Оценки израильских и американских экспертов возможности совместного противостояния России на Ближнем Востоке. Часть 1

На сайте Междисциплинарного центра Герцлия (IDC Herzliya) опубликованы результаты исследования, проведенного экспертами из Института политики и стратегии (IPS) и Института Кеннана в Международном научном центре им. Вудро Вильсона под названием «Как справиться с российским вызовом на Ближнем Востоке: США – Израиль. Перспективы и возможности сотрудничества». Прежде чем перейти к рассмотрению выводов, которые сделали американские и израильские эксперты, следует пару слов сказать о характере представляемых ими институтов[i].

Отличительной (от израильских вузов) особенностью IDC Herzliya является то, что он не финансируется государством, факультеты и институты называются в честь спонсоров (в основном из США), пожертвовавших значительные средства на многочисленные проекты центра, в котором обучаются около 8 тыс. студентов. Из них около 2 тыс. – иностранные студенты из 86 стран мира, из которых 36% – из ЕС и 31 % – из Северной Америки[ii]. IDC Herzliya сотрудничает с такими ВУЗами США, как Калифорнийский университет в Беркли, а также с американскими университетами из «Лиги плюща» – Гарвардским, Пенсильванским и Колумбийским.

При IDC Herzliya функционирует два десятка  исследовательских институтов и центров, среди которых  Институт политики и стратегии (Institute for Policy and Strategy – IPS), Институт международной политики по борьбе с терроризмом (International Policy Institute for Counter-Terrorism – ICT), Центр исследований в области международных отношений им. Рубина, Центр изучения еврейского народа им. Невзлина и др. Институт политики и стратегии является организатором Герцлийской конференции.

Институт Кеннана в Международном научном центре Вудро Вильсона  с офисами в Вашингтоне и Киеве  (отделение в России было закрыто в 2014 году), возглавляется Мэтью Рожански, «одним из ведущих американских специалистов по отношениям США с Россией, Украиной и странами постсоветского пространства». К слову, Джордж Фрост Кеннан – идеолог «политики сдерживания» США в отношении СССР, а Вудро Вильсон – 28-й президент США от Демократической партии.

М.Рожански консультировал правительства и международные организации, а также в свое время являлся «специалистом по политическим вопросам» в посольстве США на Украине. Заявленная миссия Института Кеннана заключается в том, чтобы улучшить американское понимание России, Украины и региона посредством исследований и взаимного обмена[iii], что по факту проявляется в тесной работе с российскими оппозиционными деятелями. Международный научный центр Вудро Вильсона был учрежден Конгрессом США в 1968 году для осуществления детальности в память «идеалам и интересам Вудро Вильсона».

В рассматриваемых нами результатах исследования эксперты упомянутых аналитических центров исходят из того, что в период трансформации международного порядка Израиль и США имеют много общих интересов в том, что касается Ближнего Востока. Эта общность является одним из аспектов международного порядка, который как раз не подвержен изменению. Признавая ограничения военных обязательств в регионе, Соединенные Штаты пытаются сохранить на Ближнем Востоке свои позиции как доминирующего субъекта системы безопасности. По мнению американо-израильских экспертов, «Вашингтон также стремится установить порядок и стабильность в Сирии, что как минимум означает предотвращение конфликта между великими державами [Россией и США] и дальнейшего разрушения государства, и возможно, достижение политического урегулирования в сирийской гражданской войне».

Соединенные Штаты считают безопасность Израиля одним из главных приоритетов, а также ключевым аспектом региональной контртеррористической стратегии. Между тем, в Сирии Израиль считает своей главной задачей отодвинуть военную мощь Ирана и в идеале добиться полномасштабного вывода иранских военных активов из страны. Израиль готов сотрудничать с региональными субъектами, которые будут содействовать достижению такого результата. Израиль также считает, что сохранение американского военного господства в регионе имеет решающее значение для его безопасности и установления регионального порядка.

