В апреле 1991 года по инициативе лидера суданских исламистов Хасана ат-Тураби в Хартуме была созвана «Исламо-арабская народная конференция» (ИАНК), которая объединила исламистов более чем из 50 стран. В международных СМИ она получила название «Зеленого интернационала». Целью создания этой организации, как было заявлено, являлась выработка глобального плана действия против Запада. Усама бен Ладен был одним из тех, кого ат-Тураби пригласил в ИАНК и который на протяжении нескольких лет оказывал помощь организации. В начале 90-х гг. ат-Тураби создал фонд для финансирования джихада в исламских и африканских странах. В Сомали, Уганде, Чаде, Кении и Танзании исламисты по инициативе ат-Тураби стали создавать военно-тренировочные лагеря. В начале 90-х гг. в странах Восточной Африки насчитывалось около 3000 исламистских боевиков из Йемена, Египта, Алжира, Сомали и Кении.
Операции «Аль-Каиды» против американских посольств в Кении и Танзании, теракты в Момбасе, на о. Джерба в Тунисе, в Касабланке подтверждают стратегическую важность региона в глобальном исламистском проекте. Ряд видных идеологов и деятелей «Аль-Каиды» происходят из Северной Африки: Египта, Ливии, Алжира и Мавритании.
Известный исследователь радикального исламизма, автор книги «Внутри Аль-Каиды», Р. Гунаратна пишет, что после взрывов посольств США в Кении и Танзании США временно приостановили дипломатические отношения с рядом африканских стран, в которых, по данным американских спецслужб, было отмечено присутствие террористических структур, связанных с «Аль-Каидой» (Сомали, Судан, Конго, Гвинея-Бисау). По мнению Р. Гунаратна, после этого радикальные исламисты стали перемещаться в центральные и западные районы Африки. По планам идеологов глобального движения джихада, следовало продолжать совершение терактов против американских посольств в разных африканских странах для политизации ислама на континенте.
В феврале с.г. на некоторых радикальных исламистских форумах была размещена статья «Организация «Аль-Каида» и африканский континент: прошлое, настоящее, будущее», в которой рассматривается вопрос о стратегии всемирного исламизма в Африке. Ранее была опубликована статья видного идеолога исламизма Абу Аззама аль-Ансари — «Аль-Каида перемещается в Африку». В этих статьях авторы стараются «прочувствовать пульс африканского континента». По мнению идеологов, основным преимуществом, призванным обеспечить успех «Аль-Каиде» в Африке, является специфика региона: слабость правительств, внутренние политические и национальные противоречия, коррупция, возможность беспрепятственно перемещаться из одной страны в другую, создавать радикальные ячейки. Не без внимания остаются и вооруженные столкновения между различными племенами, гражданские войны, в результате которых появляются боеспособные вооруженные группировки. Эти группы, по словам теоретиков современного исламизма, следует объединить под знаменем джихада. Принимаются во внимание традиции мужества, воинственности местных племен, популярность суфийских братств среди населения некоторых африканских стран. Аль-Ансари пишет, что если привлечь на свою сторону такие группы, движению ислама будет обеспечен успех в деле защиты ислама и мусульман Африки. Другими факторами, по мнению исламистов, призванными обеспечить успех всемирному движению ислама в Африке, являются высокий уровень бедности, огромное количество оружия у населения. Все это следует использовать для создания мощной инфраструктуры джихада на африканском континенте.
В период постепенного захвата власти «Союзом исламских судов» (СИС) «Аль-Каида» ограничивалась редкими небольшими заявлениями в поддержку исламистов Сомали. Даже после взятия Могадишо в июле 2006 г. бен Ладен выступил с коротким обращением, в котором призвал исламистов в Сомали к созданию исламского государства, а затем к дальнейшей борьбе против вооруженных сил, которые могут быть отправлены в Сомали для урегулирования, «это будет трактоваться как продолжение атак крестоносцев против исламского мира». Он предупредил западные страны, что его организация окажет поддержку исламистам в Сомали, и напомнил, что именно под атаками муджахедов американцам пришлось вывести свои войска из Сомали в 1995 г.
Складывается впечатление, что в руководстве «Аль-Каиды» не очень рассчитывали на победу исламистов в Сомали. Скорее всего, она оказалась неожиданностью. Роль «Аль-Каиды» в развитии ситуации в стране сильно преувеличена. Независимые эксперты в области терроризма утверждают, что численность активистов «Аль-Каиды» в Сомали не превышает 10 человек. В ноябре 2006 г. посольство США в Найроби выпустило предупреждение о возможном проведении атак смертников сомалийскими исламистами в Кении и Эфиопии. Тогда же, в ноябре, было обнародовано письмо, якобы подписанное Шейхом Хасаном Дахиром Авейсом, с призывом уничтожать граждан США, проживающих в этих двух странах.
В сентябре 2006 г. в результате атаки смертника на президентский кортеж шестеро чиновников были убиты, включая брата президента страны. Президент Сомали Юсуф обвинил в этом СИС и «Аль-Каиду». Однако лидер сомалийских исламистов Шейх Шариф Шейх Ахмед возложил всю ответственность за теракт на Эфиопию.
Премьер-министр переходного правительства Али Мухаммад Геди заявил, что Сомали становится питательной средой для радикальных исламистов со всего мира. В начале июня 2007 г. на него было устроено покушение с участием смертника. Позже Геди заявил в интервью газете «Аш-Шарк аль-Аусат», что взрывы смертников — явление, чуждое менталитету сомалийцев. Премьер-министр отметил, что одной из главных задач ударов по исламистам силами Эфиопии и США является уничтожение трех членов «Аль-Каиды» — Фазула Абдуллы Мухаммада, Салеха Али Салеха Набхана и Абу Тахи ас-Судани, причастных к взрывам американских посольств в 1998 г.
