Израильские эксперты определяют основные направления стратегии национальной безопасности Израиля. Часть 1

Вашингтонский институт ближневосточной политики (The Washington Institute for Near East Policy, WINEP) опубликовал доклад под названием «Рекомендации по стратегии национальной безопасности Израиля» (Guidelines for Israel’s National Security Strategy). Авторы доклада: генерал-лейтенант (в отставке) Гади Айзенкот, бывший начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) с 2014 по 2019 год, в настоящее время является военным научным сотрудником WINEP; и полковник (запаса) Габи Сибони – старший научный сотрудник Института исследования национальной безопасности (Institute for National Security Studies, INSS) Тель-Авивского университета, руководитель программ военного и стратегического анализа и проблем кибербезопасности, основатель и редактор журнала Cyber, Intelligence, and Security. В работе над документом, помимо других сотрудников WINEP, приняли участие: директор INSS генерал-майор (в отставке) Амос Ядлин; д-р Анат Курц, директор по исследованиям, старший научный сотрудник и редактор INSS Insight; полковник (запаса) Юваль Базак[i].

С момента образования в 1948 году Государство Израиль сталкивалось с целым рядом серьезных вызовов безопасности, которые потребовали от руководителей страны сформулировать основополагающие принципы национальной безопасности и ответные меры, основанные на стратегии национальной безопасности, которая впервые была разработана израильским отцом-основателем Давидом Бен-Гурионом. Обоснованность этой стратегии выдержала испытание временем, в то время как конкретные меры адаптируются и корректируются с учетом нынешних и будущих вызовов безопасности Израиля.

Эксперты отмечают, что для современного Израиля основной сдвиг в вызовах безопасности связан со стремлением Ирана к региональной гегемонии, ядерному военному потенциалу и распространению сферы влияния через Ирак, Йемен, Сирию, Ливан и сектор Газа.

Одновременно Израиль сталкивается с внутренними общественными изменениями. Наряду с ростом населения, экономической мощи и развитием научно-технического потенциала страны в израильском обществе образовались тревожные расколы.

Ценности нации отражают ее характеристики на глубинном уровне и служат своего рода фундаментальной декларацией, отражающей самобытность, видение и смысл ее существования. Они являются самой широкой и неизменной основой для всех жителей страны. На ценностях базируются жизненно важные национальные интересы Израиля и его безопасности, главными из которых являются сохранение суверенитета, охрана важнейших активов и обеспечение безопасности жителей страны.

География является доминирующим фактором национальной безопасности Израиля. Большая часть населения и жизненно важная инфраструктура расположены на узкой полосе прибрежной равнины. Эта наиболее важная часть территории страны находится под постоянной угрозой обстрела различными типами ракет класса «земля-земля», которые способны серьезно нарушить повседневную жизнь, нанести ущерб жизненно важным объектам и активам и воспрепятствовать мобилизации резервных подразделений и передвижению войск в различных направлениях.

Международное сообщество проявляет большой интерес к стратегической обстановке вокруг Израиля, в основном, по следующим соображениям:

  • Энергетика. Ближний Восток является центром производства и экспорта энергоресурсов, т.е. важным фактором на мировом энергетическом рынке.
  • Торговые маршруты. Безопасность многих торговых путей, которые проходят в ближневосточном регионе, имеет большое значение для мировой экономики.
  • Экспорт нестабильности – от миграции до терроризма и распространения радикальных идеологий. Мировое сообщество старается пресечь распространение негативных явлений, способных оказать влияние на Европу и всю международную арену.
  • Ощущение общности ценностей. Израиль опирается на западные демократические идеалы, что легло в основу этого интереса.
  • Святые места. На территории Израиля расположены места, святые для многих религий, в том числе, для трех основных религий – иудаизма, христианства и ислама.

В то же время, международная арена стала благодатной почвой для действий враждебных Израилю акторов. Они занимаются разжиганием антиизраильских настроений, отрицают легитимность его существования как национального государства еврейского народа и добиваются его разрушения. Что касается регионального масштаба, Израиль является своего рода аномалией в преимущественно враждебном окружении. Он отличается от соседей в культурном и экономическом отношении и создал совершенно другой тип управления.

Нестабильность, которая характеризовала регион в течение многих лет, возросла с началом «арабской весны». События «арабской вены» подорвали региональный порядок, который базировался на национальных государствах.  Фактически ему на смену пришло столкновение между шиитами и суннитами.

Сегодня Израиль вынужден маневрировать в ситуации меняющихся вызовов. Главным изменением стало то, что основным противником больше не является коалиция арабских государств, которая была настроена на уничтожение Израиля посредством крупномасштабных наземных операций. В число противников теперь входят негосударственные организации, использующие стратегию ограниченных атак и вторжений на израильскую территорию. Хотя главная цель этих врагов остается прежней – привести Государство Израиль к развалу и уничтожению его как политического образования, – их методы в корне изменились. Теперь они объединяют два аспекта – физический и когнитивный. Когнитивные усилия заключаются в оказании постоянного давления на израильское общество и позиции Израиля на международной арене.

По характеру внешние угрозы Израилю можно разделить на следующие категории:

— Конвенциональные угрозы со стороны вооруженных сил государств или негосударственных организаций, использующих ВС как государства.

— Нетрадиционные угрозы, в основном в виде усилий по достижению военного ядерного потенциала.

— Нерегулярные угрозы, которые включают партизанскую войну и терроризм со стороны акторов как внутри, так и за пределами Израиля.

— Киберпространство и информационные угрозы.

Наряду с этим внутренние вызовы и угрозы Израилю заключаются в разрушении согласия между слоями населения, нанесении удара по вере в справедливость сионистского дела и ослаблении внутренней легитимности действий израильского правительства.

