Ситуация в Судане и Южном Судане: август 2019 г.

1 августа стало известно, что накануне сотни человек вышли на манифестацию в городе Аль-Обейд в центральной части Судана, где 6 человек, в том числе 4 лицеиста, были убиты в результате использования огнестрельного оружия при разгоне манифестации 29 июля. В тот день свыше 60 человек получили ранения. Шествие 31 июля проходило под лозунгом «Кровь за кровь! Мы не хотим компенсаций».

Город Аль-Обейд в 420 км к юго-западу от Хартума – столица штата Северный Кордофан. Сразу же участники манифестации возложили ответственность за применение оружия на полувоенные «Силы быстрой поддержки» (СБП).

Как следствие – влиятельная Суданская компартия (СКП), входящая в «Альянс за свободу и изменения» (АСИ), заявила, что не будет в дальнейшем участвовать в переговорах с генералами. Как заявил лидер суданских коммунистов Мухаммед Мухтар аль-Катиб, при этом партия не собирается выходить из АСИ. По его словам, «Военный переходный совет (ВПС) являет собой продолжение прежнего режима, поэтому мы отказываемся от работы в любом переходном институте власти».

День 1 августа дал очередное подтверждение раскола между генералами и командованием СБП. Тогда член ВПС генерал Джамаль Омар обвинил формирования СБП в том, что именно они стояли за разгоном манифестации  29 июля в городе Аль-Обейд. По его словам, ответственные за открытие огня были установлены и предстанут перед законом.

1 августа в Хартуме было объявлено, что в тот же день вечером возобновятся переговоры между лидерами протестного движения и военными относительно деталей разделения власти между ними на переходный период, принципиальная договоренность о чем была достигнута 17 июля. Тем не менее это не помешало гибели в Омдурмане от пулевых ранений 4-х участников манифестации, состоявшейся в тот день.

2 августа военные объявили об аресте 9 бойцов СБП, причастных к бойне 29 июля в городе Аль-Обейд. В тот же день продолжились переговоры между ВПС и лидерами протестного движения. На тот момент нерешенными проблемами оставались прерогативы будущего Суверенного совета в части руководства армией и силами безопасности, а также иммунитет генералов, причастных к принятию решений о силовых действиях против участников акций протеста.

3 августа посредник от Африканского союза Мухаммед аль-Хасен Лебатт сообщил, что ВПС и АСИ достигли соглашения относительно содержания Конституционной декларации, которая должна была открыть дорогу к передаче власти от военных к гражданскому правительству. Этот документ предусматривал, в частности, учреждение «независимого комитета» по расследованию случаев применения силы в ходе манифестаций, подчинение СБП командованию суданской армии, учреждение 18 августа Суверенного совета. 20 августа АСИ должен был назначить премьер-министра, 28 августа – предполагалось объявить состав правительства максимум из 20 министров. До этого, 17 августа, стороны должны были подписать всеобщее соглашение об учреждении гражданской власти.

4 августа ВПС и АСИ парафировали Конституционную декларацию. От ВПС документ подписал командующий СБП и заместитель главы ВПС генерал Мухаммед Хамдан Дагло, от АСИ – Ахмед ар-Рабиа.

Предполагалось, что Суверенный совет, состоящий из 5 военных и 6 гражданских, будет руководить страной в 39-месячный переходный период вместе с парламентом и правительством. Военный будет во главе этой инстанции первые 21 месяц, затем его сменит гражданский. Премьер-министр будет назначен АСИ и утвержден Суверенным советом. АСИ должен был представить кандидатуры министров, за исключением  глав Минобороны и МВД. Этих двух должен был представить ВПС. Представители протестного движения получат 201 из 300 мест в парламенте. Остальные партии могли претендовать на оставшиеся 99 мест при условии, что они не были связаны с режимом О.аль-Башира. Состав парламента должен быть утвержден в течение 3-х месяцев со дня подписания соглашения. Разведывательное сообщество под новым названием «Службы общей разведки» будет находиться в подчинении правительства и Суверенного совета. Соглашение гарантировало свободу вероисповедания и свободу выражения мнений.

Остается только дождаться, как обе стороны будут соблюдать соглашение.

Подписание соглашения между ВПС и АСИ приветствовали Египет и Саудовская Аравия. Понятно, что появление этого документа позволило избежать сползания Судана к хаосу или даже гражданской войне, однако практическая реализация его положений представлялась чрезвычайно сложным делом.

Со своей стороны в АСИ  заявили, что соглашение «консолидирует доминирующее положение военных». Повстанческие группы из Суданского революционного фронта (СРФ) заявили, что они не могут принять это соглашение, которое создает «препятствия на пути реализации мирного договора». Они также указали на то, что не участвовали в процессе подготовки соглашения. По оценке эксперта по Судану в Гарвардском университете Эрика Ривиса, наличие сил, отвергающих соглашение, является «чрезвычайно тревожным».

8 августа было начато расследование по факту пропажи без вести 11 человек 3 июня при разгоне сидячей забастовки перед комплексом зданий военного ведомства. По данным правозащитников, исчезнувших было намного больше, но данные на 11 человек удалось задокументировать.

