Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (4 – 10 февраля 2019 года)

В регионе на минувшей неделе сохранялась сложная, а в ряде стран напряженная и нестабильная обстановка. Вооруженные конфликты различной степени интенсивности продолжаются в Сирии, Ираке, Афганистане, Йемене, Ливии и Сомали.

5-6 февраля в Москве прошла межафганская конференция с участием политиков и общественных деятелей страны во главе с экс-президентом Афганистана Х. Карзаем, а также делегации движения «Талибан» (запрещено в РФ). Организаторами и спонсорами мероприятия выступили представители афганской диаспоры в России. В МИД РФ уточнили, что данная конференция созывается именно афганской диаспорой и не является продолжением московского формата урегулирования по Афганистану. Участники обсуждали ситуацию в стране и занимались поиском путей мирного урегулирования многолетнего конфликта. В итоговом заявлении встречи, в частности, говорится: «Все стороны согласились с тем, что для установления прочного мира в Афганистане важны следующие моменты: полный вывод иностранных сил из страны, обращение ко всем странам с просьбой избегать вмешательства во внутренние дела Афганистана, заверение международного сообщества в том, что Афганистан не будет использован против какой-либо другой страны». Участники встречи выступили за исключение лидеров «Талибан» из санкционных списков ООН и договорились продолжать диалог. Президент Афганистана А. Гани подверг критике московскую конференцию, заявив, что афганские политики, приехавшие на переговоры в Москву, «не располагают исполнительной властью и официально не представляют Афганистан».

«В Афганистане моя администрация ведет конструктивные переговоры с рядом афганских объединений, в том числе с движением «Талибан». В то время, когда мы достигаем прогресса на этих переговорах, мы сможем сократить присутствие наших войск и сосредоточиться на противодействии терроризму», — сообщил 6 февраля президент США Д. Трамп. В этот же день госсекретарь США М. Помпео в ходе телефонного разговора с президентом Афганистана А. Гани заявил, что военное партнерство двух стран продолжится, пока в республике не установится прочный мир. Помпео отметил центральную роль афганского правительства в мирном процессе и поддержал проведение в стране намеченных на июль президентских выборов. США пока не согласовали какие-либо временные рамки возможного сокращения своего военного присутствия в Афганистане, заявили в Госдепартаменте США. В то же время представитель «Талибана» сообщил, что американцы пообещали талибам вывести половину своего воинского контингента из Афганистана до конца апреля. Между тем премьер-министр Афганистана А. Абдулла считает, что если США выведут свои войска из страны, то у талибов не будет никаких причин для участия в мирных переговорах с правительственными силами. По мнению Абдуллы, «главным препятствием мирного процесса в стране остается тот факт, что позиция «Талибан» так и не изменилась». С момента начала военной операции США в Афганистане в 2001 г. талибы заявляли, что отказываются вести переговоры с правительством Афганистана, поскольку не считали его самостоятельным и рассматривали как прямого проводника интересов Вашингтона. Поэтому представители «Талибана» заявляли о готовности контактировать только с американской стороной.

Спецпредставитель США по Афганистану З. Халилзад заявил 7 февраля, что в Вашингтоне рассчитывают на то, что соглашение о мире с боевиками «Талибан» удастся заключить до президентских выборов в Афганистане, намеченных на 20 июля, чтобы ««Талибан» тоже был вовлечен в процесс, и это мирное соглашение бы упростило проведение мирных выборов». По словам Халилзада, США приветствуют позитивную роль Москвы в деле содействия диалогу и примирению сторон в Афганистане.

По имеющейся информации, ВС США значительно усилили в последние месяцы атаки против боевиков «Талибана» с тем, чтобы заставить их как можно скорее заключить мирное соглашение с афганскими властями.