Само создание Союза исламских судов произошло в период политической нестабильности в 90-х гг. для обеспечения правопорядка в одном из районов Могадишо. Новая структура была единственно способной обеспечить безопасность в некоторых районах столицы. СИС быстро эволюционировал. Он финансировался за счет сборов, взимаемых с противоборствующих сторон. Со временем СИС стал создавать сеть медицинских и образовательных учреждений, взял на себя функции по борьбе с преступностью, обеспечивал охрану местным бизнесменам, за что взимал с них определенную плату. СИС боролся с торговлей наркотиками, распространением порнографии. И хотя СИС находился в стороне от политических процессов, тем не менее его влияние в Сомали постепенно росло. В 1999 г. были сформированы вооруженные отряды — милиции.
Союз исламских судов состоял из трех группировок. Шейх Шариф Шейх Ахмед (получил юридическое образование в Ливии, бывший учитель географии в школе) возглавил умеренное крыло. Он стремился обеспечить безопасность и объединить страну. Шейх Хасан Дахир Авейс возглавил радикальное крыло, имеющее целью создание в Сомали шариатского государства наподобие того, которое было в Афганистане в период правления талибов. Он призывал казнить всех тех, кто не разделяет его салафитских взглядов. Третья группа была представлена сторонниками создания Великого Сомали, состоящего из Сомали и районов Кении и Эфиопии, населенных сомалийцами.
В октябре 2006 г. эти организации были объединены в одну структуру. Шариф Шейх Ахмед стал руководителем Верховного исламского суда. Шуру возглавил Шейх Хасан Дахир Авейс. Еще одной группировкой, входящей в Союз исламских судов, была «Хизб аш-Шабаб», возглавляемая Аданом Хаши Айро. Он получил боевую подготовку в Афганистане, что косвенно указывает на его связь с террористической сетью бен Ладена.
СИС начал борьбу с пиратами, совершающими нападения на морские суда. 3300-километровая береговая линия Сомали рассматривается Международным морским бюро как одна из самых опасных в мире, так как там часто происходят нападения пиратов. Вдоль береговой линии проходят торговые пути, по которым перевозится нефть, железная руда, зерно, и транспортные суда нередко становятся объектами для нападений. По данным ООН, за 2005-2006 гг. здесь было предпринято 45 попыток захвата грузов, при этом 19 закончились потерей содержимого судов. 15 июля 2006 г. СИС открыл аэропорт в Могадишо, который не функционировал в течение 11 лет. СИС запретил продажу сигарет, игру на музыкальных инструментах, игру в футбол. СИС стал взимать с населения налог на джихад. В некоторых районах страны начались казни тех, кто не молится пять раз в день. Жесткие меры СИС вызвали недовольство, прошли митинги и демонстрации протеста. Хасан Дахир Авейс в своем интервью заявил о планах создания Великой Сомали и «борьбе за свободу сомалийских братьев в Кении и Эфиопии», что грозило привести к быстрой интернационализации конфликта и дестабилизации всего Африканского Рога.
В конце декабря 2006 г., когда произошел перелом в боевых действиях и войска Эфиопии начали теснить исламистов, представители Союза исламских судов призвали мусульман всего мира отправиться в Сомали и поддержать их в борьбе против неверных. Шейх Юсуф Мухаммад Сиад Индааде, отвечающий за вопросы обороны в СИС, заявил, что «страна открыта для воинов джихада со всего мира. Мы призываем их продолжить священную войну в Сомали. Мы рады любому, кто может изгнать эфиопского врага. Пусть воины джихада сражаются в Сомали, атакуют Адисс-Абебу». Это обращение сразу же было размещено практически на всех радикальных исламистских форумах. И в короткий срок на тех же информационных ресурсах появились рекомендации о том, каким оптимальным маршрутом легче всего добраться до Сомали (из Джидды, Дубая, Джибути, Найроби). Статья называлась «Поддержка наших людей в Сомали, расписание полетов в Могадишо». Мусульмане всего мира призывались «поддержать муджахедов Сомали финансами и боеприпасами». Таким образом, военные действия в Сомали через исламистские СМИ приобрели характер вселенской борьбы.
После поражения СИС Айман аз-Завахири обратился к муджахедам в Сомали не сдаваться, а продолжить боевые действия. В январе с.г. он рекомендует им «устанавливать мины, устраивать засады, проводить атаки смертников, чтобы ослабить моральный дух неверных…» Он также призвал группы муджахедов с Аравийского полуострова, из Йемена, Судана, Магриба и всех стран, близких к Сомали, поддержать братьев по вере всеми возможными средствами. В конце декабря 2006 г. представители некоторых джихадистских группировок в Ираке направили исламистам в Сомали ряд рекомендаций о том, как следует вести боевые действия: использовать смертников, учитывать географические особенности местности и заманивать в труднодоступные районы эфиопские войска, где они не смогут использовать тяжелую бронетехнику, а только пехоту, «если вы сосредоточите эфиопские войска в пяти-шести таких пунктах, то нанесете им значительные потери». Например, Абу Тураб аль-Джазайри рекомендовал им наладить коридоры с соседними странами, особенно с племенами, исповедующими ислам, так как «муджахедам недопустимо оставаться в изоляции от остального мира».
Поражение СИС рассматривалось исламистами как временное и как первая стадия войны. СИС потерпел военное поражение, но не идеологическое. Поражение СИС сравнивалось с «временными победами американцев в Ираке». Поэтому большинство рекомендаций сводилось к ведению партизанской войны. В статьях приводился анализ тех преимуществ, которые якобы получили исламисты, отступив из крупных городов. В одной из таких статей, «Отступление Союза исламских судов: причины, преимущества и выводы», опубликованной в начале с.г., говорится, что в крупных городах муджахеды из СИС менее подвержены налетам авиации Эфиопии. Далее, рассказывая о преимуществах отступления, автор статьи пишет, что теперь, после отступления сил СИС, народ может сделать выбор между исламским государством и переходным правительством — при каком режиме больше порядка и стабильности. Более того, он пишет, что, завязнувшей в сомалийском болоте Эфиопии будет причинен значительный экономический урон, а следовательно, пострадает и армия; в конечном итоге это приведет к тому, что контроль над мусульманами ослабнет, и это облегчит ведение боевых действий против армии Эфиопии.
