракта с Россией на поставку С-400. Это первое предложение, сделанное в категорической форме, которое стало достоянием общественности.

То есть, налицо политика США по отношению Турции в форме, если можно так выразиться, «кнута и пряника».

Впрочем, на этот счет существуют в Турции и альтернативные точки зрения из серии: «Трамп – это Трамп, он просто вынужден выражаться таким языком».

Процитируем мысль Бурханеттина Дурана, генерального координатора главного турецкого мозгового центра SETAV – Фонда политических, экономических и социальных исследований, базирующегося в столице — г. Анкара. 16 января с.г. он опубликовал статью в ведущем проправительственном издании Турции, выходящем на английском языке Daily Sabah под заголовком «Действительно ли Трамп запугивает Турцию?». Здесь автор указывает на упоминание Д. Трампом «20-мильной зоны безопасности». Цитируем:

«Если Трамп действительно имел в виду то, что он сказал, то Белый дом просто предложил Турции установить контроль над большой частью сирийской территории, включая контролируемую со стороны СНС автомагистраль M4 и несколько жилых районов вдоль границы, включая Айн-эль-Араб, Эт-Телль-эль-Абьяд, Расул-Айн и Джазиру. Все жесткие разговоры — это не что иное, как то, что Трамп — это Трамп. И он бросает кость международным сторонникам СНС. Несмотря на угрозы экономических санкций против турок, президент США по-прежнему привержен уходу из Сирии и совместной работе с Турцией».

В подтверждение своей версии видения ситуации, Б.Дуран упоминает, что в турецком отчете о телефонной беседе между президентами Р.Т.Эрдоганом и Д.Трампом говорилось о том, что стороны «обменялись мнениями о создании свободной от террора зоны безопасности в Северной Сирии на основе (приверженности – В.К.) территориальной целостности Сирии». Процитируем автора: «Учитывая сложность захвата контроля над всей контролируемой СНС территорией в одно мгновение и стремление России и Ирана заполнить пост-американский вакуум силы, переговоры между Анкарой и Вашингтоном являются критически важными. Турция могла бы сосредоточиться на сроках своей операции против СНС и, возможно, постепенно выполнить свою миссию. В дальнейшем было бы более разумным сосредоточиться на содержании твитов Трампа, а не на его языке, на который турецкие дипломаты уже отреагировали».

В ходе большой пресс-конференции 16 января глава МИД РФ С. Лавров заявил о том, что предложение Турции по созданию буферной зоны в Сирии будет обсуждаться на переговорах между президентами В. Путиным и Р.Т. Эрдоганом. О предполагаемой дате этой встречи, которая пройдет в России, заявил президент Р.Т. Эрдоган. Оно обозначил дату 23 января. Верным косвенным признаком того, что встреча между двумя российскими лидерами – не за горами является то, что 16 января с.г. в газете «Коммерсант» опубликована статья авторства Р.Т.Эрдогана под заголовком «Турецко-российское сотрудничество играет ключевую роль в разрешении сирийского кризиса» (ссылка нас статью: https://www.kommersant.ru/doc/3854472). Неофициально об интенсивной подготовке встречи говорится и дипломатами двух сторон. И уже понятно, с чем президент Р.Т.Эрдоган едет в Россию в качестве главного вопроса.

52.24MB | MySQL:103 | 0,615sec