Полемика в израильском левом лагере по поводу права евреев молиться на Храмовой горе

Партия МЕРЕЦ – самая левая на сегодняшний день сионистская партия. Несмотря на очевидный провал так называемого «мирного процесса», начатого подписанными в 1994 году в Осло соглашениями между Израилем и ООП, она продолжает последовательно настаивать на то, что разрешение арабо-израильского конфликта возможно только на основе принципа «два государства для двух народов». Правда, депутат Кнессета от этой партии, араб-мусульманин Исауи Фредж как-то открыто заявил, что лично он – не сионист. Руководство МЕРЕЦ отнеслось к этому терпимо. Оно рассчитывает на голоса арабских избирателей и получает некоторое их количество в упорной борьбе с открыто антисионистскими арабскими партиями, недавно воссоздавшими парламентский блок Объединенный арабский список (ОАС). А за это надо платить, стараясь не раздражать арабов декларациями о приверженности к сионизму и национальных прав еврейского народа.

Сторонники исламистов и радикальных арабских националистов за МЕРЕЦ, конечно, не проголосуют, но вот с прокоммунистическим блоком ХАДАШ, являющемся самой крупной политической силой в ОАС, МЕРЕЦ отчасти борется за один и тот же электорат. Тем более, что Коммунистическая партия Израиля, несмотря на крайне низкую долю евреев среди своих членов и своего электората, продолжает позиционировать себя в качестве «интернациональной» арабско-еврейской партии и даже бронирует одно реальное место в своем списке для еврея (в Кнессете нынешнего созыва — это депутат Офер Ксиф).

Сейчас, когда до внеочередных выборов в Кнессет остается всего один месяц, именно в контексте этой борьбы между МЕРЕЦ и ХАДАШ за электорат следует рассматривать неожиданно вспыхнувшую на этой неделе в израильских социальных сетях на арабском языке бурную полемику по поводу права евреев молиться на Храмовой горе в Иерусалиме. Следует напомнить, что на минувшее воскресенье пришелся еврейский пост 9 ава (он отмечается по поводу разрушения Первого Храма вавилонянами в 586 году до н.э. и Второго Храма римлянами в 70 году н.э.) и мусульманский праздник Ид аль-Адха (Курбан-байрам). После утренней молитвы в мечетях, ныне расположенных на Храмовой горе, мусульмане устроили массовые беспорядки с требованием не допускать евреев на гору (обычно израильская полиция разрешает евреям подниматься на Храмовую гору). При этом израильские арабские политики-мусульмане во всеуслышание, как обычно, вызывающе заявляли, что евреям нет места на Храмовой горе, что это лишь мусульманская святыня, что Иерусалимского Храма вообще никогда не существовало и т.д.

Возмущенная этим разнузданным антиеврейским подстрекательством депутат Кнессета от партии МЕРЕЦ Тамар Зандберг (бывший председатель этой партии) не выдержала и написала на своей странице в твиттере: «Свобода отправления религиозного культа – это одно из основных прав человека. У евреев есть право молиться на Храмовой горе, которая является для них самым святым местом».

Процитированная запись вызвала целую бурю негодования в арабских социальных сетях и у комментаторов арабских новостных интернет-сайтов. Самую резкую критику в адрес депутата Тамар Зандберг, естественно, высказали и израильские политики-мусульмане.

Перед лицом таким нападок, а главное, опасаясь электорального ущерба, который может быть нанесен ее партии, депутат Тамар Зандберг поторопилась фактически взять свои слова обратно. Она опубликовала разъяснение на арабском языке, согласно которому она «не согласилась на молитву евреев на Храмовой горе».

Необходимо пояснить, что, несмотря на то, что в результате Шестидневной войны 1967 года иерусалимский Старый город, а вместе с ним и Храмовая гора перешли под полный контроль Государства Израиль и являются, с точки зрения израильского законодательства неотъемлемой частью его суверенной территории, проведение еврейских молитв на Храмовой горе по-прежнему запрещено. Израильские власти оставили Храмовую гору под управлением мусульманского вакфа, а еврейские молитвы проводятся у так называемой Стены плача, опорной стены для насыпи, при помощи которой в I  веке до н.э. по приказу иудейского царя Ирода была расширена Храмовая гора. Евреям (как и иностранным туристам-немусульманам) разрешается подниматься на Храмовую гору в определенные часы, но молиться на ней им нельзя. Сопровождающие евреев на Храмовой горе служители вакфа внимательно следят за тем, чтобы они не произносили никаких молитв даже шепотом. Нарушителей тут же выводят с Храмовой горы израильские полицейские. Естественно, что такая ситуация возмущает большинство евреев. Многие утверждают, что Израиль снова свободен, и нет никаких причин, по которым евреи должны молится у Стены плача, как во времена иноземного – христианского или мусульманского владычества. Все правительства Израиля, опасаясь начала широкомасштабной войны на религиозной почве, сохраняют данный абсурдный и унизительный для евреев статус-кво. При этом они опираются на мнение большинства раввинов, которые считают, что на Храмовую гору подниматься нельзя по соображения отсутствия соответствующей ритуальной чистоты у всех евреев нынешних поколений. В Израиле идет бурная полемика по этому поводу, и сторонники возобновления еврейского богослужения на Храмовой горе становятся все более влиятельной силой. Заявление депутата Тамар Зандберг показало, что в реальности думают по данной проблеме не только правые, но и левые евреи. Во всяком случае часть из них.

Однако политические соображения заставили депутата Тамар Зандберг пояснить, что она в принципе имела в виду только право евреев подниматься на Храмовую гору, а не изменения существующего статуса-кво, который не допускает проведения там еврейских молитв. Ее разъяснения не были приняты. Пожелавшие остаться анонимными депутаты от ОАС заявили в беседе с корреспондентом ежедневной израильской газеты «Исраэль гайом», что «Зандберг юлит на фоне попытки «Демократического лагеря» (электорального блока, ядром которого является партия МЕРЕЦ) позиционировать себя в качестве партии, продвигающей еврейско-арабское партнерство. И это, несмотря на присутствие в его списке (…) Эхуда Барака, который рассматривается в качестве того, кто несете ответственность за события октября 2000 года и служит красной тряпкой для арабских избирателей».

Следует пояснить, что Эхуд Барак, находящийся на 10 месте в списке «Демократического лагеря» (судя по данным опросов общественного мнения, это место не является реальным), был премьер-министром в 1999-2001 гг. Именно в его правление, в октябре 2000 года вспыхнули массовые арабские беспорядки, прежде всего, в Галилее, в ходе подавления которых были убиты 13 арабов-граждан Израиля. Кстати, поводом для начала этих беспорядков, как и начавшейся параллельно в Иудее, Самарии и секторе Газа Второй интифады («интифады Аль-Акса»), стало то, что тогдашний лидер парламентской оппозиции Ариэль Шарон поднялся на Храмовую гору.

44.73MB | MySQL:110 | 0,766sec