К вопросу о предстоящих выборах мэра города Стамбул

Менее чем через две недели состоятся перевыборы мэра в крупнейшем городе Турции – Стамбуле. Напомним, что на выборах 31 марта с.г. победу одержал кандидат от главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Турции Экрем Имамоглу, ставший объединительным кандидатом от оппозиции. Перевыборы назначены Высшим избирательным советом Турции на 23 июня с.г. и до тех пор кандидатам предстоит проделать серьезную работу.

Говоря об Экреме Имамоглу, ему, явным образом, рано почивать на лаврах – окончательно официально зафиксированная разница между ним и кандидатом от партии власти (Партия справедливости и развития) Бинали Йылдырымом составляет всего 13 тыс. человек. В городе, в котором насчитывается свыше 10 млн избирателей. Иными словами, знак может легко смениться на противоположный.

В этой ситуации, Экрему Имамоглу недостаточным является второй раз повторить свою предвыборную кампанию, которую он готовил к 31 марта с.г. Ему предстоит найти правильное «послание» своему электорату – существующему и потенциальному – и донести это послание до него не просто таким образом, чтобы подтвердить предыдущий результат.

Результат предыдущего выступления должен быть улучшен, причем, заметным образом. Поскольку власть наглядно продемонстрировала оппозиции, что она имеет все или, как минимум, очень многие рычаги влияния на ситуацию и готова их использовать, не стесняясь, лишь бы не выпустить Стамбул из своих рук. И нужна неоспоримая разница, чтобы оппозиции удалось отстоять свои позиции второй раз подряд.

Итак, какое послание Экрем Имамоглу отправляет стамбульским избирателям? Вот, как видится ситуация:

Послание первое – это слоган его предвыборной кампании. Мем, который случайно стал девизом Экрема Имамоглу – «Все будет хорошо!». «Все будет хорошо» — это значит, что второй раз Э. Имамоглу готов подтвердить свое реноме. И, если говорить шире, то подтекст у этого высказывания такой, что «время Партии справедливости и развития подходит к концу» и уже не за горами тот час, когда она покинет  турецкую политическую арену и будут заменена оппозицией, в том числе, и главной оппозиционной Народно-республиканской партией.

Послание второе – это то, что Экрем Имамоглу является надпартийным кандидатом. Именно поэтому свою предвыборную кампанию он ведет с внешней площадки, не связанной с сайтом Народно-республиканской партии и не выпячивая символику НРП. Понятно, что электорат НРП составляет немногим более 25% населения Турции. Впрочем, распределен он неравномерно: то есть, концентрация светского кемалистского электората в крупных городах страны – выше. Но, все равно, его численности – недостаточно для того, чтобы избрать Экрема Имамоглу в Стамбуле без электората, не связанного с НРП.

Послание третье – это то, что Экрем Имамоглу является практиком. Тут ему надо выбить козырь у опытного Бинали Йылдырыма, который успел поработать на всех ключевых постах в стране, в качестве (в хронологической последовательности): министра транспорта, премьер-министра, а также спикера Великого национального собрания (Меджлиса) Турции. Кроме того, Бинали Йылдырым является одним из отцов – основателей Партии справедливости и развития и поэтому просто не имеет права проигрывать «молодому выскочке».

Но именно в молодости и энергетике Экрема Имамоглу — его сила. На прочность власть пробовал уже не один оппозиционный кандидат: Селахаттин Демирташ (от Партии демократии народов), Экмеледдин Ихсаноглу (беспартийный объединительный кандидат от оппозиции), Мухаррем Индже (от Народно-республиканской партии) и, наконец, Экрем Имамоглу (от той же главной оппозиционной партии).

И, когда в партии власти наступают процессы старения, оппозиционный кандидат побеждает не просто своей личностью, он побеждает всей накопившейся критической массой предыдущих попыток. Так вот: к настоящему времени попыток взятия в Турции властных вершин накопилось предостаточно, чтобы шансы каждого последующего кандидата заметно возрастали.

Более того, накопилась статистика по тем кандидатам, которые турецким избирателям «заходят». Если кратко резюмировать собирательный портрет успешного оппозиционного кандидата, то речь идет о достаточно молодом кандидате, образованном (на контрасте с представителями партии власти, за которыми в Турции среди оппозиционеров закрепился имидж, справедливо или нет, выпускников религиозных школ имамов–хатибов, то есть, людей, мягко говоря, специфично образованных, а если выражаться прямо – то и необразованных вовсе – В.К.), об интеллигентном, терпеливом и жестком одновременно. Как, в свое время, ещё всем показал Селахаттин Демирташ, нужен молодой «симпатяга» с характером. Но С.Демирташ, со своей курдской ориентацией, и не мог претендовать на высший или достаточно высокий государственный пост.

Кстати, из этих требований, выбился и Э.Ихсаноглу и М.Индже (каждый по своим причинам – первый выглядит скорее как функционер, да ещё и происламский, с учетом его работы в Организации исламского сотрудничества; второй – недостаточно «симпатичен и интеллигентен», хотя достаточно жесток – В.К.). Но в них отлично вписывается Э.Имамоглу.