В другой статье под названием «Поражение СИС в Сомали — нет места высокомерию» автор подверг жесткой критике действия СИС. Он пишет: «Мы должны извлечь урок из наших ошибок», а отступление войск СИС трактует как отказ от боевых действий, «отступление из столицы недопустимо рассматривать положительно даже в том случае, если муджахеды из Сомали в будущем последуют примеру своих братьев по вере из Афганистана, продолжающих борьбу с американцами». Им предлагается перенять иракский опыт сопротивления. Другая статья называется «Сомали (мусульмане без поддержки и предательские правительства без совести)».
Тем не менее, несмотря на многочисленные статьи с рекомендациями и призывами оказать исламистам Сомали помощь всеми средствам, международные исламистские структуры не откликнулись на эти заявления. Они ориентированы прежде всего на Ирак и Афганистан. Вместе с тем в статьях публикуются материалы о важности Африканского Рога для всемирного движения джихада, так как он находится в выгодном геостратегическом месте, где концентрируется большое количество морских транспортных средств. «Это регион может стоить миллиарды долларов мировой экономике, через него можно потрясти международные рынки, поднять цены на нефть». Кроме того, эта территория расположена в непосредственной близости от Йемена и Саудовской Аравии, а ее побережье протянулась от Красного моря до Индийского океана, что облегчает контрабанду оружия и товаров, здесь практически невозможна осада с моря. Чередование пустынь, гористых побережий, густых лесов создает некоторые трудности для войск Запада в применении некоторых вооружений и транспортных средств. Все это, по мнению автора статьи, обеспечивает преимущество региону, где могут найти убежище воины джихада из Йемена и Саудовской Аравии. Африканский Рог также очень важен с точки зрения совершения терактов против танкеров и военных кораблей (В качестве примера приводится подрыв французского танкера и американского эсминца «Коул».) Автор также упоминает, что в этом районе очень распространено пиратство, доход от которого может быть использован для финансирования движения джихада. В статье также затрагивается аспект социального устройства территории Африканского Рога, которое носит племенной характер, где «лояльность племени намного важнее, чем преданность государству, где главное — расположить к себе лидера племени, и тогда государственные правоохранительные органы не будут представлять опасность». В этом регионе происходит большое количество конфликтов и войн, что создает нестабильность и хаос. Именно в этих обществах с клановой структурой движение джихада получает возможность объединить племена посредством ислама для борьбы против неверных.
СИС помимо «Аль-Каиды» также проводил свою медиакампанию. Он создал сайт http://www.qaadisiya.com/, на котором в начале текущего года было объявлено о создании «Национального фронта сопротивления для освобождения Сомали». Через этот информационный ресурс население страны предупреждалось о необходимости держаться как можно дальше от войск оккупантов, так как против них будут проводиться акции террора, и следовательно, могут пострадать мирные граждане. Также было заявлено о создании организации «Муджахеды Эфиопии», которая в своих действиях будет ориентироваться на бен Ладена и «Аль-Каиду» и готова сражаться до тех пор, пока в Эфиопии не будет установлен исламский закон.
На территории Сомали были созданы базы по подготовке радикальных исламистов из различных стран. Недавно был арестован гражданин США Дж. Мальдонадо, который прошел подготовку на военно-тренировочной базе исламистов в Сомали. Другой житель Нью-Джерси египетского происхождения, М. Мешаль, был арестован при попытке пересечь кенийскую границу. Он также обучался диверсионной деятельности на территории Сомали.
Рассматривая ситуацию в Сомали, можно заключить, что Союз исламских судов в период своего становления ставил перед собой задачи, далекие от планетарного господства шариата, однако, постепенно набрав силу, привлек к себе внимание международных исламистских структур. Тем не менее при лучшем руководстве, отсутствии внутренних противоречий в СИС, продуманной работе с населением исламистам удалось бы достичь большего. Западные специалисты отмечают, что в структуре СИС активное участие приняли представители суфийских братств (салихийя, кадирийя). В ситуации безвластия и гражданской войны в стране представители ряда суфийских кланов были инициаторами создания СИС, который мог бы выступить в качестве единственной силы, способной взять под контроль обстановку в стране.
Другой африканской страной, в которой отмечается деятельность «Аль-Каиды», является Нигерия с населением 140 млн чел., около половины которых исповедуют ислам. В последние пять лет исламисты, преимущественно на севере, стали вводить шариатские нормы. Это привело к распространению насилия в регионе. Ислам пришел в Нигерию в XI в., в основном через арабских торговцев. Исторически сложилось так, что мусульмане населяют север страны, а христиане — юг.
По мнению исследователей исламизма в Африке, основной причиной возникновения радикальных группировок служит деятельность международных «благотворительных» организаций, которые являются основными проводниками радикальных тенденций среди мусульман Африки, и Нигерии в частности. Например, у последователей суфизма вызывает настороженность деятельность фонда «Аль-Мунтада аль-Ислами». Как заявил в интервью представитель одного из суфийских орденов в штате Кано, «до появления фонда в Кано не наблюдался межрелигиозный конфликт.., теперь же мы находимся на грани гражданской войны, «аль-Мунтада» через университеты в Саудовской Аравии «промывает мозги» в саудовских университетах и принуждает нигерийских мусульман следовать их нормам через хорошо спонсируемую сеть мечетей и религиозных школ. Это и есть интервенция исламизма в Нигерию».
