О ситуации на юге Ливии

Четыре бойца Ливийской национальной армии (ЛНА) погибли в результате столкновений армейских отрядов с формированиями экстремистов близ города Себха, расположенного на юге страны. Об этом в пятницу 1 февраля сообщил новостной портал «Аль-Васат», со ссылкой на заявление главы городского совета Халеда аль-Хаяли.  По его словам, «четыре военнослужащих погибли в бою между подразделениями ЛНА и группами боевиков из формирований, проникших на территории Ливии из соседнего Чада». Аль-Хаяли пояснил, что «столкновения произошли южнее Себхи, неподалеку от небольшого городка Годдва». Все погибшие, добавил он, входили в 124-й мотострелковый батальон ЛНА, принимающий участие в армейской антитеррористической операции на юге Ливии. Глава совета Себхи также сообщил, что в городской госпиталь также были доставлены солдаты, получившие ранения в операции близ Годдва. При этом он не назвал точное количество раненых военнослужащих ЛНА. В последние несколько дней отряды ЛНА вели серьезные боевые действия против экстремистских группировок, действующих как в самом Годдва, так и в его окрестностях. В четверг ЛНА объявила о взятии под свой полный контроль этого района и его освобождении от боевиков. Однако несколько групп террористов в пятницу вновь предприняли попытку атаковать город, однако их намерения были сорваны бойцами 124-го мотострелкового батальона ЛНА. В этой связи отметим, что «группы террористов» — это племенные ополчения местных тубу, которых перед этим выбили из Себхи. С 15 января ЛНА проводит операцию по освобождению юго-западного региона от террористов и криминальных банд. Как заявлял ранее официальный представитель командования ЛНА генерал Ахмед аль-Мисмари, в задачи военнослужащих входит защита гражданского населения, наведение порядка, а также обеспечение безопасности нефтяных месторождений, работающих на них компаний и объектов «Великой рукотворной реки» (разветвленная сеть подземной ирригационной системы, строительство которой велось во времена правления Каддафи). Обратим внимание на несколько ключевых моментов этой истории.
1. Взятие Себхи силами Ливийской национальной армией фельдмаршала Халифы Хафтара, которое готовилось в течение нескольких месяцев, стало возможным только после получения поддержки со стороны двух ключевых военных сил в этом районе. Командир ЛНА Тарик ибн Зиад, силы которого начали это наступление со своих позиций на авиабазе Таманхинт 25 января, получил предварительную поддержку со стороны местной «Бригады 106», которой командует Ульд Слиман Масуд Джедей аль-Слимани, и «Бригады 128», возглавляемой Хасаном Мабруком Задма. Последние являются представителями племени ауляд слиман и близки к сторонникам Каддафи в регионе. Таким образом, новые союзники Хафтара при поддержке ЛНА вытеснили ополчения тубу с их ключевых позиций в Себхе: городская старая цитадель, три казармы и две промышленные зоны. В этой ситуации племя тубу, которое считает Себху одним из своих оплотов и до сих пор отказывалось идти на соглашение с Хафтаром, оказалось в сложном положении и пытаются контратаковать. Сейчас Хафтар готовится установить контроль над нефтяными месторождениями региона. Согласно нашим источникам, ополчение туарегов, которое занимается обеспечением безопасности на эксплуатируемом испанской компании «Репсол» нефтяном месторождении «Шарара»,  которое за последнее время несколько раз останавливало свою добычу, готово при определенных условиях перейти на сторону ЛНА. Такая безоговорочная победа стала бы стратегическим поворотным пунктом для Хафтара в рамках его попыток установить контроль над нефтяными месторождениями в Феццане и таким образом замкнуть логистическую цепочку добычи, транспортировки и экспорта углеводородов с месторождений в этом регионе через контролируемыми им нефтяные терминалы в районе «нефтяного полумесяца» на побережье.