Так что, у него есть потенциал стать не просто политиком регионального уровня, а, именно, что политиком «федерального уровня». Но даже, если власть до него каким-то образом «доберется» и спустит «с небес на землю», то запрос и тренд в Турции обозначился.

И теперь является лишь вопросом времени, когда такой кандидат на турецкой внутриполитической арене объявится. В этой ситуации, когда ситуация начала разворачиваться в сторону оппозиции, единственным вариантом для власти было бы найти подобного кандидата в своих рядах и продвинуть его как «партийного реформатора» — человека, который «реформирует» Партию справедливости и развития, а точнее сделает «подтяжку лица».

Совершенно очевидно, что старая гвардия с этой задачей уже не справится. Нужна свежая молодая кровь. Также будет большой ошибкой двигать вперёд министра казначейства и финансов, зятя Р.Т.Эрдогана, Берата Албайрака. Он не имеет нужных качеств для того, чтобы конкурировать на уровне большем, чем депутат ВНСТ. Он неизбираем на пост мэра любого достаточно крупного города, не говоря уже о президентской должности. Что видно из опыта его пребывания на министерском посту, на котором он не зарекомендовал себя пока никак. Но, пожалуй, самое главное – Б.Албайрак имеет отталкивающую от себя харизму. Вдвойне плохо это выглядит, когда он пытается, вольно или невольно, копировать манеру своего тестя (манера выступлений и жестикуляций) – президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Непонятно, почему ему этого не подсказывают его специалисты по PR.

А вот у Экрема Имамоглу потенциал политика государственного масштаба прослеживается. Но, как мы сказали выше, Э.Имамоглу предстоит показать свой потенциал в плане способности организовать практическую работу и выполнить, хотя бы частично, данные им обещания.

Впрочем, сказать, что у Экрема Имамоглу нет опыта практической работы – было бы неправильно. Все ж таки, он был муниципальным главой в районе Бейликдюзю в городе Стамбул с 2009 года и вплоть по настоящее время. Иными словами, город, в той или иной степени, Экрем Имамоглу знает, а также имеет перед ним определенные заслуги, которые может предъявить избирателям. Причем, важно, что речь идёт именно о заслугах в городе нынешних выборов.

Как следует из выборной интернет – страницы кандидата, похвастать он может реализацией ряда проектов муниципального уровня, то есть, перекрестками, дорогами, развязками, парками, социальными и образовательными объектами, а также рядом проектов, направленных на улучшение жизни отдельных групп населения. В принципе, такой опыт может быть масштабирован на уровень любого города. Или почти любого города страны.

Вопрос заключается лишь в том, потянет ли Экрем Имамоглу весь город Стамбул – город, который на порядок более сложный, чем любой город в Турции. Город – государство в государстве, чей бюджет сопоставим, допустим, с бюджетом Финляндии. Более того, победа Э.Имамоглу в Стамбуле не решит для него всех проблем. Ему придется действовать в ситуации, когда большинство людей в законодательном собрании Стамбула – это представители правящей Партии справедливости и развития.

Напомним, что голоса на выборах депутатов местного законодательного собрания распределились следующим образом: Партия справедливости и развития – 45,40%, Народно-республиканская партия – 38,39%, Партия демократии народов – 4,0%, Хорошая партия – 3,46%, Партия счастья – 2,62%. Иными словами, в принципе, и оппозицию Партии справедливости и развития среди депутатов можно преодолевать. Но лишь в том случае, если все оппозиционные партии будут демонстрировать единый подход, на что, конечно же, вряд ли, стоит рассчитывать.

С другой стороны, ситуация облегчается тем, что у мэра города в Турции – полномочия достаточно широкие. Городской бюджет определяется, исходя из численности населения и ряда других факторов, по четко определенной формуле. Его нельзя принудительным образом сократить или задержать перевод средств мэрии из Казначейства. В расходовании средств мэр также обладает высокой степенью автономии от центра и от городского меджлиса. Другое дело, что есть целый ряд крупных инфраструктурных проектов в городе, которые могут стать источником разногласий между федеральным центром и мэром города. Но это – уже издержки того, что в Турции долгое время существовал однопартийный режим.

Сможет ли Экрем Имамоглу улучшить свои позиции на предстоящих выборах – это большой вопрос. Его конкурент – Бинали Йылдырым – уж точно нацелился на улучшение своего результата, на что брошены большие силы. Причем, как мы писали выше, на этих выборах руководство страны решило отказаться от громкой кампании и от резких, переходящих в негативные, заявлений.

Опыт прошедших выборов показал, что турецкие граждане от подобных заявлений и от подобной риторики устали. Негативная повестка перестала приносить ожидаемый результат. Как считают турецкие аналитики, именно такой подход привел к тому, что Экрему Имамоглу в ходе краткосрочной кампании удалось свести в ноль свою разницу с Бинали Йылдырымом, который изначально имел фору, исчисляемую свыше 10% голосов избирателей.

