Ситуация в Египте /февраль 2007г./

Наиболее заметным событием февраля в Египте стал арест группы палестинцев, планировавших совершить теракты в качестве смертников в Израиле. 21 февраля сначала было объявлено об аресте палестинца, имевшего пояс шахида, который намеревался использовать его для атаки против израильских туристов на юге Синайского полуострова. В Египет он проник из сектора Газы по подземному туннелю. Затем были арестованы два сообщника, которые должны были помочь смертнику добраться до курортной зоны. Ранее теракты на курортах Синая совершали египтяне — боевики организации «Ат-Таухид валь-Джихад». Все трое арестованных являлись боевиками палестинской организации «Исламский джихад».

23 февраля, уже после первых допросов, последовало «уточнение» — палестинцы — их уже оказалось пятеро — якобы намеревались совершить теракты не в Египте, а в Израиле, хотя подобное откровение шло вразрез с их действиями по проникновению именно в Египет. По всей видимости, верна все же именно первая версия, а вторая возникла из-за стремления палестинцев получить определенную индульгенцию от египетского правосудия. Определенно известно только то, что у арестованных были изъяты три пояса шахида, то есть они готовили не один, а серию терактов.

4 февраля верховный муфтий Египта Али Гомаа дезавуировал свое собственное более раннее заявление, согласно которому ислам якобы запрещает женщинам занимать пост главы государства. В тот день он изрек диаметрально противоположную точку зрения: ислам, оказывается, никак не запрещает представительницам прекрасной половины человечества возглавлять государство. Чтобы исправить ситуацию и, судя по всему, не лить воду на мельницу исламистов, муфтий пояснил, что его более раннее заявление касается исключительно государства эпохи халифата и никоим образом — современного государства.

Формально египтянки первыми в арабском мире еще в 1956 году получили равные с мужчинами политические права. Однако в современном египетском обществе, характерной чертой которого является рост религиозного консерватизма, роль женщин становится менее значимой.

Тем временем египетские власти не снижают давление на главную оппозиционную силу страны — организацию «Братья-мусульмане». 6 февраля стало известно, что президент АРЕ Хосни Мубарак отдал распоряжение направить в военный трибунал дело человека номер 3 в иерархии «Братьев», а также других активистов движения, арестованных в декабре прошлого года. В Египте в военных судах рассматриваются, в частности, дела, связанные с терроризмом. Их решения не подлежат обжалованию.

В январе власти заморозили авуары Мохаммеда Хайрата аль-Хатера и 28 других активистов организации, обвинив их в «отмывании денег и финансировании запрещенной организации». Оценивая решение президента, заместитель главы «Братьев» Мохаммед Хабиб сказал: «Это жестокое решение является политическим. Оно может продемонстрировать арабским и иностранным инвесторам отсутствие стабильности в Египте».

Аль-Хатер и 35 активистов движения были арестованы в декабре прошлого года после того, как они устроили показательные выступления по владению приемами рукопашного боя в студенческом городке исламского университета Аль-Азхар.

В феврале египетские власти продолжили тихую войну с главным заключенным страны — оппозиционным политиком Айманом Нуром, уже более года находящимся в тюрьме. 5 февраля комиссия, составленная из медицинских экспертов, объявила, что состояние здоровья А. Нура не позволяет освободить его из-под стражи по медицинским показаниям. Это решение было тут же названо оппозицией «политическим». По данным семьи оппозиционера, он болен диабетом и его жизнь зависит от инсулиновых инъекций. Предыдущее медосвидетельствование А. Нур проходил в октябре прошлого года. Тогда врачи рекомендовали либо освободить его по президентской амнистии, либо перевести из камеры в тюремную больницу.

А. Нур был осужден на пять лет тюремного заключения по обвинению в фальсификации документов, поданных для регистрации его партии «Аль-Гад». В сентябре 2005 года он составил конкуренцию действующему главе государства на президентских выборах и занял второе место.

7 февраля госсекретарь США Кондолиза Райс со своей стороны потребовала от Египта немедленно освободить А. Нура. Это заявление последовало за несколько часов до встречи в Вашингтоне между К. Райс и главой МИДа АРЕ Ахмедом Абуль Гейтом.

