Турция отказалась от попыток обхода Курдистана

В последние месяцы взаимоотношения Турции и властей Южного (Иракского) Курдистана стали одной из самых обсуждаемых тем в средствах массовой информации. В первую очередь, это касается возможного военного вторжения турецких войск на территорию Южного Курдистана и жесткой риторики турецких властей по отношению к иракским курдам. Однако, увлекшись громкими обвинениями Турции в адрес Южного Курдистана (по вопросу Киркука, полномочий региональных властей и т.д.), наблюдатели зачастую не уделяют никакого внимания действиям турецкого руководства, свидетельствующим о реализме турецкой политики по отношению к Южному Курдистану и признании его роли в современном Ираке.

В начале мая пожелавший остаться анонимным представитель турецких властей признал, что проект открытия второго пропускного пункта на турецко-иракской границе стал бессмысленным. По мнению турецких властей, этот проект потерял свое стратегическое значение и более не рассматривается как экономически выгодный. С экономической точки зрения пропускная способность пункта Ибрагим-Халила (провинция Ширнак), связывающего Турцию с Ираком, для Турции достаточна[1]. Именно такая постановка вопроса (потеря стратегического значения привела к экономической невыгодности) и подтверждает политическую мотивированность этого проекта, реализация которого стала невозможной в связи с усилением военно-политической мощи Южного Курдистана и расширением зоны его влияния. Как отмечают турецкие представители, расчеты, на основании которых был подготовлен проект создания второго пропускного пункта в обход региона, контролируемого курдами, устарели. Этот проект был актуален 10-15 лет назад, но «сегодня курдский регион более не представляет собой тонкую полосу, сегодня курдский регион распространился повсюду»[2].

Таким образом, поскольку сегодня вся турецко-иракская граница находится под контролем курдских пешмерга, Турция поняла бессмысленность своих попыток транспортно-коммуникационного обхода Курдистана и его блокады.

Погранично-таможенный пункт, или, как еще говорят, «пограничные ворота» Ибрагим-Халил на Хабуре в районе Захо является для Ирака важнейшим путем для выхода к Средиземному и Черному морям, дорогой на мировые рынки. Этот пропускной пункт, через который традиционно происходит основная часть иракско-турецкой торговли, с «иракской стороны» с 1991 г. контролировалась курдскими администрациями (Демократическая партия Курдистана). Последние традиционно получали и получают значительные доходы от таможенных поступлений, в том числе и от экспорта иракской нефти в обход ранее действовавшей программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие», через Ибрагим-Халил. В 90-х годах доходы от транзита товаров через этот пропускной пункт составляли основную часть бюджета ДПК. Понимая это, Турция неоднократно прилагала усилия для того, чтобы лишить иракских курдов этих доходов.

Турция регулярно выражала «озабоченность» процессом суверенизации Иракского Курдистана и стремилась «блокировать» иракских курдов от турецко-иракских путей, «транспортно-коммуникационно маргинализовав» Иракский Курдистан. Поэтому в конце 90-х годов турецкие власти вели переговоры с Ираком об открытии второго контрольно-пропускного пункта на турецко-иракской границе в обход иракских курдов.

Согласно предложенному баасистским Ираком проекту «прямого» иракско-турецкого «внекурдского» коридора (хотя также являвшегося «курдистанским» в силу географической принадлежности этногеографическому Курдистану), Турция должна была построить мост через Тигр (в нескольких километрах от существующего таможенного пункта Ибрагим-Халил) и соединить его с сухопутным отгороженным коридором, параллельным нефтепроводу Киркук – Юмурталык (параллельно двум трубопроводам Киркук – Юмурталык идет старая неасфальтированная дорога, 12 км которой приходилось на территорию администрации ДПК. Иракские власти планируют отремонтировать ее). Следует отметить, что переговоры об открытии второго таможенного пункта на турецко-иракской границе велись еще с марта 1997 г., когда Багдад с визитом посетил госминистр Турции Ахмет Тундж. Турецкая сторона вначале заявляла, что планирует открытие второго контрольно-пограничного пункта на турецко-иракской границе для осуществления торговли с Ираком в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие» и компенсации 35-миллиардных потерь в результате наложения санкции на Ирак[3].

Представители курдской администрации предлагали Турции в условиях глубокого экономического кризиса, переживаемого этой страной, увеличить масштабы приграничной торговли и турецкого экспорта транзитом через Иракский Курдистан в районы, контролируемые центральным правительством, и в Иран. При этом, выражая «обеспокоенность» стремлением Турции и Ирака построить новый таможенный пункт в обход территории, контролируемой ДПК, курдская сторона отмечала, что «в нынешних условиях строительство нового пограничного пункта не может быть осуществлено», так как «12 км проектируемого нового пути должно пройти через территорию ДПК»[4].Таким образом, для осуществления проекта коммуникаций в обход курдской администрации должна быть проведена «реоккупация маленького кусочка территории».