Противоречивая информация продолжает поступать по вопросу о выводе американских войск из Сирии. Так, 5 февраля глава Центрального командования ВС США генерал Дж. Вотел сообщил, что Соединенные Штаты намерены вывести свои войска с территории Сирии «своевременно, к тому моменту остатки «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) будут уничтожены». По словам генерала, «началась миссия по поддержанию безопасности местного населения. … В настоящее время мы обсуждаем с союзниками и партнерами меры по поддержанию безопасности». По оценке Вотела, контролируемый ИГ район Сирии удерживают до 1,5 тыс. боевиков, еще от 20 тыс. до 30 тыс. рассредоточились по территории страны. В то же время, по информации СМИ, США готовятся вывести войска из Сирии к концу апреля. При этом, как ожидается, основная часть американского контингента покинет территорию САР к середине марта. США выведут свои войска из Сирии, но продолжат сотрудничать с другими странами в борьбе с терроризмом еще «многие годы», заявил 6 февраля президент Д. Трамп.

9 февраля поддерживаемые США преимущественно курдские формирования «Сил демократической Сирии» начали наступление с целью «окончательной» ликвидации последнего оплота боевиков ИГ в северо-восточной провинции Дейр-эз-Зор. Тем временем радикальные исламисты продолжают дестабилизировать ситуацию на линии соприкосновения с правительственными войсками САР в Идлибской зоне деэскалации. Демилитаризованная зона, о создании которой в Сирии договорились лидеры России и Турции в Сочи в сентябре 2018 г., до сих пор так и не начала функционировать. Россия призывает Турцию максимально ускорить выполнение своих обещаний, заявил 8 февраля замглавы МИД РФ С. Вершинин. МИД России подтвердил, что террористы продолжают подготовку к крупномасштабным военным провокациям в провинции Идлиб. Сообщается, что Фонд развития Катара выделил 2 млн долларов на финансирование деятельности сирийской неправительственной организации «Белые каски», известной своими провокационными действиями. Сделано это было по указанию эмира Т. Аль Тани.

Военная полиция ВС России расширила зону своего присутствия в провинции Алеппо, достигнув населенного пункта Телль-Рифаат к северо-востоку от города Манбидж. Выставление постов сирийской армии в Манбидже и патрулирование российской военной полицией являются факторами стабильности в этом районе, считают в МИД РФ.

Российская военная полиция обеспечила безопасность гуманитарного конвоя ООН, который следовал из Дамаска в лагерь беженцев «Эр-Рукбан» и обратно. Лагерь расположен возле американской военной базы Эт-Танф.

В провинциях Ракка и Дейр-эз-Зор прошли акции протеста местных жителей, требующих вывести с территории Сирии войска возглавляемой США коалиции.

Согласие всех стран — участниц ЛАГ необходимо для возвращения Сирии в данную организацию, этого пока нет, заявил 4 февраля генсек Лиги А. Абу аль-Гейт. При этом он отказался называть страны — члены ЛАГ, которые выступают за и против возвращения САР в ее состав.

Президент Турции Р. Т. Эрдоган заявил 4 февраля, что на всем протяжении сирийского конфликта Анкара поддерживала контакты с правительством Сирии, однако, эти «контакты были на достаточно низком уровне».

Участники министерской встречи по Сирии, которая прошла в Вашингтоне 6 февраля, подтвердили, что военного решения кризиса в этой стране не существует, а также выразили поддержку резолюции 2254 СБ ООН. Во встрече участвовали министры иностранных дел и представители Египта, Франции, Германии, Иордании, КСА, Великобритании и США. Кроме того, в Вашингтоне прошло совещание глав МИД, возглавляемой США международной коалиции по борьбе с ИГ. Выступая перед участниками встречи, госсекретарь США М. Помпео заявил, что в борьбе с «Исламским государством» достигнут немалый успех, однако в Сирии и Ираке эта террористическая группировка по-прежнему представляет собой серьезную опасность. Помпео подчеркнул необходимость окончательного разгрома ИГ, предполагающего ликвидацию всех прибежищ террористов.