В январе 2004 г. в стране возникла группировка численностью около 200 чел. под названием «Нигерийский Талибан». Как было заявлено, ее целью является создание независимого исламского государства на границе с Нигером. Через несколько недель в результате столкновений с армией группа была разбита. В январе с.г. Верховный суд Нигерии предъявил обвинение в терроризме Малламу Бело Ильясу Дамагуну, руководителю компании «Media Trust Ltd», который был связан с «Аль-Каидой», отправлял молодежь в Пакистан, Афганистан и другие страны для прохождения военной подготовки. Он входил в группировку «Нигерийский Талибан» и получил от «Аль-Каиды» с 2002 г. около 300 тыс. долл. для вербовки молодых людей. Ему также инкриминируется отправка 14 чел. в военно-тренировочный лагерь «Умма аль-Кура» в Мавритании.
Организация «Нигерийский Талибан» также известна как движение «Аль-Хиджра». Согласно идеологии организации, общество в стране настолько погрязло в неверии, что истинным мусульманам надлежит удалиться туда, где торжествуют законы шариата. В середине 2003 г. члены «Аль-Хиджры» переехали в лесистую местность административного центра Майдугури. В этом районе члены группировки вместе с женами и детьми создали поселение. С конца 2003 г. группировка стала совершать налеты на полицейские участки, захватывала оружие, распространяла листовки с призывами к созданию исламского государства.
В октябре 1999 г. губернатор нигерийского штата Замфара Алхаджи Ахмед Сани заявил о введении шариата. Он решил принять за образец законодательство Саудовской Аравии. В штат стали приезжать проповедники из различных стран Персидского залива. Для изучения судопроизводства молодые люди направлялись в страны Ближнего Востока. Примеру Замфара последовали 11 северных штатов Нигерии, которые объявили о постепенном введении шариатских норм. В 2006 . в столкновениях между христианами и мусульманами после публикации карикатур на пророка Мухаммада здесь погибли около 140 чел.
Как отмечает руководитель Центра стратегических и международных исследований Стефан Моррисон, «существует большая вероятность благожелательного отношения к «Аль-Каиде» на севере Нигерии». Постепенное введение шариата в некоторых штатах страны не осталось без внимания со стороны первых лиц всемирного радикального исламизма. В 2003 г. бен Ладен в своем обращении объявил Нигерию одной из приоритетных стран для «освобождения» (наряду с Иорданией, Пакистаном, Саудовской Аравией, Йеменом) от предательских режимов, подконтрольных США. Нигерия занимает не последнее место в планах всемирного исламизма, который получает здесь возможность нанести удар по экономическим интересам Запада — нефтяным месторождениям страны.
С начала 90-х гг. экономика Нигерии стала практически полностью зависимой от экспорта нефти. В стране добывается более 2 млн баррелей в сутки. Правительство Нигерии подписало законы, которые фактически передали нефтяные ресурсы в собственность иностранным нефтяным компаниям («Шеврон», «Шелл»). В результате большинство жителей дельты р. Нигер были переселены со своих ферм, где они занимались земледелием, а их земли отданы в распоряжение нефтедобывающих компаний.
В 2004 г. бен Ладен заявил, что в настоящее время США стремятся получить контроль над природными ресурсами Нигерии. Он призвал народ страны «остановить величайший грабеж истории — нефтяных богатств, которые принадлежат нынешнему и будущему поколениям». Аз-Завахири в 2005 г. призвал муджахедов сконцентрировать свои атаки именно на нефтяных месторождениях — «богатствах, украденных у мусульман, так как большинство доходов от нефти получают враги ислама». После этого в феврале 2006 г. военный лидер организации «Движения за освобождение Дельты Нигера» (ДОДН) генерал-майор Г. Тамуно объявил тотальную войну всем иностранным нефтедобывающим компаниям. Эта группа ведет борьбу, как было заявлено, с «угнетателями народа Дельты Нигера и загрязнением окружающей среды региона иностранными ТНК». Ее основная цель — взять под контроль добычу природных ресурсов региона. «Движение по освобождению Дельты Нигера» потребовало от президента Нигерии освободить из тюрьмы Муджахида Докубо-Асари — руководителя «Народных добровольных сил Дельты Нигера», одной из самых боеспособных группировок региона. Вышеупомянутые группировки тесно сотрудничают и придерживаются одинаковых целей. Их совместные действия привели к тому, что компании «Шеврон» пришлось эвакуировать часть своих сотрудников и сократить добычу нефти. В 2006 г. в районе дельты Нила были убиты 37 военнослужащих нигерийской армии, похищены более 70 заложников, устраивались взрывы нефтепроводов и терминалов.
Акции ДОДН стали боле изощренными. В мае 2006 г. его боевики остановили нефтедобычу в г. Варри, одном из крупнейших городов Дельты Нигера. После терактов представители ДОДН отправили е-mail ведущим информационным агентствам с предупреждением о продолжении террора против экономических интересов Запада. Вместе с тем, несмотря на то что ДОДН далек от идеологических установок всемирного радикального исламизма, его тактика отвечает интересам «Аль-Каиды». Первая показательная акция террора ДОДН в начале 2006 г. практически совпала по времени с проведением «Аль-Каидой» атаки на крупнейший нефтяной комплекс Саудовской Аравии. И даже, несмотря на то что нападение в Саудовской Аравии окончилось неудачно, мировые цены на нефть возросли более чем на 2 долл. Специалисты до сих пор не могут ответить на вопрос, были эти атаки кем-то спланированы либо это простое совпадение. Фотографии акций против нефтедобывающих объектов «Шелл» в декабре 2006 г. были размещены на исламистских веб-сайтах. Причем интересно, что в большинстве своем христиане — боевики из ДОДН были представлены как «муджахеды Нигерии», которые «ведут борьбу с американскими нефтяными компаниями, расхищающими богатства мусульман».