Израиль и США поддерживают уникальные отношения, основанные на общности стратегических интересов и ценностей. Израиль является жизненно важным союзником Вашингтона на Ближнем Востоке. Обе страны сотрудничают в области разведки по наиболее серьезным и деликатным вопросам. Союз между США и Израилем является ключевой составляющей безопасности Израиля, и Вашингтон также извлекает выгоду из этого тесного сотрудничества. Обе страны разделяют понимание того, что Израиль должен иметь свободу действий для осуществления своего законного права на самооборону в регионе, где его национальные интересы и его основные национальные аспекты безопасности постоянно оспариваются с нескольких сторон.

Россия, которая возвращается к своей исторической роли мировой державы в Европе, на Ближнем Востоке и в других регионах, ставит перед США и Израилем сложные задачи. Москва способна сорвать как внешнюю политику США и Израиля, так и достижение ими целей национальной безопасности или нанести им еще больший ущерб. Отношения между США и Россией находятся на самом низком уровне за последние десятилетия. Переломными моментами в этой отрицательной тенденции эксперты называют «военные вторжения России в Грузию и на Украину, вмешательство в американский политический процесс, в политику и выборы в других демократиях, возвращение к конкуренции между великими державами и восстановление российского влияния на Ближнем Востоке».

Российское вмешательство в ближневосточный регион было сосредоточено на Сирии, но действия России по расширению своего присутствия нацелены на весь регион. Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, Россия не смогла значительно расширить свое влияние за пределами сирийской арены и не может сравниться с доминирующей ролью США в регионе.

Российскую практику урегулирования разногласий между конкурирующими игроками с позиции влиятельного брокера эксперты предлагают рассматривать одновременно как вызов и возможность. Для них очевидно, что самоутверждение России в Сирии и сотрудничество Москвы с Тегераном может усилиться после решения США вывести часть своих военных из Сирии. В этих условиях Израиль сталкивается со стратегическим вызовом на сирийской территории, потому что Иран полон решимости создать второй ракетный террористический фронт в этой стране, в то время как военное присутствие России ограничивает свободу действий Израиля по борьбе с Ираном и его прокси.

Хотя российская политика отрицательно сказывается как на США, так и на Израиле, две союзные демократии не обязательно видят российские намерения и интересы в одном и том же свете. Вашингтон, как правило, не придает приоритетного значения угрозе, которую представляет для Израиля российское присутствие в Сирии, и может скептически относиться к израильско-российскому взаимодействию на высоком уровне, несмотря на мнение Израиля, что такое взаимодействие имеет решающее значение для обеспечения и поддержания его способности действовать на сирийской территории. Американские политики обеспокоены возможными более тесными отношениями между Израилем и Россией, которые могут позволить Москве еще больше распространить свое влияние на Ближнем Востоке и, скорее всего, в ущерб интересам США.

Тем не менее союз между США и Израилем и стабилизирующий эффект присутствия США в регионе вносят большой вклад в национальную безопасность Израиля, и это «священные интересы для Израиля». Более того, Израиль на самом деле с пониманием относится к озабоченности Вашингтона по поводу «глобальной враждебной деятельности России» и соответственно ограничивает масштабы своих контактов в сфере безопасности с Москвой. Израилю необходимо будет заняться сбалансированием российского фактора в Сирии с его долгосрочными интересами для поддержки и сохранения благоприятной позиции США в регионе.

Из обсуждений в рабочей группе американские и израильские эксперты пришли к следующим основным выводам.

Во-первых, Израиль и США по-разному воспринимают Россию. Для американских политиков отношения с Россией в значительной степени определяются долгоиграющими последствиями «российского вмешательства в выборы и политический процесс в Соединенных Штатах и других демократических странах, а также более обширной враждебной деятельности Москвы в мире». Израильтяне, с другой стороны, считают, что необходимо прагматично взаимодействовать с Россией, поскольку они борются с угрозой, которую представляет для Израиля деятельность Ирана в Сирии. Это побуждает Израиль к дипломатическому взаимодействию с Россией.

Во-вторых, различия в восприятии России могут негативно повлиять на отношения между США и Израилем. Эта напряженность может подорвать долгосрочные интересы безопасности Израиля, учитывая его отношение к Вашингтону как к своему ключевому стратегическому союзнику, и реальную зависимость Израиля от поддержки США во многих сферах. Для Соединенных Штатов это расхождение также может вызывать беспокойство, поскольку Израиль является важным союзником и демократическим форпостом в сложном и опасном, но жизненно важном регионе мира.

