О перспективах расширения присутствия производителей стали из Персидского залива на мировом рынке

Страны ССАГПЗ имеют шанс укрепить свои позиции не только в производстве нефти и газа, в нефтехимическом кластере, но и значительно увеличить производство стального проката, листовой стали, подката, отливок, то есть всей той «сырьевой», первичной стали из которой выпускают строительную арматуру, машины, корабли, станки и тысячи других изделий. Они уже занимают прочные позиции по выпуску алюминия, теперь, похоже, настает очередь стали.

Производители стали в Персидском заливе с оптимизмом восприняли складывающуюся на рынке этого товара, ситуацию. Цены на стальной прокат на рынках Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока выросли до 120 долларов за тонну, иными словами, вышли на наивысшие ценовые показатели за прошедшие пять лет. К числу факторов, повлиявших на это, эксперты относят техногенную аварию на рудном карьере в юго-восточной части Бразилии, сократившую бразильский экспорт стали на фоне ожидавшегося его повышения. Два месяца спустя после этого, ураган «Вероника» опустошил основной сталепроизводительный район в Австралии, в результате чего, поставки австралийской стали оказались на минимуме за последние три года.

Особенно сильно пострадали импортеры стального сырья в Китае. Сокращение поставок из Австралии совпало по времени с увеличением спроса на прокат со стороны китайских производителей, и образовавшаяся «вилка» привела к росту цен и поиску всех доступных товарных запасов стали.

Сталеплавильные компании в Саудовской Аравии и ОАЭ пытаются прикинуть, является эта ситуация, следствием «форс-мажорных» факторов или чем-то, что может продлиться достаточно долго. И то, как это повлияет на рынок стали и смежные сферы, строительство, выпуск автомобилей, прежде всего. И как это региональное повышение цен скажется на глобальной ситуации.  Дело в том, что определенные запасы стального проката, стали в отливках-чушках и подката для производства арматуры у производителей из Персидского залива есть, но, главным образом, это запасы ситуативные, возникшие в ходе недавней экономической войны саудовской коалиции с Катаром, когда значительные количества стали, планировавшиеся пойти на обеспечение строек объектов Чемпионата мира по футболу в эмирате, оказались невостребованными.

В конце июня восемь крупнейших китайских сталепроизводителей собрались с тем, чтобы обсудить создавшуюся ситуацию. Рассматривались все альтернативные варианты поставок и влияние спекулятивного фактора на цены. Изучалась возможность приобрести стальной прокат в Заливе.

Ричард Фрай, эксперт Лондонской биржи, выказал саудовскому порталу «Аль-Иктисадыйя» такую точку зрения: «На сегодня сложно предсказать, как дальше будут себя вести цены. И бразильцы, и австралийцы медленно восстанавливаются после недавних проблем. И, если говорить о предельных значениях цен, то они находятся где-то близко к таковым. Вряд ли они продолжат рост, во всяком случае, драматическим образом».

Майские поставки стали составили 127 млн тонн, это, пока что, наивысший, показатель, даже с учетом некоторого снижения закупочных показателей в Китае. Так что, не исключено, что на цены основное воздействие оказывает не разница между реальным спросом и предложением, считает лондонский эксперт. В подобной ситуации перед поставщиками из Залива образуется такая оптимальная модель действий, когда они могли поставить некоторое количество стали, но сохранили бы основную часть запасов. Хотя бы, исходя из того, что местное потребление выбирает большую часть, производимой в Заливе продукции. Один Ирак сейчас готов закупать до 300 тысяч тонн стали в месяц дополнительно.

По мнению лондонских биржевиков, главным разгонным фактором для цен стало сокращение товарных запасов стального сырья, чем немедленно воспользовались спекулянты. Впрочем, нынешние 120 долларов за тонну еще не добрались до цифр 2011 года, когда цены достигали 191 доллара, или даже тех же 160 долларов США за тонну, до которых цена поднималась за последние 7 лет. Однако и 120 долларов оказывают значительное давление на производителей продукции из «сырой» стали: автомобилестроительные компании, строительный сектор. Особенно это заметно в Китае, потребляющему половину от всего мирового производства стального проката. Одна судостроительная программа Пекина требует нескольких десятков миллионов тонн стали.

Оценивая шансы арабских компаний воспользоваться случаем, инвестиционный советник Гарольд Спенсер полагает, что проблемы продать излишки стали, нет. Рынок «сметет» их на раз. По его оценке, цена снизится до уровня 80-90 долларов за тонну, где-то, к январю-февралю будущего года. Произойдет это, главным образом, не за счет внешних поставщиков, а за счет наведения порядка китайскими властями в своей экономике, где действует большое количество «серых» производителей стали, компаний без лицензий, использующих устаревшие технологии, наносящие ущерб экологии, — со всеми ними власти Поднебесной, похоже, решили разобраться, позакрывав десятки сталеплавильных заводиков, а остальных, организовав в крупные холдинги и модернизировав.

Поэтому «окно возможностей» у арабских производителей стали, есть. Та же Бразилия, пока что, поставляет на экспорт меньше стали, чем обычно: за первое полугодие – 162,39 млн тонн, что меньше почти на 10% ее обычных годовых показателей. В Китай бразильцы отгрузили 87 млн тонн стального проката, что меньше на 16,3 % прошлогодних показателей. Меньше бразильской стали поступило в Японию: около 7 млн тонн (снижение на 20%), и в Южную Корею (4 млн тонн, снижение на 7%).

Точку в рассуждениях о продолжении спада добычи и переработки сырья на австралийских ГОКах, поставок проката и влиянии этого на рост или спад цен на металл поставил Вильям Моррис из English-American Company: производство сырьевой стали в этом году вырастет на, примерно, 500 миллионов тонн, по сравнению с 400 млн тонн, произведенными в прошлом году. Это, однако, меньше на 10 млн тонн показателей 2017 года.

Что касается Китая, то, эксперт уверен, спрос на стальной прокат сохранится. И советует всем озадачиться увеличением товарных запасов стали. 2019 года стал рекордным с точки зрения отсрочки и задержек с поставками стали. Кроме природных воздействий получилось так, что наступил амортизационный период, когда инвесторы не вкладывают деньги в новые проекты и идет погашение долгов, выплаты дивидендов акционерам, то есть, рост производства замедлился сразу по нескольким причинам.

На этом фоне, производители стали в КСА и ОАЭ задумываются не столько о том, как выгодно пристроить до 5 млн тонн стального проката, которые рынок проглотит, что называется, « в один присест», сколько над созданием новых производств. К ним потенциально может присоединиться Египет, реализующий амбициозные реновационные программы и запускающий ряд крупных промышленных проектов, нуждающихся в стали.

62.91MB | MySQL:104 | 0,932sec