Почти то же самое говорил в интервью прокурдской турецкой газете «2000’de Yeni Gundem» (от 16 октября 2000 г.) представитель ДПК в Анкаре Сафин Дизайи, отвечая на вопрос о распространяемых слухах по поводу открытия второго пограничного пункта на иракско-турецкой границе «для исключения ДПК из торговли сырой нефтью между Турцией и Ираком»: «Как они (Турция и Ирак. – Н.М.) смогут осуществить это на практике?». По словам Дизайи, «для того чтобы открыть пункт (второй пограничный пункт. – Н.М.), находящийся в 20-30 км от сирийской границы, этот район должна оккупировать турецкая армия или туда должна вернуться иракская армия. Турецкая армия не может войти в этот район, так как это противоречило бы международному праву. В нынешних условиях иракская армия также не может вернуться на эти территории. В настоящее время этот сценарий не может быть осуществлен на практике»[5].

Еще одним аргументом курдской администрации являлось то, что существующий контрольно-пропускной пункт на Хабуре вполне «справляется» с нынешним объемом турецко-иракской торговли. Более того, до войны в Персидском заливе не модернизированный Ибрагим-Халил пропускал в пять раз больше грузовых автомашин. Таким образом, экономическая целесообразность второго пропускного пункта отсутствует.

Курды открыто заявляли, что этот обходной путь является на самом деле не чем иным, как «петлей на шее Иракского Курдистана»[6]. Как сообщала газета «Аль-Хайят» (21 мая 2001 г.) со ссылкой на «хорошо информированные курдские источники», проект нового турецко-иракского пропускного пункта был представлен турецким премьером Бюлентом Эджевитом лидеру ДПК Масуду Барзани в начале мая 2001 г. во время визита последнего в Анкару, однако курдский лидер категорически отверг этот план.[7] Вместе с тем одним из основных факторов в этом вопросе являлась позиция Соединенных Штатов, которые также выступали против иракско-турецких связей в обход иракских курдов, о чем заявил во время визита в Турцию в июне 2001 г. министр обороны США Дональд Рамсфельд[8]. Вашингтон понимал, что таким образом он держит иракско-турецкое сотрудничество под контролем. Как отмечала та же «Аль-Хайят», позиция Соединенных Штатов была резко негативной, так как США рассматривали этот проект в качестве «военного моста» (security-military bridge) между Багдадом и Анкарой[9] и прорыва Ираком режима международных санкций. Однако премьер-министр Турции Бюлент Эджевит в ответ на заявление американского министра сказал в Ширнаке во время своего турне по «юго-восточным районам страны», что новый пограничный пункт будет построен в любом случае, так как Турция нуждается в иракской нефти[10]. В конце июля 2001 г., во время встречи Эджевита с министром нефти Ирака Амир Мухаммед Рашидом, было объявлено о переносе сроков начала строительства нового иракско-турецкого таможенного пункта «по техническим причинам»[11]. Следует добавить, что этот «проект Эджевита» (турецкие эксперты считают, что именно турецкому премьеру принадлежит идея создания турецко-иракского коридора в обход территории курдской администрации) весьма негативно воспринимался в турецких военных кругах, которые считали его «непрактичным». По мнению военного истеблишмента Турции, для осуществления этого проекта Ираку необходимо было бы установить свой контроль над частью территории, подконтрольной администрации ДПК, что спровоцирует конфликт между Багдадом и курдами и последующее вмешательство США[12], став причиной очередной нестабильности в регионе.

3 сентября 2001 г. контрольно-пропускной пункт Ибрагим-Халил на Хабуре посетил государственный министр Турции по таможенным делам Мехмет Кечечилер, также заявивший, что второй таможенный пункт в любом случае будет построен. Турецкий министр отметил при этом, что ООН (скорее всего, имея в виду Соединенные Штаты. — Н.М.) не должна вмешиваться в отношения Турции и Ираком[13]. Турецкий министр посетил также Овакой – место предполагаемого второго контрольно-пропускного пункта на турецко-иракской границе, в 13 км к югу от Ибрагим-Халила. Проектируемому таможенному пункту предполагалось присвоить имя отца Ататюрка – Али Риза Эфенди, служившего таможенным офицером в Салониках. При этом следует отметить, что и предполагаемый путь через проектируемый пропускной пункт в Овакой также должен был пройти через территорию, подконтрольную администрации ДПК. Однако в этом случае он проходил бы по курдской территории на протяжении 10 км, в то время как дорога, ведущая от пропускного пункта Ибрагим-Халил, имеет протяженность 90 км.