В конце апреля 2006 г. катарский телеканал «Аль-Джизира» опубликовал видеозапись бен Ладена, в которой тот призвал муджахедов и их сторонников, особенно в Судане и на Аравийском полуострове, «приготовиться к длительной войне против крестоносцев и их сторонников в Западном Судане». После этого обращения на одном известном исламистском форуме была опубликована статья «Ко всем, кто желает достичь Дарфура». Автор статьи настаивает на том, что желающим следует ехать через ливийскую границу, так как ливийские члены «Аль-Каиды» уже приготовили для них коридор. В появившейся в июне 2006 г. публикации «Отсюда проходит путь на Дарфур» содержатся подробные инструкции и карты наиболее приемлемых маршрутов в некоторые населенные пункты Судана. 29 сентября 2006 г. А. аз-Завахири выступил с обращением, в котором критиковал ООН за их предложение отправить своих миротворцев в Дарфур, чтобы остановить кровопролитие. Обращаясь к мусульманской аудитории, аз-Завахири, заявил: «Проснись мусульманская умма, чтобы защитить свои земли и свою честь от агрессии крестоносцев, которую теперь прикрывают под маской ООН… Никто не защитит тебя, кроме всенародного джихада, ведомого муджахедами».
Тем, кто решил отправиться в Дарфур, была обещана поддержка со стороны муджахедов в Кассале, Хартуме и Дарфуре. Анонимный автор пишет о группировках, которые проявляют наибольшую активность в Судане: «Джамаат Ансар ас-Сунна аль-Мухаммадийя», действующая в различных районах страны; «Джамиат аль-Китаба ва-с-Сунна аль-Хайрийя (вторая по численности); «Джамиат аль-Итисам биль-Китаб ва-с-Сунна, «Ас-Салафийюн», а также называет ряд салафитских религиозных деятелей, не состоящих ни в одной из радикальных исламистских организаций. Известно, что вышеперечисленные радикальные организации были сформированы в конце 90-х. гг. во время пребывания бен Ладена в Судане. Активисты «Аль-Каиды» создали в Судане организацию — «Движение джихада в Дарфуре». В марте 2006 г. в меморандуме «Обращение Движения джихада в Дарфуре» были обозначены основные цели организации: предотвращение вовлечения внешних сил в конфликт; борьба против организаций, которые не служат интересам Судана и его гражданам; защита исламской религии, традиций и обычаев от любого иностранного присутствия в Дарфуре; защита целостности Дарфура, а также его культурных и этнических компонентов. Затем в обращении приводятся способы, с помощью которых можно достичь поставленных целей: борьба с иностранными миротворцами (кроме исламских) любыми средствами; сотрудничество со всеми организациями джихада, действующими в мире ислама, достижение с ними единства целей и средств; уведомление всех вооруженных группировок об отказе от сотрудничества с иностранными организациями, так как они будут в числе первых целей для атак муджахедов; предупреждение всем политическим партиям страны о запрете «сотрудничества и содействия империалистам» в Дарфуре; уведомление всех иностранных организаций о невмешательстве в дела Дарфура; необходимости «рассматривать миссию Африканского союза как враждебную интересам ислама и являющуюся проводником интересов империалистов в Дарфуре».
Руководитель «Движения джихада в Дарфуре» Абу Джихад ад-Дарфури в интервью суданской газете «Аль-Интибаха» в марте 2006 г. подчеркнул, что основная задача его организации — не допустить вовлечение в конфликт внешних сил и предотвратить оккупацию, как это произошло в Афганистане и Ираке. Он отказался ответить на вопрос, связана ли его организация с «Аль-Каидой».
В сентябре 2006 г. прежде неизвестная группировка «Аль-Каида в Судане и Африке» взяла на себя ответственность за похищение и казнь главного редактора суданской независимой газеты «Аль-Вифак». В последующем обращении было заявлено: «Атеист-журналист Мухаммад Таха был казнен за то, что порочил имя пророка». Обращение было подписано Абу Хафсом ас-Судани (лидером так называемой «Аль-Каиды в Судане и Африке»). Это было четвертое покушение на жизнь Мухаммада Ахмада Тахи Джанкала. Впервые в истории терроризма в Судане неугодная исламистам фигура была казнена в «иракском стиле». (В мае 2005 г. он опубликовал статью, в которой ставил под сомнение благородное происхождение пророка.) В результате в столице произошли демонстрации у здания суда с требованием смертного приговора Мухаммаду Тахе. Он был задержан на несколько дней, ему пришлось заплатить штраф в размере 8 млн суданских фунтов. Через 6 месяцев офис «Аль-Вифак» был обстрелян. Эта была первая операция отделения «Аль-Каиды Судане».
Для международных исламистских структур африканский континент представляет также финансовый интерес. В начале с.г. в заброшенной шахте на юго-востоке Мадагаскара был обнаружен Джамал Халифа. Его брат Малек заявил корреспондентам газеты «Аш-Шарк аль-Аусат», что Джамал занимался торговлей драгоценными камнями.
Джамал Халифа был известным финансистом «Аль-Каиды», связанным с активистами этой организации, действующими в различных странах мира. На Филиппинах Халифа финансировал Халида Шейха Мухаммада, одного из организаторов теракта 11 сентября 2001 г., а также радикальные исламистские группировки ЮВА. Мадагаскарская газета «Миди Мадагаскара» заявила, что известный лидер «Аль-Каиды» Фазул Мухаммад, программист, специалист по информационным технологиям, уроженец Коморских островов, причастный к взрывам посольств США в Кении и Танзании в 1998 г., был замечен в провинции Мадзунга на северо-западе Мадагаскара. По некоторым данным, именно с Коморских островов он отправлял боевиков для участия в боевых действиях в Сомали. Известно, что с конца 90-х гг. Фазул Мухаммад также занимался торговлей алмазами в Западной Африке. По сообщениям СМИ, он принимал участие в схеме по контрабанде бриллиантами в Сьерра-Леоне и Либерии через сенегальского бизнесмена Ибрагима Баха, который был связан с руководством этой африканской страны. У другого финансиста «Аль-Каиды», Яссена аль-Кади, было 12% акций зарегистрированной в Калифорнии компании «Global Diamond Resources», специализирующейся на добыче алмазов в Южной Африке и других странах через «New Diamond Corp. Ltd» (офшорную компанию, которую он контролировал).
