Малайзия в борьбе за лидерство в исламском мире

Находясь на руководящих позициях в исламском мире в качестве председателя организации «Исламская конференция» (ОИК), Малайзия осознает историческую краткосрочность такого положения. Стремление удержаться “на плаву” после избрания нового председателя побуждает к той непрестанной борьбе, которую страна ведет за повышение своего имиджа и престижа. Более того, включившись в разворачивающуюся борьбу за лидерство в исламском мире или, по крайней мере, за более высокое место в его иерархии в условиях явного ослабления объединительных и координирующих способностей у традиционных лидеров – арабских стран, Малайзия вынуждена адекватно реагировать на процессы, происходящие во всемирной умме. Наблюдающаяся здесь определенная радикализация, рост противоречий и обостряющееся соперничество побуждают ее занимать соответствующую позицию, вне зависимости от наклонностей и настроений руководства страны. В данном случае уместно напомнить, что начальный период правления премьер-министра Абдуллы Бадави в стране и его пребывания в качестве председателя ОИК отмечен сдержанностью и либерализмом. Получило широкую огласку и резонанс его выступление на второй международной конференции ученых-богословов в Джакарте в начале 2006 года: “Ислам прежде всего учит сдержанности, ему должны быть чужды экстремизм, фанатизм и насилие” (ИТАР-ТАСС. Пульс планеты. АТР.22.06.2006).

На таком фоне весьма неожиданно прозвучало одобрение со стороны малайзийского руководства выступления бывшего премьер-министра Махатхира Мохамада в поддержку иракских повстанцев. В своей речи в феврале с.г. Махатхир Мохамад буквально приветствовал их деятельность, призывая к тому, чтобы заставить американцев “высокой ценой” заплатить за вторжение в Ирак. При этом он акцентировал внимание на тезисе о том, что “конвейер гробов с американскими солдатами” из Ирака в США поможет им изменить мнение относительно конфликта. Выступление Махатхира связано с его инициативами по созданию альтернативного международного трибунала с выяснениями истинных причин гибели невинных жертв в Ираке, на палестинских территориях, в Ливане и осуждением виновных. Он также призвал международное сообщество осудить Буша и Блэра как “убийц детей” и “военных преступников”. Основной акцент при этом делался на события в Ираке, где жертвы невинных носят массовый характер.

В этом плане весьма показательна реакция министра иностранных дел Малайзии Саида Албара. Стремясь как-то завуалировать официальность своих комментариев по данному поводу, которая практически неотделима от занимаемого им поста, он заявил, что каждый в его стране может свободно выражать свое мнение в качестве “гражданина Малайзии”. “Мы живем в свободной, демократической стране”, прекрасно то, что в ней “имеет место право высказывать собственное мнение”. Ряд положений в выступлении Махатхира Мохамада, по мнению Албара, “вполне обоснован” (Peninsula,web posted at 2/9/2007, Source AFP).

Следует отметить, что одобрение слов отставного премьера, которое, возможно, произошло помимо воли руководства страны, могло носить и вынужденный характер. Махатхир Мохамад был и остается яркой фигурой на политическом небосклоне Малайзии. За 22 года своего правления этот политический долгожитель завоевал исключительно высокую репутацию. Он превратил страну из сырьевого придатка бывшей метрополии в развитое индустриальное государство. Малайзия вышла на ведущие мировые рубежи в производстве электронной продукции. Резко возросли жизненный и образовательный уровень населения, заметно улучшился облик страны. По утвердившемуся мнению, Махатхир вывел страну на уровень наиболее передовой по многим параметрам мусульманской страны, на пример которой могут ориентироваться другие члены исламского сообщества (Panorama. Manila, 2000, № 2, с. 62).

В области внешней политики Махатхир Мохамад утвердил за собой репутацию самого деятельного трибуна мусульманского мира, чей голос на различных международных форумах по конкретным проблемам и перспективам уммы приобрел особое звучание. Нынешнему малайзийскому руководству, которое в значительной степени продолжает оставаться в тени популярности бывшего премьера, далеко не всегда удается игнорировать его заявления.

Но, очевидно, это не все доводы, побудившие Бадави одобрить устами министра иностранных дел резкие высказывания своего предшественника. Не остановили министра от его оценок, помимо занимаемого им поста, и другие весьма существенные обстоятельства. Ушедший в отставку Махатхир Мохамад представляет весьма жесткую оппозицию по вопросам внутреннего положения в стране своему преемнику Абдулле Бадави, что создает для последнего немало проблем. Более того, радикально настроенные члены всемирной уммы не удовлетворены текущей деятельностью самого влиятельного объединения мусульман всего мира — ОИК, председателем которой является Абдулла Бадави. ОИК ставятся в вину пассивность, практическое соглашательство с политикой Запада, непротивление его неоколониалистской политике, тогда как именно эта цель была заложена в основу организации при ее создании. В упрек Бадави ставится отсутствие той боевитости, которой ОИК обладала во времена председательства Махатхира Мохамада. В такой ситуации ссылка министра иностранных дел на правоту слов Махатхира по любому вопросу, тем более столь принципиальному, как отношение к повстанческому движению в Ираке, которое в своей деятельности уже давно перешагнуло черту, отделяющую его от терроризма, по существу является признанием слабости Бадави. Но риск соперничества просчитан. Его практически нет. Махатхир не соперник, ему 82.