США не позволят России стать основным внешним игроком на Ближнем Востоке, пока у власти находится президент Д. Трамп, заявил М Помпео, отвечая на вопрос о том, озабочен ли он крепнущим взаимодействием РФ с партнерами США на Ближнем Востоке, прежде всего, отношениями с КСА в нефтяной сфере. «Партнерские связи, которые мы выстроили на Ближнем Востоке, сильны и крепки, в действительности, в некоторых случаях нас критиковали за это. Но эти отношения, наши отношения с Саудовской Аравией, с ОАЭ, работа, которую мы ведем с Египтом, Иорданией, Израилем — все эти страны – важные бастионы обеспечения защиты американцев от угроз, которые исходят с Ближнего Востока», — подчеркнул Помпео.

Посол РФ в Иране Л. Джагарян сообщил, что Москва и Тегеран отказались от доллара во взаиморасчетах и намерены максимально перейти на национальные валюты, в крайнем случае, будет использоваться евро.

Европейские страны за исключением Турции, перестали закупать иранскую нефть, несмотря на представленные им исключения из санкций США на покупку нефти у Ирана, заявил министр нефти ИРИ Б. Н. Зангане. По словам министра, «американская сторона стремится свести к нулю экспортные поступления Тегерана, блокируя все финансовые каналы». 6 февраля президент Д. Трамп заявил: «США «намерены неусыпно следить за действиями Ирана и уже ввели самые жесткие в истории санкции, чтобы гарантировать, что Тегеран никогда не будет обладать ядерным оружием».

Иран 7 февраля продемонстрировал новую «умную» баллистическую ракету класса «земля-земля» «Дизфуль» с дальностью действия до 1000 км. Международное сообщество должно восстановить более жесткие ограничения в отношении Ирана для сдерживания его ракетной программы, считает госсекретарь США М. Помпео.

Ирану не следует относиться с доверием к словам и предложениям ни Соединенных Штатов, ни Европы, заявил 8 февраля верховный лидер ИРИ А. Хаменеи.

Президент Турции Р. Т. Эрдоган 7 февраля рассказал «об успешном преодолении всех трудностей и испытаний в турецко-американских отношениях», что, однако, по оценке политических наблюдателей, все еще далеко от реальности.

В Судане оппозиция выступила с призывом к проведению национального диалога и созданию в стране нового переходного правительства. Оппозиционные партии провели 10 февраля массовую манифестацию в городе Омдурман, прилегающему к столице страны – Хартуму. Ранее, 7 февраля, президент Судана О. аль-Башир пообещал сформировать специальный комитет для подготовки проекта конституции страны. Аль-Башир также сообщил, что власти «оставляют дверь открытой для переговоров с любой общественной силой для установления мира и выхода страны из экономического и политического кризисов».

Правящая в Алжире партия Фронт национального освобождения выдвинула 9 февраля действующего главу государства 81-летнего А. Бутефлику своим кандидатом на предстоящих президентских выборах. В конце января кандидатуру Бутефлики поддержал другой участник пропрезидентского альянса — партия «Национальное демократическое объединение». Сам Бутефлика 10 февраля официально объявил о выдвижении своей кандидатуры на пятый срок на предстоящих выборах главы государства, пообещав в случае своего переизбрания инициировать в этом году национальную инклюзивную конференцию, нацеленную на подготовку «политической, экономической и социальной платформы», и предложения по конституции Алжира.

Собранные Турцией доказательства говорят о том, что убийство оппозиционного саудовского журналиста Д. Хашкаджи в консульстве Саудовской Аравии в октябре 2018 г. Стамбуле было запланировано и осуществлено должностными лицами королевства, заявила 6 февраля специальный докладчик ООН по вопросу внесудебных казней А. Калламар, посетившая Турцию в начале февраля.

 

 

Приложение

 

 

Об отношениях Пакистана с аравийскими монархиями

 

 

Многоплановые отношения с арабскими странами традиционно являются одним из приоритетных направлений пакистанской внешней политики. При этом наибольшую заинтересованность в Исламабаде проявляют к развитию всестороннего сотрудничества с аравийскими монархиями, в первую очередь с Саудовской Аравией, отношения с которой по праву можно считать стратегическим партнерством.