В январе с.г. по инициативе ООН было арестовано имущество Джунайда и Фархада Дократа за их финансовое и техническое обеспечение «Аль-Каиды». Джунайда Дократ, стоматолог из Йоханнесбурга, перечислил 120 тыс. долл. Хамзе Рабийе, который считается руководителем международных операций «Аль-Каиды», для переправки в 2004 г. выходцев из стран Южной Африки в военно-тренировочные лагеря Пакистана. Он является также совладельцем сети магазинов охотничьих товаров «Sniper Africa». Фархад Дократ передавал значительные суммы финансовой компании «Аль-Ахтар траст», подконтрольной «Аль-Каиде». Он также руководил мечетью «Дар ас-Салам», которую в основном посещали молодые люди из пакистанской и малайской диаспор. В 2005 г. Фархад вместе со своим сыном Муазом посетил Гамбию, чтобы, как он заявил, «реформировать образовательную программу» местных исламских религиозных учебных заведений. Примечательно, что некоторые из его учеников были обнаружены среди задержанных активистов «Аль-Каиды» в Пакистане.
Гарун Асват, выходец из Гуджарата (Индия), был задержан в Замбии в конце июля 2005 г. после того, как его номер телефона обнаружили британские спецслужбы у четверых участников теракта в Лондоне 7 июля того же года. В ходе расследования выяснилось, что за день до лондонского теракта Гарун Асват несколько раз звонил каждому из участников. Также была выявлена связь между Асватом в Южной Африке и ячейкой смертников в Лондоне, возглавляемой Мухаммадом Сиддиком Ханом, который проходил подготовку в Пакистане. Гарун Асват давно был связан с «Аль-Каидой» и другими радикальными исламистскими структурами в Лондоне, в 90-х гг. он был помощником Абу Хамзы в мечети в Финсбери-парке. В 2002 г. он предпринял попытку создания военно-тренировочного лагеря в Орегоне.
Он был связан с Мухаммадом аль-Габра, также финансистом и рекрутером, проживавшим в Лондоне. В 2004 г. Асват и аль-Габра встретились в Пакистане во время прохождения военной подготовки. Аль-Габра также обвиняется в том, что отправлял граждан Великобритании воевать в Пакистан и Ирак. Таким образом, выстаивается связь между операциями террористов в Великобритании, подготовкой в Пакистане и финансовой деятельностью в странах Южной Африки.
В конце 90-х гг. Аль-Убайд аль-Баншири, один из основателей «Аль-Каиды», и Вадих аль-Хадж, секретарь бен Ладена, активно занимались торговлей алмазами и другими драгоценными камнями в Кении и Танзании. Они создали здесь алмазодобывающие компании. В Танзании также были образованы несколько ячеек организации, финансирование которых осуществлялось за счет доходов этих компаний. Активисты «Аль-Каиды» Абдулла Ахмед Абдулла, Ахмед Хальфан Гайлани и Фазул Абдулла Мухаммад использовали опыт, полученный ими от сделок с драгоценными камнями в Восточной Африке и в начале 2000-х гг. основали фирмы того же профиля в Либерии и Сьерра-Леоне. Абдулла Ахмед Абдалла был одним из организаторов взрыва посольства США в Найроби. Танзаниец Ахмед Хальфан Гайлани и коморец Фазул Абдалла Мухаммад причастны к терактам в Дар-эс-Саламе.
Активистами «Аль-Каиды» приобреталась недвижимость на подставных лиц. Ашиф Мухаммад Джума, танзаниец, сводный брат аль-Баншири, основал компанию «Тахир Ltd.» по добыче алмазов и золота, через которую легализовывались алмазы, незаконно добытые в Конго. Аль-Хадж сотрудничал с иорданским торговцем драгоценными камнями Мухаммадом Али Муравой Салехом Одой. Через компанию «Tanzanite King» в Найроби и Момбасе они осуществляли поставку золота и бриллиантов из Танзании в Дубай и Гонконг.
Активисты «Аль-Каиды» несколько месяцев после терактов 11 сентября скрывались в Либерии и Танзании. Они платили представителям высших эшелонов власти за то, чтобы им было предоставлено убежище ( около 1 млн долл.). Они свободно перемещались по Либерии и Буркина Фасо. Первые лица этих стран были причастны к контрабанде «Аль-Каидой» драгоценных камней. Европейские и латиноамериканские спецслужбы утверждают, что сделки проходили через подставных лиц, а на вырученные средства приобреталось новейшее оружие. Азиз Насур, ливанский торговец драгоценными камнями, его племянник Салих Осайми и Ибрагим Бах, в прошлом военнослужащий сенегальской армии, осуществляли транспортировку драгоценностей по многим странам Африки. По сообщениям бельгийской полиции, в 2002 г. Осайми был задержан. В ходе следствия выяснилось, что, как правило, в алмазодобывающих компаниях и фирмах-посредниках знают, что они в действительности работают на международные исламистские структуры.
Нельзя забывать, что в африканских странах имеются и другие ресурсы для финансирования радикальных исламистских структур: организованная преступность, торговые маршруты. Исламисты стремятся наладить контакты с международными теневыми структурами. Нигерийские криминальные группы изготавливают необходимые документы: паспорта, кредитные карты для выезда во Францию, Италию, Великобританию. У нигерийских группировок отработаны схемы продаж драгоценных металлов в странах Запада. Также следует отметить, что нигерийцы занимают важное место в международной наркоторговле (в том числе и в Северной Америке). У них отлажены каналы поставок наркотиков в различные страны. Поэтому нигерийский криминальный бизнес представляет интерес для международных исламистских структур. Существуют опасения, что каналы наркотрафика могут быть использованы для доставки ОМП в США, а также финансирования различных джихадистских группировок, действующих на Западе. 12 штатов на севере Нигерии фактически находятся вне правовой системы государства. В таких районах с полуавтономной властью легко договориться и переправить оружие или людей.