Не остановило малазийское руководство и наличие того факта, что на текущий момент Малайзия является председателем ОИК, в силу чего все оценки, исходящие от политического руководства этой страны, требуют взвешенного подхода. Вместе с тем этот тезис можно истолковать по-разному. Вопрос состоит в том, что именно ставится руководством Малайзии во главу угла. Не исключено, что в непростом выборе приоритетов между репутацией в стране и репутацией в исламском мире делается ставка на вторую, благодаря чему можно будет проще налаживать отношения внутри страны.

Основания для такой логики есть. По всей видимости, осознание чреватости упреков в недостаточной активности и твердости по отношению к Западу, и в особенности к США, созрели не в одночасье. Возникла острая необходимость в смене курса или, по крайней мере, более жесткого его обрамления. Отсюда, видимо, и реверанс в сторону иракских повстанцев. Но одного этого явно недостаточно. Для убедительности требуется серия подобных мер. Малайзия в последние месяцы активизировала свои шаги в этом направлении. С этим связана, как представляется, череда соответствующих выступлений и действий руководства страны.

Примеров тому немало. В Куала-Лумпуре назвали “беззаконием и безответственным применением военной силы против гражданского населения” вторжение Израиля в Ливан. Министр иностранных дел Малайзии Албар призвал ООН к срочному вмешательству в ливанские события, чтобы предотвратить эскалацию насилия в Ближневосточном регионе. На проходившей в Баку в конце июня 2006 года 33-й сессии Совета министров иностранных дел ОИК он заявил, что основными целями этой организации являются “создание развитого исламского общества и борьба с экстремизмом”. “Мы должны сделать исламскую умму сильной”, — сказал Албар и призвал мусульманскую общину объединить усилия для того, чтобы противодействовать попыткам искажения роли ислама и покончить с давлением на него. “Мы должны защитить свою религию”. Решение об отправке в Ливан под флагом ООН подразделений “голубых касок” из мусульманских стран было принято на внеочередной сессии ОИК в Малайзии (ИТАР-ТАСС, Пульс планеты, АТР, 21.07.06).

Во время конфликта Албар заявил, что правительства стран — участниц ОИК должны рассмотреть вопрос о поставках оружия движению “Хизбалла” в Ливане, чтобы ему было чем защищаться от израильского военного вторжения. Он подчеркнул, что “мусульманские страны не позволят Израилю оставаться безнаказанным за те преступления, которые он совершил в этой стране”. Министр также призвал не забывать о сложностях, которые испытывает палестинский народ, ставший “жертвой израильской оккупации”. ”Никто не должен вмешиваться в дела народа Палестины” (ИТАР-ТАСС, Пульс планеты, АТР, 09.08.06).

Израиль тогда делал попытку наладить с Малайзией диалог с целью разрешения проблемы через своего посла в Сингапуре. Требуя безоговорочного вывода израильских войск из Ливана, Малайзия в качестве председателя ОИК категорически отказалась от какого-либо диалога с Израилем, мотивируя это решение прежде всего отсутствием дипломатических отношений. В те дни премьер-министр Малайзии Абдулла Бадави с трибуны ОИК призвал мировое сообщество, и прежде всего страны Ближнего Востока, прекратить дипломатические отношения с Израилем (BERNAMA, 05.08.06). “Только так мы можем выразить наш коллективный протест против его вторжения в Ливан, жертвами которого становятся большей частью мирные жители”, – вторил ему министр иностранных дел Малайзии (ИТАР-ТАСС, Пульс планеты, АТР, 20.06.06). Бадави, а ведь именно он стоит за словами одобрения своего министра иностранных дел (который, по определению, обязан согласовывать свои программные выступления с премьером) упомянутых высказываний Махатхира, при всей своей репутации либерала и политического деятеля умеренного толка, пошел практически на одобрение экстремизма. За указанными событиями стоит немало обстоятельств, свидетельствующих о значительном повышении роли радикального ислама во внутренней и внешней политике Малайзии.

Это еще один пример радикализации исламского сообщества на уровне властных структур. Борьба за высокое место в иерархии мусульманских государств и на внутриполитической арене приобретает все более откровенный характер, далеко не всегда корреспондируемый с этическими нормами.

62.87MB | MySQL:102 | 0,398sec