Пакистан рассматривает арабские страны Персидского залива в качестве важных экономических партнеров, имеющих близкие или совпадающие с ним позиции по ключевым вопросам региональной и международной политики. В условиях постоянного роста потребностей в энергоресурсах Исламабад крайне заинтересован в получении нефти, нефтепродуктов и природного газа из соседних арабских стран. Пакистан рассчитывает и на продолжение поступления финансовой помощи от аравийских монархий. Среди основных предпосылок, влияющих на взаимоотношения, следует выделить культурно-религиозную близость населения, присутствие практически во всех странах-членах ССАГПЗ многочисленной пакистанской диаспоры, денежные переводы которой являются серьезным источником валютных поступлений для Пакистана, а также заинтересованность Исламабада в инвестиционном сотрудничестве. Важным фактором, определяющим курс Исламабада на тесные контакты с аравийскими соседями, является ислам, играющий огромную роль в жизни Пакистана. Для арабов же Пакистан представляет собой одну из крупнейших по численности населения и влиятельных мусульманских стран, обладающей к тому же значительным военным потенциалом. Благоприятному развитию отношений способствует и географическая близость сторон.

Пакистан традиционно взаимодействует с аравийскими соседями, особенно с Саудовской Аравией, по многим международным вопросам. Исламабад использует разностороннее сотрудничество с аравийскими монархиями как возможность укрепить свое внешнеполитическое положение, осложненное почти перманентной напряженностью отношений с Индией, получая от арабских партнеров поддержку по проблеме Кашмира. Так, арабские страны регулярно выступают за включение кашмирского вопроса в повестки дня саммитов и министерских встреч Организации исламского сотрудничества и способствуют принятию нужных Пакистану резолюций.

Руководство Пакистана на протяжении многих лет поддерживает арабскую позицию по урегулированию арабо-израильского конфликта, выступает за полный вывод израильских войск со всех оккупированных в ходе войны 1967 г. арабских территорий и создание независимого палестинского государства со столицей в Иерусалиме. При этом пакистанцы не выдвигают каких-либо самостоятельных инициатив по арабо-израильскому урегулированию, согласовывая свой курс с КСА. Вместе с тем, пакистанские представители периодически контактируют с израильтянами.

Характерной особенностью пакистанской политики является избегание вмешательства в конфликты между арабскими странами. Так, Пакистан отказался посылать свои войска для участия в войне в составе коалиции во главе с КСА против йеменских хоуситов. В апреле 2015 г. пакистанский парламент заявил, что это — «чужая война», которая не отвечает национальным интересам страны. Пакистан занял нейтральную позицию в конфликте между Катаром и арабской «четверкой» (КСА, АРЕ, ОАЭ, Бахрейн). Этого, как было заявлено в Исламабаде, требовали национальные интересы страны. Одновременно подчеркивалось, что Пакистан поддерживает дружеские отношения с каждым из участников конфликта. Не поднимается и вопрос о возможной посреднической роли Пакистана в урегулировании спорных проблем в отношениях монархий Персидского залива с Ираном.

В целом, несмотря на некоторую «разбалансировку» отношений в последние несколько лет, Исламабаду удалось удержать баланс в отношениях с аравийскими монархиями и продолжить получать от них финансовую помощь, инфраструктурные тендеры, военные заказы и держать в этих странах многочисленную диаспору.

Премьер-министр Пакистана И. Хан выразил обеспокоенность в связи с гибелью оппозиционного саудовского журналиста Д. Хашогги, но тяжелое экономическое положение страны превысило моральные факторы, и Хан принял осенью 2018 г. участие в экономической конференции в КСА. В Эр-Рияде «этот сигнал о своей поддержке со стороны пакистанцев услышали и решили его поддержать», причем саудовская помощь «пришла очень вовремя».