В-третьих, Соединенные Штаты могли бы извлечь выгоду из большей осведомленности Израиля о России. Это особенно важно в то время, когда взаимодействие США с Россией сдерживается конфликтами и обостряется с обеих сторон, даже несмотря на то, что аппетит американского общества к вовлеченности США в зарубежные конфликты пропадает. В то время, когда Соединенные Штаты стремятся определить вероятные цели и потенциальные действия России, взаимодействие Израиля с Россией может оказаться весьма полезным для Вашингтона.

В-четвертых, когда Израиль консультируется с Москвой, нелишне будет повторить, что у Израиля нет альтернативы его стратегическому союзу с США. Стратегический альянс с Вашингтоном является центральным столпом национальной безопасности Израиля. Это ключевое послание как российской, так и американской аудитории, каким бы чувствительным оно ни было в некоторых контекстах.

В-пятых, Соединенным Штатам и Израилю было бы полезно добавить консультации по поводу России в обширный перечень совместных действий США и Израиля. Консультации по России помогут обеим странам достичь их стратегических целей, сводя к минимуму возможность недопонимания. Израиль может извлечь выгоду из дополнительных встреч с американскими коллегами, чтобы продемонстрировать свою неизменную прозрачность с США относительно его отношений с Россией, позволяя Вашингтону убедиться в том, что диалог Израиля с Москвой не подрывает американские интересы (военные, разведывательные, дипломатические, экономические и технологические).

В-шестых, один из способов сделать это – включить Россию в качестве регулярной темы в официальном диалоге между двумя странами. В некоторой степени это уже происходит на отдельных направлениях взаимодействия между США и Израилем; извлеченными уроками можно поделиться с соответствующими лицами, принимающими решения, и структурами, которые действуют по другим направлениям.

В-седьмых, в более широком смысле Соединенные Штаты и Израиль выиграют от создания межведомственной рабочей группы на высшем уровне, которая будет ориентирована на политические вопросы в обсуждении российских действий. Такая группа может быть аналогом Совместной военно-политической группы США-Израиль или Совместной консультативной группы по оборонной политике. Целью новой рабочей группы станет более широкое рассмотрение интересов России, ее возможностей, влияния и деятельности, что выходило бы за рамки устоявшейся практики взаимодействия между США и Израилем по военным вопросам и вопросам безопасности. Международный научный центр Вудро Вильсона и IDC Herzliya могли бы помочь организовать и предоставить место для таких совещаний, а также, в зависимости от обстоятельств, помочь сделать ключевые выводы из этого процесса доступными для законодателей, СМИ и широкой общественности.

В-восьмых, Израиль рассматривает полное удаление Ирана из Сирии как жизненно важный интерес национальной безопасности. Соединенные Штаты и Израиль разделяют заинтересованность в сдерживании амбиций Ирана по выходу к Средиземному морю. Для Израиля поддержка США архи-важна для успешного противостояния иранским усилиям.

В-девятых, Израиль более эффективно взаимодействует с Россией, когда его союз с Соединенными Штатами четко обозначен и находится на переднем крае, а Соединенные Штаты извлекают выгоду из открытого канала между Израилем и Россией. При этом, у США есть свои каналы устранения конфликтных ситуаций с Россией.

В-десятых, должностные лица из администрации США во время публичных выступлений в Израиле (и в государствах-членах НАТО, как, например, недавний визит вице-президента США на объекты НАТО в Польше), официальных визитов и фотосессий, должны демонстрировать приверженность США безопасности Израиля, в данном случае Россия и Иран выступают в качестве целевых аудиторий.

[i] Coping with the Russian Challenge in the Middle East: U.S.-Israeli Perspectives and Opportunities for Cooperation // IDC — https://www.idc.ac.il/he/research/ips/Documents/publication/5/Russian%20Challenge.pdf

[ii] IDC Herzliya. Международная школа им. Рафаэля Реканати. URL: https://www.idc.ac.il/en/schools/rris/undergraduate/Documents/Academic-brochure-2017-18.pdf#page=10 (на англ. яз.)

[iii] Kennan Institute — https://www.wilsoncenter.org/program/kennan-institute

52.34MB | MySQL:103 | 0,885sec