Партия власти уже сделала выводы и предвыборная кампания на повторных выборах в Стамбуле проходит намного тише – без громких заявлений и без «стращания» избирателей. Партия справедливости и развития возвращается к своей привычной тактике, когда на первый план ими выводятся конкретные дела и проекты, сделанные для региона. При том, что делать им это совсем нетрудно – с учетом того, что до сих пор они управляли городом. И даже в самом плохо управляемом городе (к числу которых, кстати, Стамбул не относился) можно всегда найти место для позитива.

Тут Партии справедливости и развития, и вовсе, есть чем похвастаться – хотя бы выполненными до сих пор мегапроектами, включая третий мост через Босфор, тоннель под Босфором, третий аэропорт и прочее. И многое из этого Бинали Йылдырым может отнести на свой личный счет, принимая во внимание тот факт, что в прошлом он был министром транспорта и все эти проекты, так или иначе, проходили по его ведомству.

В целом, Партия справедливости и развития от громкой кампании переходит к «индивидуальной» работе с избирателями. К этому вопросу привлекаются специальные группы волонтеров. Также, в связи с мусульманским постом рамадан было организовано множество официальных вечерних разговлений «ифтаров», на которые властями приглашалась целевая аудитория – лидеры общественного мнения. В общей сложности, число таких благотворительных ифтаров составило около 3 – 4 тысяч.

Приоритетом Партии справедливости и развития на предстоящих 23 июня выборах являются не те избиратели, которые пришли на предыдущие выборы, а те избиратели, которые, по тем или иным причинам, до выборов 31 марта не дошли. Напомним, что явка на выборах 31 марта составила 83,88%. То есть, до избирательных участков не дошло около 1,5 млн стамбульцев.

Как считается, именно среди неявившихся к избирательным участкам – большинство составляют «разочаровавшиеся» или «обидевшиеся» сторонники Партии справедливости и развития. Как сообщается турецкими СМИ, в частности, влиятельным турецким изданием «Хюрриет», Партией справедливости и развития было даже заказано специальное исследование, целью которого является лучшее понимание своих сторонников, которые 31 марта от ПСР отвернулись или на выборы не пришли. Главных вопросов в этом исследовании, собственно, два: почему эти избиратели не пришли 31 марта на голосование и при каких обстоятельствах они готовы использовать свой голос в пользу ПСР.

Иными словами, кампания 23 июня от кампании 31 марта для Партии справедливости и развития будет отличаться с точностью до наоборот. Более того, никаких дополнительных обещаний партия избирателям давать не собирается. Исходя из того соображения, что руководство ПСР считает, что один раз эти обещания уже были ими озвучены и в повторении нет нужды.

На этом фоне, самая главная цель для Бинали Йылдырыма забрать у Экрема Имамоглу образ человека, пострадавшего на выборах 31 марта с.г. То есть, не Экрем Имамоглу должен выглядеть в глазах избирателей в качестве человека, кого обокрали, отняв у него «мазбату» — мэрское удостоверение. А именно Бинали Йылдырым должен смотреться тем, у кого украли выборы непосредственно на избирательных участках (как бы иррационально это не звучало, с учетом того, какими белыми нитками была пошита отмена выборов).

Кроме того, повторимся, Бинали Йылдырым должен перевести свою кампанию с негативного в позитивное русло – необходимо не пугать избирателей трудностями и врагами, внутренними и внешними, а дать надежду Стамбулу, как экономическому и торговому центру Турции. Таким образом, помимо того, что Бинали Йылдырым должен выглядеть пострадавшим, на первый план у ПСР вышел слоган «надежда». Причем эта «надежда» должна охватывать как можно более широкий срез жителей Стамбула, а, скорее, быть четко таргетированной на, тех или иных, адресатов. Благо современные технологии такие вещи позволяют это делать – в первую очередь, через социальные сети.

В частности, отдельная стратегия ПСР направлена на курдов и на черноморских жителей Стамбула. В работе с курдами партия власти строит работу с лидерами курдской диаспоры города. Собираются их пожелания и требования и предпринимаются усилия по убеждению в том, что они будут в максимально возможной степени удовлетворены. Что же до черноморской диаспоры Стамбула, то и это – тоже не случайно. Поскольку Экрем Имамоглу сам – родом из черноморского города Трабзон, а, следовательно, им был сделан соответствующий акцент в предыдущей избирательной кампании (Стамбул – это город, стоящий на двух морях, Мраморном и Черном). Партия справедливости и развития, разумеется, рассматривает варианты того, как можно нивелировать это преимущество Э.Имамоглу.

Итак, подводим черту: Партия справедливости и развития на выборах мэра Стамбула, которые состоятся 23 июня, будет обращаться к эмоциональной «струне» избирателей, пытаясь их вдохновить и дать надежду на то, что трудности, в первую очередь, экономические будут успешно преодолены. Кандидат от оппозиции — Экрем Имамоглу — помимо надежды, стремится продемонстрировать свою состоятельность в решении практических вопросов и задач, стоящих перед городом. Ситуация на выборах складывается очень шаткая, но что отличает противоборствующие стороны – это то, что власть готова идти до конца, а оппозиция – нет, что делает шансы власти, всё же, предпочтительными.

62.9MB | MySQL:102 | 2,046sec