Алжирские протесты: куда пойдет армия?

Пожалуй, главной интригой продолжающихся протестов против продления четвертого президентского срока Абдельазиза Бутефлики служит реакция на происходящее алжирской армии.

Как известно, в современной истории в ходе всех перемен в высших эшелонах власти она играла основополагающую роль – будь то свержение первого главы независимого Алжира Ахмеда Бен Беллы в 1965 г. или недопущение к власти исламистов в 1992 г., равно как и всех назначений на высшие государственные посты.

Это касалось и влияния на выдвижение президентом и нынешнего алжирского лидера А.Бутефлики, который, однако, войдя в силу, ослабил значение армейских генералов.

Однако в 2015 г. «правящий алжирский триумвират» (А.Бутефлика, начальник штаба вооруженных сил генерал Ахмед Гаид Салах и глава спецслужбы DRS генерал Мухаммед Медьена) после отставки последнего фактически стал «дуумвиратом» и значение армии в нем выросло.

И влияние Ахмеда Гаида Салаха еще больше усилилось в связи с болезнью президента.

Разумеется, Саида Бутефлику, брата пока еще действующего главы государства, нельзя сбрасывать со счетов, но это скорее носитель «неофициальной» силы, будущее которого после ухода нынешнего главы алжирского государства представляется весьма и весьма туманным.

Ахмед Гаид Салах как носитель силы официальной в таких условиях становится автоматически единственным пока еще крепким столпом власти в стране.

Отметим, что на протяжении месячных алжирских протестов он регулярно выступает с посвященными им заявлениями. И по мере их усиления заметно меняет свой тон от угрожающего в момент их начала до примиренческого при их усилении. И, наконец, до выражения им недвусмысленной поддержки, сделанных после самых мощных выступлений, приуроченных к попытке продления четвертого президентского мандата Бутефлики.

В своем выступлении в 3-м военном округе в Бешаре Ахмед Гаид Салах высоко оценил «патриотизм и гражданственность» алжирцев, массово вышедших на демонстрации по всей территории страны.

По его словам, «В нынешних условиях алжирский народ проявил великое чувство патриотизма и несравненного цивилизованности, что свидетельствует о глубоком народном сознании, вызвавшем глубокое восхищение во всем мире», откровенно восхваляя «эту новаторскую народную мобилизацию», направленную на уход президента Бутефлики и коренное изменение политической системы.

Уже не упоминая, как ранее, президента Бутефлики, Ахмед Гаид Салах открыто обязался «защищать народ при любых обстоятельствах и условиях»: «В свете этого осознания величия и возвышенности Родины, ее безопасности и стабильности я хотел бы вновь заявить сегодня о своей приверженности Аллаху перед народом и перед историей, с тем чтобы Народная национальная армия оставалась, в соответствии со своими обязанностями, оплотом народа и нации в любых условиях и обстоятельствах», откровенно намекая, что армия будет следовать воле народа «с которым она разделяет такое же видение будущего страны».

Начальник штаба вооруженных сил также заверил, что кризис, переживаемый страной, будет эффективно решен: «каждый мудрый и осмотрительный человек осознает своим патриотизмом и дальновидностью, что по каждой проблеме существует решение или даже несколько, поскольку проблемы, какими бы сложными они ни были, несомненно найдут адекватное или даже адекватное решение», но что «для обеспечения этих решений в благоприятный момент требуется четкое чувство ответственности».

Таким образом, Ахмед Гаид Салах говорит о «надежде на то, что Алжир всегда и навсегда окажется выше всех вызовов», которые «являются постоянными, возобновляются и укореняются в умах и сердцах».

Таким образом, эволюция взглядов алжирского военачальника менее чем за месяц разительная. Он не просто отошел от воинственного языка угроз в отношении протестующих, которых он называл «внутренними врагами Алжира», а сегодня расточает в их же адрес лестные речи как «о великом народе», который он намерен защищать.

По его словам, «народный импульс к переменам возродил надежду на лучшее будущее и способность решать все проблемы. Эти стремления к лучшему будущему являются гордостью национальной народной армии, гордящейся тем, что является его частью», и что сама она «опирается на эту тесную связь со своим народом, сочувствующим своим вооруженным силам».

Правда, при этом он не забыл в присущей ему манере напомнить «о великих жертвах алжирского народа, который после ухода от французского колониализма страдал от ужасов терроризма», намекая далее не допустить перехода борьбы к методам 1990-х гг.

Он указал, что тогда, «несмотря на все страдания, Алжир сумел преодолеть их и даже укрепить себя, чтобы наслаждаться безопасностью, миром и стабильностью», и что он сделает мудрый выбор и на этот раз.

По словам генерала, «алжирский народ всегда ставил интересы нации выше всех соображений, обладает навыками, необходимыми для того, чтобы избежать создания ситуации, которая может быть использована враждебными иностранными сторонами».

Таким образом, столь явная трансформация взглядов Ахмеда Гаида Салаха вызывает вопросы относительно его истинной лояльности пока еще действующему президенту, а также опасения у полицейских и жандармов относительно подавления акций протеста – не вмешается ли армия?

В более выгодных для Бутефлики условиях, при отсутствии столь массовых протестов, такое поведение могло бы стать основанием для немедленного увольнения. Однако сейчас это был бы не самый лучший выбор, когда ситуация сильно накалилась. Такое увольнение может спровоцировать Ахмеда Гаида Салаха на радикальные действия, способные вызвать попытку части нынешней политэлиты страны сбросить «балласт» в виде Бутефлики, чтобы сохранить власть.

Иными словами, своими замечаниями генерал уже «прозрачно» солидаризовался с народом и Бутефлика в случае его снятия с должности рискует навлечь на себя уже более серьезный гнев населения.

Однако такая реакция среди государственных служащих страны далеко не первая, учитывая проходящие одновременно с протестами забастовки работников ведущей госкомпании Sonatrach, а также открытого перехода на сторону протестующих представителей судейского корпуса и находящихся на госслужбе юристов, как это отмечалось в ряде национальных регионов и Скикде.

Подобные действия являются серьезной головной болью для правящего режима, поскольку маневр для него в таких условиях становится все более затруднительным.

62.83MB | MySQL:102 | 0,487sec