Турецкие власти, как и ранее, заявляли, что «Турция будет принимать во внимание обеспокоенность Соединенных Штатов по отношению к Ираку, однако будет действовать в соответствии с собственными интересами», отмечая при этом, что Турция «рассматривает этот проект как соответствующий прямым интересам страны»[14].

Посетившая в декабре 2001 г. Иракский Курдистан американская делегация[15] побывала на «иракском» берегу Тигра, где Багдад планировал построить новый мост для второго турецко-иракского контрольно-пропускного пункта. Примечательно, что американскую делегацию сопровождал сотрудник турецкого МИДа Серра Эраслан, в присутствии которого американские дипломаты резко высказались против этого проекта. Ранее во время визита в Анкару свою «озабоченность» по поводу этого проекта высказывал президенту Турции А.Н. Сезеру и премьер-министру Б. Эджевиту государственный секретарь Соединенных Штатов Колин Пауэлл[16].

Похоже, Турция, поняв нереальность создания таможенного пункта на турецко-иракской границе в обход курдской администрации, несколько скорректировала этот проект. Как сообщила 3 сентября 2002 г. газета «Hurriyet», турки пробовали втянуть в этот проект и Сирию. Анкара предлагала создать таможенный пункт на стыке границ Турции, Сирии и Ирака, фактически пытаясь найти выходы в Ирак через Сирию.

Кроме прямой связи с иракскими властями Анкара планировала создание таможенного пункта на турецко-сирийской границе недалеко от границы с Ираком, чтобы таким образом обойти зону курдской администрации. При этом планировалось, что на иракской границе контролировать таможенный пункт будут туркоманы. Конечно же, этот вариант априори являлся нереальным. Примечательно, ПСК, не имеющий непосредственного выхода в Турцию, поддерживал ДПК в споре с Турцией о нецелесообразности строительства новых таможенно-пропускных пунктов, объясняя это тем, что предполагаемые таможенные пункты будут расположены от территории, контролируемой ПСК, дальше Хабура[17].

В качестве одного из путей «обхода» курдских территорий с 22 июня 2001 г. Начал действовать еженедельный авиарейс Стамбул – Багдад. Однако в силу ограниченного пассажиро- и грузопотока акция не имела практического значения.

После свержения в Ираке баасистского режима Турция вновь попыталась реанимировать проект второго пропускного пункта. Во время своего визита в Вашингтон в июне 2003 г. замминистра иностранных дел Турции Угур Зиял обратился к руководству США взять под свой контроль таможенный пункт на Хабуре, так же как они контролируют другие таможни страны[18].

Турецкие власти развернули деятельность по созданию таможенного пункта в ноябре 2003 г., когда на посту председателя Временного правящего совета Ирака находился Дж. Талабани, пытаясь использовать его противоречия (хотя и скрываемые) с ДПК.

Как заявил в начале ноября 2003 г. посол Турции в США Фарук Логоглу, Турция прилагает активные усилия для открытия второго контрольно-пропускного пункта недалеко от села Овакой (рядом с поселком Оваджик), в 13 км от Хабура, проводя консультации с американцами и иракскими представителями[19]. Этот вопрос обсуждался даже в Генштабе Турции. По поводу ДПК Ф. Логоглу заявил: «Курды контролируют эту территорию, или они думают, что контролируют». Турецкий посол повторил, что открытие второго таможенного пункта, создаваемого непосредственно путем переговоров между Анкарой и Багдадом, «подорвет их (курдов, ДПК. – Н.М.) чувство военного доминирования в регионе». Ф. Логоглу заявил также, что «таможенные пошлины, уплаченные на любых таможенных пунктах, принадлежат всем иракцам и должны поступать в центральное иракское казначейство»[20]. Примечательно, что, говоря об открытии второго контрольно-пропускного пункта на турецко-иракской границе, Логоглу заявил буквально следующее: турецкая сторона желает открыть таможенный пункт на границе с Ираком в районе, который не контролируется курдами. Однако, как известно, после свержения Саддама Хусейна ДПК распространила свою власть на весь район турецко-иракской границы и курдистанскую часть сирийско-иракской границы[21].

Турция, как уже отмечалось, всегда с озабоченностью относилась к тому, что доходы от транзитной торговли шли в казну ДПК и курдской администрации.