В феврале в связи с планами США по созданию в американском военном ведомстве африканского командования «Африком» было объявлено, что Египет не попадет в его сферу ответственности, а останется в зоне ответственности Центрального командования. Такое решение США вполне объяснимо. Египет уже долгие годы является активным военным партнером Соединенных Штатов в регионе. На его территории на регулярной основе проводятся учения войск Центрального командования «Брайт стар». Судя по всему, все региональные военные планы Пентагона и Каира также сверстаны с учетом взаимодействия египетской армии именно с Центральным командованием.

25 февраля Ахмед Абуль Гейт принял участие во встрече глав министерств иностранных дел семи мусульманских стран в Исламабаде, в ходе которой министры призвали решить проблему иранского ядерного досье переговорным путем. В коммюнике по итогам встречи представители Египта, Индонезии, Иордании, Малайзии, Пакистана, Саудовской Аравии и Турции высказали «глубокую озабоченность опасной эскалацией напряженности вокруг иранской ядерной программы». Они высказались категорически против любой возможности применения силы для решения этой проблемы. На встрече присутствовал генеральный секретарь организации «Исламская конференция» /ОИК/ Экмеледдин Ихсаноглу.

25 февраля официальная египетская газета «Аль-Гумхурия» объявила, что Египет прекратил вещание спутникового иракского телеканала «Аз-Завраа». Его передачи подверглись критике со стороны США и иракского правительства как антиамериканские и антишиитские. Передача сигнала этого телеканала осуществлялась через египетский спутник «НилСат-101».

В феврале было объявлено, что уже в скором времени гостей египетского курортного города Шарм-аль-Шейх будет принимать новый аэропорт. В пробном режиме предприятие, как ожидается, заработает уже в апреле с.г., а в полном объеме аэропорт начнет функционировать в мае. Договоренность о его возведении была достигнута с одной из строительных компаний в 2004 году. Занимаемая им площадь составляет 47 тыс. кв. м, а его возведение обошлось в 460 млн египетских фунтов /около 80,7 млн долл./. Предполагается, что оснащенный по последнему слову техники аэропорт возьмет на себя большую часть международных рейсов и будет обслуживать 92% прилетающих из-за рубежа самолетов. В нем также организован зал приема местных пассажиров. К 2012 году руководство предприятия планирует увеличить пассажиропоток до 7,5 млн человек.

Другой экономической новостью стало объявление 22 февраля о том, что Россия изучает возможность основания в Египте свободной промышленной зоны. Меморандум о создании такой зоны планируется подписать в ходе визита в Каир главы Минпромэнерго РФ Виктора Христенко 10–11 апреля, сообщил ИТАР-ТАСС посол РФ в АРЕ Михаил Богданов. По его словам, для практических переговоров и подготовки документов в середине марта в египетскую столицу прибывает делегация экспертов из Роспрома и ряда отраслевых ведомств.

Цель создания российской промзоны в Египте — продвижение и внедрение российских технологий и разработок, а также использование комплектующих для создания продукции машиностроения. «Для нас интерес представляет автопроизводство — «ВАЗ», «ГАЗ», либо изготовление запчастей и комплектующих, а также авиастроение и насосная техника, — пояснил торговый представитель РФ в Каире Александр Есютин. — Для нас важно не просто ввести товары и хранить их, но и наладить производство экспортно-ориентированной продукции, то есть через Египет вести в перспективе работу на третьи страны».

Между тем пока, по словам торгпреда, четкого понимания того, что будет на самом деле, нет. Известно, что египетская сторона, от которой и исходила идея создания такой зоны, озвученная в ходе визита президента АРЕ Хосни Мубарака в Москву в ноябре прошлого года, объявила о выделении России участка земли в Бург аль-Араб — индустриальной зоне в районе Александрии на Средиземном море. «В остальном ясности пока нет — будут ли даны россиянам налоговые преференции, и если да, то какие», — сказал он, добавив при этом, что «египетские партнеры до сих пор не представили свои идеи об отраслевой направленности будущей зоны».

Если в ходе предстоящего визита В. Христенко, пояснил А. Есютин, удастся определить правовой статус зоны и основы ее административно-финансовой деятельности, и условия при этом будут приемлемыми для российских предпринимателей, то в течение года будет вестись работа по изучению потребностей местного рынка и выходу на практическую реализацию проекта.

52.26MB | MySQL:103 | 0,549sec