2. В указанном наступлении на Себху, по данным французов, активное содействие ЛНА оказывают сотрудники российской ЧВК «Вагнер». Как они полагают, помимо дипломатической поддержки, оказываемой ему Москвой, Халифа Хафтар также получает значительную часть российской помощи через эту частную военную компанию. В частности, сотрудники этой структуры принимают участие в обучении бойцов ЛНА на востоке Ливии, а также присутствуют в Тобруке. И в этой связи французы самым серьезным образом опасаются того, что в самом скором времени эта ЧВК получит плацдарм для своего закрепления на нефтяных месторождениях в в Феццане. Эта озабоченность Парижа вытекает из того простого убеждения, что эта ЧВК активно используется Москвой для распространения своего влияния в ключевых для российских интересах странах «третьего мира», и в частности в Сирии, Судане и ЦАР. По их данным, компания была основана бывшим подполковником спецназа ГРУ Дмитрием Уткиным и финансируется близким к президенту России предпринимателем Евгением Пригожиным. Пригожин также присутствовал на встрече Халифы Хафтара с министром обороны России Сергеем Шойгу в Москве 7 ноября и посетил Восточную Ливию на частном самолете 11 и 15 января. До сих пор деятельность этой компании ограничивалась тренировкой бойцов ЛНА в районе Бенгази. Однако, согласно французским источникам, в настоящее время она предложила поддержать наступление, начатое Хафтаром в Феццане на юге Ливии в рамках обеспечения подготовки на авиабазе Таманхинт тех отрядов ЛНА, которым уже поручено обеспечить безопасность нефтяных месторождений региона. Пока это предложение еще находится на стадии проекта, но Хафтар не скрывает своего желания взять под контроль нефтяные месторождения, тем самым резко усилив свое влияние в стране в контексте превращения себя в ключевого партнера Национальной нефтяной корпорации (ННК) и ее зарубежных партнеров. К ним относятся, в частности, испанская нефтяная компания Repsol на месторождении «Шарара» в Феццане, которое было выведено из строя несколько раз с октября 2017 года силами туарегов, которые должны были защитить его, и итальянская ENI на месторождении «Элефант» (также известный как El Feel). В этой связи французы отмечают, что эта итальянская компания в последнее время заметно сблизилась с российской нефтяной группой «Роснефть». В частности в Египте, где в конце 2017 года итальянцы продали российской компании 30% акций газового месторождения «Зохр». В разработке месторождения «Элефант» также принимали в свое время участие структуры «Газпрома».
В этой связи французские аналитики делают однозначный вывод о том, что Москва делает ставку именно на Хафтара, как своего основного союзника в регионе. Москва, в частности, содействует поставкам оружия командующему ЛНА, который также пользуется поддержкой Египта и Объединенных Арабских Эмиратов. В России также было напечатаны большие суммы денег для восточных ливийских властей. В октябре прошлого года Центральный банк Восточной Ливии (CBL) получил 12 млрд динаров, которые были напечатаны в России. В мае 2017 года было отпечатано и поставлено 660 млн динаров. Халифа Хафтар неоднократно посещал Москву, где встречайся с министрами обороны и иностранных дел, а также председателем Совета безопасности. В этой связи французы отмечают, что С.Лавров в ходе своего турне по Магрибу с 23 по 26 января сообщил, что Москва не готова поддержать график выборов, который продвигает миссия Организации Объединенных Наций по поддержке в Ливии (МООНПЛ). Если быть точнее, то прежде всего эта идея-фикс Парижа, который решил любой ценой провести такие выборы в этом году. То есть, Москва в данном случае четко работает против соответствующих планов Елисейского дворца.