Следует отметить, что для открытия контрольно-пропускного пункта в Овакой, который турки называли «ближайшим местом к туркомано-арабскому региону Ирака», необходимо было построить дорогу протяженностью 65 км – 15 км по территории Турции (на юг от городка Силопи в провинции Ширнак) и 50 км от границы до Мосула, а также мост через реку Хабур.

Во время своего визита в Анкару в качестве председателя Временного правящего совета и руководителя иракской делегации Дж. Талабани 20 ноября 2003 г. на встрече с госминистром Турции, курирующим внешнюю торговлю, Кюршатом Тюзменом обсуждал проблему открытия второго таможенного пункта на турецко-иракской границе, недалеко от Хабура. Этот вопрос, конечно же, был поднят по инициативе турецкой стороны, которая повторяла свои аргументы о якобы неспособности Хабура пропускать ежедневно 3 тыс. грузовиков, хотя, как не раз заявляли представители ДПК, именно Турция всячески ограничивает полную загрузку Хабура. После переговоров с К. Тюзменом Талабани заявил, что второй контрольно-пропускной пункт расширит торговлю между Турцией и Ираком, и пообещал предпринять все меры для открытия этого таможенного пункта[22].

21 ноября К. Тюзмен и министр торговли Ирака Али Абдель Амир Аллави подписали протокол о расширении торговли, стороны согласились предпринять все меры для открытия второго таможенного пункта[23].

Совершенно очевидно, что Дж. Талабани, как и в большинстве случаев по важным вопросам, и не думал советоваться с коллегами из ДПК, которые весьма резко выступали против строительства альтернативного Хабуру таможенного пункта. Следует отметить, что, возможно, ДПК согласится на строительство второго контрольно-пропускного пункта лишь в случае конституционного определения границ Курдистана в рамках иракского государства и включения этой территории, этногеографически принадлежащей Южному Курдистану, в административные границы Иракского Курдистана.

Турецкие и иракские представители регулярно вели переговоры об открытии нового пропускного пункта. При этом в переговорах активно участвовали представители США, которые, как правило, поддерживали позицию ДПК об отсутствии необходимости открывать новый пропускной пункт на турецко-иракской границе, а если будет принято решение об его открытии, то включить его в зону влияния ДПК.

20 января 2004 г. переговоры об открытии пропускного пункта в Овакой между турецкой и иракской делегациями прошли в Джезире (провинция Ширнак). В переговорах участвовали также американские офицеры[24].

В начале марта 2004 г. в Анкаре побывала иракская делегация под руководством американского посла Рона Ньюмана, являющегося старшим советником иракского МИДа от Временной коалиционной администрации. 10-11 марта иракская делегация провела переговоры с турецким Ведомством внешней торговли, на них обсуждались вопросы турецко-иракского экономического сотрудничества. Одним из основных вопросов на переговорах являлась проблема второго пропускного пункта на турецко-иракской границе. Хотя принципиально стороны согласились открыть еще один таможенный пункт, однако не смогли договориться о месте открытия этого пункта. Турецкая сторона настаивала на его размещении в местечке Овакой, а «иракские представители» — в местечке Шинава, в 5 км к востоку от Овакой. Шинава находится ближе к Захо, с которым он соединен автодорогой. Точнее, дорога от Шинава вливается в путь, который идет к Захо от Хабура. Таким образом, этот пропускной пункт оказался бы под сильным влиянием ДПК. Турецкая сторона заявила, что дорога Хабур – Захо и так перегружена, в связи с чем и встала проблема создания еще одного таможенного пункта. Если же таможенный пункт разместится в местечке Овакой, то товарные потоки из Турции двинутся по пути, который пройдет через Мосул и Телафар[25]. Мосул вряд ли будет находиться под контролем ДПК, а в Телафаре сравнительно много туркоманского населения.

«Иракскими представителями», конечно же, были представители ДПК, член Политбюро которой является руководителем иракского МИДа. Ведь Багдаду и иракским арабам в некоторой степени безразлично, как пойдут товарные потоки из Турции и в Турцию — через территорию, находящуюся под традиционным контролем ДПК, или через другие районы Ирака, хотя, наверное, с политической точки зрения им бы хотелось лишить курдов монополии на контроль над выходами в Турцию. Более того, можно спрогнозировать, что при стабилизации военно-политической обстановки, в частности, в Мосуле арабы Ирака вернутся к вопросу о создании пути в Турцию непосредственно под контролем центрального правительства.