В Нигере сторонники салафизма находятся в департаментах Досо и Маради, где отмечены столкновения с последователями суфизма. Наибольшую активность проявляют «Ассоциация исламских групп и культуры», возглавляемая Шейхом Сулейманом Юсуфом, и «Исламская ассоциация Нигера» под руководством Эль-Хаджа Абубакара Иссы. Следует также упомянуть, что страны Сахеля часто посещают радикальные исламистские проповедники из Саудовской Аравии, Ливии, Марокко, которые заявляют, что проблемы бедности, отсутствия мелиорации, коррупции могут быть решены только посредством вооруженной борьбы против врагов ислама и введения шариата.
В Чаде имеется незначительное количество последователей салафизма. Их возглавляет Мухаммад Махамат, также известный как Шейх Факи Сузуки. За свою деятельность он несколько лет провел под домашним арестом. В июле 2002 г. Верховный совет по религиозным делам подверг Мухаммада Махамата жесткой критике за разжигание межнациональной и межрелигиозной розни в стране. Был также задержан Шейх Махамад Маруф за призывы к борьбе против суфийского ордена Тиджанийя.
В Мали ислам носит умеренный характер и подвержен влиянию традиционных африканских верований. Здесь сильны позиции суфийского ордена Кадирийя. Тем не менее и здесь существуют радикальные исламистские группировки. Одну из них возглавляет Имам Махмуд Дико. Известно, что он связан с алжирской радикальной группировкой СГПД.
Алжирская группировка «Джамаа ас-Салафийя ли-д-Даава ва-ль-Джихад» (Салафитская группа проповеди и джихада — СГПД), заявившая о вхождении в «Аль-Каиду», проявляет активность не только в Европе и Алжире. Она действует в странах Сахеля, где ее члены занимаются вербовкой и подготовкой боевиков. По данным французских спецслужб, СГПД состоит из 500-800 чел. Из них около 200 чел. ведут активную работу в Мавритании, Мали и Нигере. Страны Сахеля — это огромные малозаселенные территории со слабо охраняемыми и неоснащенными границами, с преимущественно мусульманским населением, бедностью, отсутствием здравоохранения. Исламисты же создают здесь инфраструктуру: школы, медицинское обслуживание и др. Тем самым они стараются заручиться поддержкой населения, создают условия для пропагандистской работы и планирования операций в Европе и мусульманских странах. Вместе с тем большинство мусульман данного региона являются членами суфийских братств. Последователей радикальной версии ислама здесь не много.
СГПД является своего рода мостом между радикальными ячейками в Африке и международными исламистскими структурами. В странах Сахеля СГПД сотрудничает с другими радикальными группами, в том числе марроканской, которая стоит за терактом в Мадриде в 2004 г. Специалисты в области терроризма в настоящее время заявляют, что страны Сахеля можно рассматривать как «новый Афганистан». СГПБ периодически устраивает показательные акции устрашения против неугодных ей группировок. Так, в октябре прошлого года ее члены устроили засаду против вооруженной группы туарегов. Эта же группа летом 2006 г. атаковала базу мавританской армии. Ранее, в 2003 г., она похитила в Мали 32 европейских туриста, путешествовавших по Сахаре. В январе с.г. французские спецслужбы предупредили организаторов ралли «Париж-Дакар», что СГПД планирует организовать засады между Лиссабоном и Дакаром. В результате маршрут был изменен, а трое мавританцев были арестованы. Тем не менее СГПД, по мнению Л. Каприоли, главы французского антитеррористического подразделения, не представляет серьезной угрозы странам Сахеля. Ее основной задачей является не проведение терактов, а объединение разрозненных группировок исламистов в регионе. Более того, Сахель не пользуется популярностью у исламистов: здесь жесткий климат, вооруженные группы туарегов, наличие американских и французских вооруженных формирований. Главные цели для атак СГПД находятся в Алжире и Тунисе.
Французский эксперт в области терроризма Ален Родье говорит, что Франция занимает у радикальных исламистов особое место. По его мнению, одной из причин этого является поражение арабов в битве при Пуатье в 732 г., колониальное прошлое, участие в войне в Персидском заливе в 1991-1992 гг., запрет во Франции на ношение хиджаба, участие в войне в Афганистане. На территории Франции эта группировка старается активно вовлечь в свою деятельность этнических европейцев (новообращенных мусульман). Из 50 тыс. французов, принявших ислам, около 1,1 являются приверженцами радикального ислама, а около 5 тыс. симпатизируют салафитской версии ислама. После вхождения СГПД в состав «Аль-Каиды» власти Франции стали серьезно опасаться террористов-смертников в стране. Также известно, что СГПД отправляет своих членов для участия в военных действиях в Ираке. Таким образом, молодые люди, завербованные в странах Сахеля и переправляемые в Ирак, в дальнейшем могут быть использованы в терактах на территории Франции
Одна из причин появления радикальных тенденций в африканском исламе — это активная работа так называемых благотворительных фондов и исламских учебных заведений, финансируемых из стран Персидского залива. Известный идеолог Мустафа Сетмарьям Наср (Абу Мусаб ас-Сури) главную роль в распространении идеологии глобального джихада отводит религиозным учебным заведениям, в которых опытные преподаватели призваны готовить молодежь для будущих битв ислама против неверия, «именно они должны будут вымести прежний порядок». В январе 2004 г. Саудовская Аравия и США обратились в ООН с просьбой включить фонд в список организаций, связанных с «Аль-Каидой», а этому фонду до недавнего времени принадлежало в Танзании 136 мечетей.