3. Нынешнее наступление Хафтара на Феццан стало во многом возможным благодаря четкой поддержке Францией такого выступления. Архитектором и куратором этого плана называют советника Эммануэля Макрона по Ливии Поля Солера. Именно по его инициативе контакты на эту тему между Парижем, Абу-Даби и Каиром резко активизировались после конференции в Палермо в ноябре прошлого года. Одновременно по его инициативе в рамках визита французского президента в Чад в декабре прошлого года он поставил перед чадским президентом И.Деби четкую задачу координации своих усилий с Х.Хафтаром в этом регионе. При этом И.Деби решает задачу нивелирования руками ЛНА баз чадской оппозиции в Феццане, а для Хафтара приоритетом является контроль над нефтяными месторождениями региона, что позволит ему дублировать системы экспорта нефти и тем самым диктовать свои условия Триполи и Национальной нефтяной корпорации (ННК). Такое положение дел делает его ключевым партером во внутриливийском урегулировании в глазах международного сообщества, а Парижу самым серьезным образом удается минимизировать влияние Рима в Феццане, который он пытался установить там путем подписания т.н. «Римского пакта» с основными племенными группами этого региона. После установления контроля ЛНА над Феццаном (а месторождение «Шарар» в данном случае является основной задачей) Париж планирует перейти к планомерной задаче создания единых вооруженных сил страны. В рамках этого, Франция решила использовать авторитетного представителя западноливийского клана Зинтан Усаму аль Джули, который на сегодня формально является главнокомандующим силами Триполи на западе страны. Его в Париже видят в качестве посредника между премьер-министром Фаиз Сараджем и Халифой Хафтаром. По данным ряда источников, французское Командование специальных операций (COS) в течение почти года секретно обучало войска этого клана под командованием У.аль-Джули. Эта учебная программа, осуществляемая на базах в Аль-Хамии и Аль-Азизии, также пользуется поддержкой Объединенных Арабских Эмиратов и Египта. Этот факт подтверждает сохранение тесных связей между У.аль-Джули и Францией, которая поставляла ему оружие и технику во время восстания против Муаммара Каддафи в 2011 году, но эта новая демонстрация поддержки военного лидера Зинтана может показаться на первый взгляд парадоксальной. У.аль-Джули признает правительство национального согласия Сараджа в Триполи, в то время как Франция оказывает военную поддержку Хафтару. Однако помощь Франции следует рассматривать как часть более широких переговоров, направленных на объединение ливийской армии и передачу ее в ведение нового выборного органа. В этом контексте У.аль-Джули в редакции Парижа должен играть роль объединителя и компромиссной фигуры. Клан Зинтан долгое время был союзником Хафтара, а сам он рассматривается как «совместимый с Хафтаром», в частности, Объединенными Арабскими Эмиратами, которые подталкивали обе стороны к объединению в течение всего прошлого года.
Таким образом Париж пытается решить задачу создания единой армии при концентрации в руках своих союзников максимального числа нефтяных месторождений, что дает безусловный приоритет такому альянсу перед другими игроками на ливийской площадке. В частности, тем же кланам Мисураты, которые до сих пор. несмотря на все консультации с французами, отказывается признавать легитимность Хафтара и практически открыто игнорирует У.аль-Джули, как главнокомандующего. На сегодня в рамках наступления на Феццан и секретных переговоров с различными фракциями в Ливии, Елисейский дворец пытается решить задачу создания максимально представительного альянс внутриливийских сил с целью его официального оформления на предстоящей в феврале новой конференции по Ливии, которую пытается организовать сейчас посланник Организации Объединенных Наций Гасан Саламе. Первичной задачей на сегодня, помимо установления контроля над Феццаном, является создание с помощью Египта и ОАЭ, некой единой ливийской армии. Именно по этой причине год назад при посредничестве Египта начались переговоры о воссоединении армии, в которых принимает участие и Усама аль-Джуйли. Эта же тема должна будет обсуждаться в феврале в Абу-Даби, куда должен приехать и Х.Хафтар, и У.аль-Джули. Но успех этих консультаций сейчас напрямую связан с успешной наступательной операцией ЛНА в Феццане в рамках решения задачи по установлению контроля над нефтяными месторождениями.

52.37MB | MySQL:103 | 0,586sec