Осенью 2005 г. президент Ирака Джалал Талабани и премьер-министр Ирака Ибрагим аль-Джафари направили турецкому руководству письмо с просьбой об открытии пяти дополнительных контрольно-пропускных пунктов[26]. В начале октября министр планирования Ирака посетил Турцию и после возвращения заявил о том, что Ирак и Турция согласились на открытие второго КПП в местечке Шинава, в нескольких километрах к западу от Ибрагим-Халила[27]. Однако новый КПП так и не был открыт. По-видимому, Турция посчитала, что новый КПП, находящийся в нескольких километрах за пределами административно-территориальных границ Региона Курдистана, однако фактически контролируемый после свержения баасистского режима силами ДПК, еще больше упрочит монопольное положение ДПК в деле контроля турецко-иракской границы.

Таким образом, поскольку сегодня вся турецко-иракская граница находится под контролем курдских пешмерга, Турция поняла бессмысленность своих попыток транспортно-коммуникационного обхода Курдистана и его блокады.

 


[1] Fatma Demirelli. Turkey shelves plans for second border gate with Iraq. // Today’s Zaman, 12.05.2007.

[2] Demirelli. Turkey shelves plans for second border gate with Iraq. // Today’s Zaman, 12.05.2007.

[3] Cumhuriyet, 31.03.1997.

[4][4] Ilnur Cevik. KDP: we remain your trusted ally, howewer…// TDN, June 22, 2001.

[5] Цит. по: KDP’s Ankara Representative Interviewed on Ties with PKK, PUK (2000’de Yeni Gundem, 16 October 2000). [Interview with Safin Diza’i, Ankara representative of the KDP, by Kemal Avci]. // Kurdistan Observer, 24 October, 2000.

[6] См. по: David Hirst. Liberated and safe, but not yet free. The Kurdish safe have in northern Iraq is proving to be Gulf’ war’s most enduring and successful legacy. // Guardian, August 1, 2001.

[7] Цит. по: David Nissman. US, Barzani Block Iraq-Turkey “Economic, Military” bridge. // Iraq Report, 25 May 2001, Vol. 4, Number 18.

[8] Cumhuriyet, 06.06.2001.

См. также, например, Ilnur Cevik. US concerned about prospects of a second border gate with Iraq. // TDN, November 25, 2001.

[9] Цит. по: David Nissman. US, Barzani Block Iraq-Turkey “Economic, Military” bridge. // Iraq Report, 25 May 2001, Vol. 4, Number 18.

[10] Cumhuriyet, 05.06.2001.

[11] Saadet Oruc. Ecevit to Iraqi Minister: «Second gate to be delayed due to technical problems». // TDN, 25 July 2001.

[12] Ilnur Cevik. US concerned about prospects of a second border gate with Iraq. // TDN, November 25, 2001.

[13] Kececiler: UN will not get angry. Second border gate to Habur on agenda. // TDN, 5 September 2001.

[14] “We see this in the direct interest of our country”, Foreign Minister Ismail Cem said. Turkey to open second border gate with Iraq. // TDN, 9 June, 2001.

[15] Руководил делегацией заместитель помощника госсекретаря США Райан Крокер, ныне посол США в Ираке.

[16] Ilnur Cevik. Turkish foreign ministry official with American delegation witnesses displeasure. // TDN, 3 January, 2002.

[17] KDP: Regional war could break out. A new border gate is impossible. // Kurdish Observer, 05 February 2001.

[18] Ankara hints US will control Habur border gate. // TDN, May, 2003.

[19] Turkey wants to open second border post with Iraq: ambassador. // AFP, November 4 2003.

[20] Turkey wants to open second border post with Iraq: ambassador. // AFP, November 4 2003.

[21] Logoglu: Heger Emerîka bibêje başûrê Kurdistanê ya kurdan e ev dê bibe felaketek. (Логоглу: Если Америка скажет, что Южный Курдистан принадлежит курдам, это станет проблемой.) // KK-Nûçe, 05.11.2003 (курд. яз.).

[22] Turkey, Iraq discuss measures to boost trade. // TDN, 21 November 2003.

[23] Turkey, Iraq sign protocol to boost trade. // TDN, 22 November 2003.

[24] Second border gate with Iraq to be opened. // Anadolu Agency, 21.01.2004.

[25] Turkey, Iraq at odds over new border gate. Ankara insists the new gate should be linked to a new route that passes through the Turkmen-populated Telafer, instead of Kurdish-controlled Zaho. // TDN, 12 March 2004.

[26] Kurdistan request for new Turkish border crossing. // Peyamner.com, 04.10.2005.

[27] Another commercial gate between Iraq and Turkey. // Peyamner.com, 11.10.2005.

52.34MB | MySQL:103 | 0,423sec