В 2003 г. Бека Абдул Наср, один из руководителей «Объединенного демократического фронта» Уганды (ОДФ), направил обращение к муджахедам Ирака. «Мы будем сеять панику среди американцев, наносить удары по их базам и интересам. Мы сделаем это в Африке, а вы — на Ближнем Востоке, в Заливе и Азии. Мы наметили города для предстоящих акций — Найроби, Момбаса, Кампала, Киншаса, Харэр, Лусака, Претория, Йоханнесбург. Р. Гунаратна пишет, что члены ОДФ Уганды проходили подготовку в Судане и Афганистане, а их лидер Шейх Джамиль (Мукулу) лично знаком с бен Ладеном. Он пишет, что основная задача бен Ладена — создать исламистскую инфраструктуру в Африке. Сам Шейх Мукулу в прошлом католик, стал мусульманином, когда познакомился с бен Ладеном в Хартуме в начале 90-х гг. Начал выступать с проповедями, в которых подверг жесткой критике руководство Уганды, призывал уничтожать мусульман, которые не поддерживают идеи ведения джихада. В 2004-2005 гг. в боях с угандийской армией ОДФ был разбит.
В марте 2003 г. «Ассоциация возрождения и пропаганды исламской веры в Занзибаре» устроила демонстрации протеста в различных городах страны. Организация призывает к уничтожению светских политиков, которые противятся введению шариата. Выступает против западного влияния, которое распространяется главным образом через туризм. В марте 2003 г. ими была сожжена католическая церковь. Руководитель организации Шейх Аззам Хамед Хамдан призывает к созданию в Занзибаре исламского государства и обращению всех немусульман в ислам. Этому движению удалось добиться более жесткого закона, предусматривающего наказание за однополые связи (заключение до 25 лет).
В сентябре 2004 г. Л. Барбо, французский специалист по военной электронике, был убит в своем автомобиле в г. Джидда. В июне 2005 г. саудовские спецслужбы арестовали в Эр-Рияде пятерых членов «Аль-Каиды», причастных к этому убийству. Интересным оказалось то, что они были африканцами, выходцами из Чада. Летом того же года спецслужбы страны опубликовали список лиц, причастных к террористической деятельности. Из 21 представителя радикальных исламистских структур, находящихся за рубежом, трое также являлись выходцами из Чада. В настоящее время в Саудовской Аравии проживают до 100 тыс. этнических чадийцев. Многие из них родились здесь, но не могут получить гражданство, и «Аль-Каида» ведет активную работу среди них и выходцев из других стран Сахеля, проживающих на территории Саудовской Аравии.
По мнению Р. Гунаратны, идеологи радикального исламизма стремятся учитывать этнические особенности тех регионов, которые, по их замыслам, должны быть превращены в арены джихада. Что касается Африки, то успех здесь во многом определяется взаимодействием с племенами, так как радикальные группы нередко выстраиваются здесь по принципу клановой принадлежности. В обществе, организованном на племенной, клановой основе, родственные связи доминируют над всеми прочими отношениями, нередко подчиняя своей логике и экономику и политику. Р. Гунаратна пишет: «Идеологи всемирного движения джихада учитывают, что тунисцы предпочитают сотрудничать с тунисцами, египтяне с египтянами и т.д. Однако у «Аль-Каиды» более глобальный подход, обращенный мусульманам вне зависимости от национальной принадлежности». Ее задача — предоставить материальные и информационные ресурсы, чтобы региональные структуры функционировали на основе общей идеологической линии. Именно поэтому «Аль-Каида» функционирует в Азии, России, Европе, странах Африки, Канаде, США. Таким образом, она преодолевает культурные, языковые барьеры.
В январе с.г. один из известных идеологов современного всемирного исламизма, кувейтец Шейх Хамед бин Абдалла аль-Али, опубликовал обращение под названием «Пакт Верховного совета групп джихада». На различных исламистских интернет-форумах этот документ назвали самым важным с тех пор, как бен Ладен и другие исламисты выпустили декларацию о создании “Всемирного исламского фронта против евреев и крестоносцев” в феврале 1998 г. В 2004 г. Айман аз-Завахири также предлагал создать так называемый Совет по выработке решений, который бы координировал деятельность различных группировок на основе общей идеологической программы.
Вышеназванный документ Хамеда аль-Али является попыткой консолидировать группировки на основе общей стратегии. Важным элементом этого документа служит призыв действовать на основе общей идеологической линии, и консолидация вовсе не означает создания некой четкой единой организации с ярко выраженной иерархией. В документе содержатся требование проявлять терпимость к другим исламским группировкам и призыв не прекращать контакты с широкими массами мусульман. «Мы должны понять, что нации, равно как и джихаду, необходима мудрость всех составляющих, что самой важной миссией проекта джихада в настоящее время является возможность продемонстрировать глубокий вдох перед лицом врага». Например, деятельность «Движения за освобождение Дельты Нигера» в Нигерии против иностранных нефтедобывающих компаний в некоторой плоскости может пересекаться с интересами всемирного радикального исламистского движения. Таким образом, при четкой координации усилий, организовав масштабные террористические акции, «Аль-Каида» может достичь скачка цен на нефть. При этом «Движение за освобождение Дельты Нигера» даже не является исламским (хотя не исключает в нем некоторого количества мусульман). В Африке есть почва для восприятия исламизма (победа на выборах исламистов на Коморских островах в прошлом году). В ряде стран сформированы радикальные структуры, которые могут быть использованы в глобальном исламистском проекте.
Современный радикальный исламизм децентрализован, руководствуется общими идеологическими ориентирами, использует в качестве убежища территории с прозрачными границами и бесконтрольным оборотом оружия. Доступ к современным информационным технологиям позволяет исламистам влиять на радикальные структуры в различных регионах мира.