Страны-члены ССАГПЗ являются основными торгово-экономическими партнерами Пакистана в арабском мире. Главными партнерами выступают здесь КСА, ОАЭ и Кувейт, на долю которых приходится свыше 20% пакистанского внешнеторгового оборота. Аравийские монархии, в первую очередь КСА, ОАЭ и Катар, обеспечивают до 90% пакистанского импорта нефти и нефтепродуктов. Важную роль играют и поставки Пакистану природного газа из стран Аравийского полуострова. Пакистанский экспорт в арабские государства Залива представлен преимущественно сельскохозяйственной (рис, пшеница, фрукты и др.) и рыбной продукцией, удобрениями, стройматериалами, изделиями легкой промышленности. Вместе с тем, в последние годы на аравийских рынках происходит падение спроса на пакистанские товары, включая удобрения и стройматериалы, что связано с налаживанием собственного производства этой продукции. Пакистан имеет в торговле с аравийскими соседями хронический дефицит, компенсируемый частично разного рода льготами, льготными займами, различными финансовыми вливаниями.

Большое значение имеют аравийские инвестиции в долгосрочные пакистанские проекты, связанные с разведкой, добычей и транспортировкой углеводородов, строительством и модернизацией транспортной системы, энергетикой, телекоммуникационными системами. Так, Бахрейн вкладывает средства в топливно-энергетический комплекс Пакистана, сферу телекоммуникаций и сектор информационных технологий. ОАЭ активно финансирует проекты, связанные с электроэнергетикой и дорожным строительством. Особую привлекательность для саудовского бизнеса представляет энергетическая и нефтегазовая сфера Пакистана. Арабские компании участвуют в приватизации крупных государственных предприятий, в местном страховом и гостиничном бизнесе. Пакистанское правительство предоставляет компаниям из стран-членов ССАГПЗ налоговые и другие льготы. Развиваются связи с арабскими соседями в сфере морского судоходства, рыболовства, совместного использования морских ресурсов, защиты окружающей среды.

Особую значимость для Пакистана имеет финансовая помощь стран Аравийского полуострова, которая в целом ряде случаев предоставляется на льготных условиях. Средства аравийских партнеров идут, в частности, на развитие малого и среднего бизнеса, реализацию инфраструктурных проектов в области здравоохранения, образования, обеспечения питьевой водой сельских районов страны, возведение мечетей, гуманитарную помощь. Но, прежде всего, — это льготные поставки сырой нефти.

Аравийские монархии являются крупнейшим центром сосредоточения пакистанской диаспоры. Здесь проживает порядка 4 млн пакистанцев, большинство из которых – это неквалифицированные или малоквалифицированные рабочие. Миграция в страны Залива способствует ослаблению проблемы безработицы в Пакистане, а денежные переводы мигрантов имеют существенное значение для пополнения валютных резервов Пакистана.

Важная составляющая отношений Пакистана с монархиями Персидского залива – сотрудничество в военной и военно-технической сфере, имеющее давние традиции. Пакистан активно участвует в подготовке военных кадров различного уровня и профиля для вооруженных сил стран-членов ССАГПЗ, поддерживаются регулярные контакты между военными ведомствами, периодически проводятся совместные учения. Получают развитие кооперация в оборонной промышленности и поставки пакистанского оружия. КСА оказывает финансовую помощь пакистанскому ВПК, в том числе его ядерной программе. Монархии Залива, особенно Оман, КСА и Бахрейн, широко пользуются услугами уволенных в запас пакистанских военнослужащих, которые проходят службу по контракту в аравийских армиях. Отмечается важная роль пакистанских специалистов в деле обслуживания сложных видов вооружения, особенно авиационного. В целом, страны региона рассматривают Пакистан как единственную мусульманскую страну в мире, обладающую ядерным оружием и способную противостоять возрастающему иранскому влиянию. Развивается сотрудничество по линии спецслужб, в том числе в вопросах обмена информацией и борьбы с терроризмом. Пакистанцы готовят подразделения аравийского спецназа и офицеров разведки.

Таким образом, как Пакистан, так и аравийские монархии, несмотря на имеющиеся трудности и разногласия, заинтересованы в дальнейшем развитии взаимовыгодного сотрудничества в политической, торгово-экономической, военно-технической и других сферах.

33.76MB | MySQL:69 | 0,817sec