12 августа египетские власти сообщили о завершении в Каире 2-хдневной встречи между представителями АСИ и СРФ. В коммюнике отмечалось, что результаты встречи, которые не разглашались, будут представлены руководству АСИ.

15 августа США включили в санкционный список Салаха Гоша, бывшего главу суданского разведывательного сообщества NISS при режиме О.аль-Башира. Под санкции попали также его жена и дочь. Его включение в этот список было мотивировано «вопиющими нарушениями прав человека». С.Гош ушел с поста главы NISS два дня спустя после отставки О.аль-Башира 11 апреля с.г.

С. Гош дважды возглавлял NISS – c 1999 по 2009 годы и с 2018 по апрель 2019 г.

Уже 15 августа, за 5 дней до ранее планировавшегося срока, АСИ назначил на пост премьер-министра бывшего высокопоставленного функционера ООН Абдаллу Хамдока. Этот экономист по образованию с 2011 по 2018 годы занимал пост заместителя секретаря Экономической комиссии для Африки ООН.

17 августа ВПС и АСИ подписали всеобщее соглашение об учреждении гражданской власти. Подписи под Конституционной декларацией поставили генерал Дагло и А.ар-Рабиа соответственно. Показательно, что церемония проходило под аккомпанемент чтения Корана и Библии. Соглашение подвело черту под одноименной политической декларацией, подписанной 17 июля.

Уже 18 августа был сорван ранее утвержденный график назначения  членов Суверенного совета. К вечеру того дня стали известны только 5 из 11 членов этой структуры. К началу 20 августа ситуация не изменилась, причем по требованию протестного движения в лице Сил за свободу и изменения. К исходу дня проблема была решена. Стало известно, что в течение 21 месяца Суверенный совет будет возглавлять  глава ВПС генерал Абдель Фаттах аль-Бурхан. Среди 6 гражданских членов Суверенного совета были две женщины, в том числе одна – христианка.

21 августа генерал А.Ф.аль-Бурхан вошел в должность главы Суверенного совета, который сменил ВПС, правивший страной со времени отстранения от власти О.аль-Башира 11 апреля. Генерал принес соответствующую присягу. Несмотря на то, что он в течение 4-х месяцев формально или нет возглавлял ВПС, А.Ф.аль-Бурхан остался неизвестным для большинства суданцев – все представительские функции со стороны ВПС выполнял его заместитель генерал Дагло. В  карьере генерала есть интересная деталь – одно время он был военным атташе при посольстве Судана в Пекине.

Генерал А.Ф.аль-Бурхан родился в 1960 году в деревне Гандату к северу от Хартума. Военное образование получил в Египте и Иордании. Одно время командовал суданским контингентом в Йемене. До февраля с.г. занимал пост главнокомандующего Сухопутными войсками суданской армии. Затем получил почетную должность генерального инспектора Вооруженных сил Судана. Есть данные, что во главе ВПС он стал не без поддержки СБП.

Также 21 августа принесли присягу остальные 10 членов Суверенного совета. В тот же день был утвержден на посту премьер-министра 63-летний А.Хамдок.

19 августа трибунал Хартума приступил к рассмотрению дела О.аль-Башира, обвиненного в Судане в коррумпированности и наличии при нем незаконной иностранной валюты. Напомним, что Международный уголовный суд требует выдачи экс-президента по более тяжелым обвинениям – геноциде, военных преступлениях и преступлениях против человечности, совершенных в Дарфуре. В конце апреля стало известно, что в резиденции экс-президента была изъята наличность, эквивалентная 113 млн долларов. Это были, в частности, 7 млн евро, 350 тысяч долларов и 5 млрд суданских фунтов (93 млн евро). 19 августа в ходе процесса следователь заявил перед трибуналом Хартума, что О.аль-Башир получил от Саудовской Аравии в лице наследного принца Мухаммеда бен Салмана наличностью 90 млн долларов.

25 августа суданские власти в лице Суверенного совета ввели чрезвычайное положение в штате Красное море на востоке страны после столкновений между племенами бани амер и нуба, в результате которых погибли по меньшей мере 37 человек, около 200 получили ранения. Ареной боев между ними, развернувшихся с 21 августа, стал Порт-Судан, столица штата. Причина начала столкновений была не известна. Одновременно лишились должностей губернатор штата и руководители местных служб безопасности.  Тем самым Суверенный совет продемонстрировал свою готовность и способность прибегать к жестким мерам в случае необходимости.

В целом, вряд ли можно позавидовать новым суданским властям, перед которыми стоит масса проблем. Главные из них следующие. Вряд ли в одночасье стал «демократом» генерал Дагло. От него можно ожидать чего угодно. Необходимо срочно договариваться с группировками повстанцев, явно обиженных их отстранением от переговорного процесса, предварившего подписание Конституционной декларации. И самое главное – необходимо как то решать острейшие проблемы экономики. Еще одна актуальная проблема – острая необходимость исключения Судана из американского списка стран – спонсоров международного терроризма. Без этого сложно говорить о привлечении в страну иностранных инвестиций.

52.23MB | MySQL:103 | 0,449sec