Чтобы противостоять этим угрозам, Израиль должен действовать в соответствии с принципами национальной безопасности, имеющими как военные, так и социальные аспекты.

Военные принципы заключаются в следующем:

  • Государство Израиль должно действовать в целом, основываясь на оборонительной стратегии, направленной на обеспечение существования государства, предотвращать и отсрочивать угрозы, чтобы создать длительные периоды затишья, одновременно предпринимая проактивные военные и политические усилия. Это основополагающий принцип национальной безопасности, демонстрирующий стремление Израиля не вступать в сражение и максимально избегать конфликтов.
  • Качество важнее количества. Израиль по своей сути находится в невыгодном положении по сравнению со своими врагами. Поэтому он должен компенсировать это качественным превосходством.
  • Перенос поля битвы на вражескую территорию и стремление к победе в войне.
  • Минимизация продолжительности боя. Это связано с необходимостью уменьшить масштаб ущерба обществу и инфраструктуре страны в результате боевых действий, достичь боевых целей в кратчайшие сроки.
  • Удобные для обороны границы. Израильская «карта угроз» подчеркивает важность территории для защиты своей страны. Фундаментальный принцип в этом контексте заключается в том, чтобы при любом развитии ситуации Израиль мог опираться на свой полный и независимый контроль безопасности, в том числе в долине реки Иордан.
  • Воспитание боевого духа нации и поддержание веры в справедливость ее идеалов являются основными компонентами стратегии национальной безопасности Израиля.

Авторы доклада определяют следующие принципы безопасности общества:

  • Народная армия. Армия, а также резервисты, являются объединяющим фактором, израильским «плавильным котлом», основанном на духе воюющей нации. В соответствии с этой моделью, государственные вооруженные силы формируют свои боевые части из гражданского населения, например, из резервистов. Государство Израиль максимизирует весь национальный кадровый потенциал ради службы в армии.
  • Всеобщая воинская повинность. ЦАХАЛ обладает первоочередным правом выбирать, кого следует зачислить в свои ряды, исходя из потребностей армии; все слои населения, включая ультраортодоксов и арабов, должны быть приняты на гражданскую службу.

Принцип достижения и сохранения свободы действий занимает центральное место в успешном противостоянии вызовам и реализации целей. Этот принцип тесно связан с необходимостью гибкого подхода к силовым инструментам и их осознанного использования. Принцип самодостаточности жизненно важен для свободы действий и отражает постоянное стремление наращивать мощь Израиля в широком спектре областей, особенно в сфере безопасности, для увеличения способности государства защищать свои основные интересы без помощи иностранных войск или согласия иностранных правительств.

Стратегия национальной безопасности основана на концепции «железной стены» Зеэва Жаботинского. Другими словами, мир возможен только после того, как враги Израиля придут к выводу, что их усилия не приводят к результату и увеличивают их собственные бедствия. Они должны быть убеждены, что возможно достичь гораздо большего путем диалога, нежели насилия. Другой компонент стратегии национальной безопасности основан на идеях, которые возникли у Дэвида Бен-Гуриона по поводу взаимоотношений между обществом, экономикой, наукой и техникой, военной мощью, международным авторитетом и внешней политикой.

Израиль всегда предпочитает использовать политические, а не военные инструменты, но страна должна быть готова к тому, что война может стать неизбежной в противостоянии угрозам ее жизненно важным интересам в сфере национальной безопасности. Поэтому в отсутствие политических средств для сдерживания угроз Израиль применит силу ЦАХАЛа и других служб безопасности.

Структуры  безопасности Израиля постоянно защищают государство в периоды затишья, чрезвычайных ситуациях и войнах. С этой целью они прилагают усилия по трем основным направлениям: 1) готовятся к войне путем наращивания сил различного рода; 2) разрабатывают и проводят «кампанию между войнами», ставшую в деле обеспечения безопасности Израиля одним из главных изменений, которое подразумевает не только подготовку к войне, но и готовность к применению упреждающих наступательных мер на основании на высококачественных разведывательных данных; 3) ведут войну – армия должна быть на высоте и готовой к применению силы против множества угроз для защиты суверенитета, граждан и жителей страны; остановить угрозу; и одержать победу над врагом.

Авторы доклада предлагают обновить традиционные базовые термины, используемые в контексте национальной безопасности Израиля. Так, сдерживание, заключается в устрашении врагов нации, действующих против нее, на основе наращивания военных сил и сил безопасности, а также их готовности и желания противостоять намерениям противника нарушить суверенитет, повседневную жизнь и безопасность граждан страны.

Главенство разведки может обеспечить раннее предупреждение, чтобы упреждающими действиями сорвать намерение врага нанести вред нации, предоставляя достаточно времени для ответа.

Оборона во всех измерениях с акцентом на районах, где Израиль не может терпеть длительный ущерб своему суверенитету.

Победа – это когда силы ЦАХАЛа достигли поставленных правительством целей в кратчайшие сроки и с наименьшими потерями, и когда враг усвоил реальное положение дел, а также убедился в том, что продолжение конфронтации не только не поможет ему достичь каких-либо целей, но и неизбежно приведет к потере основных активов, что угрожает политическому и физическому выживанию вражеского руководства.

Национальная безопасность Израиля должна быть укреплена и другими средствами, среди которых особые политико-стратегические отношения с США. Это краеугольный камень усилий Израиля по достижению национальной безопасности политическими средствами.

Борьба с делегитимизацией Израиля требует всеобъемлющей стратегии и взаимодействия с различными сторонами в международном сообществе и в еврейской диаспоре.

Национальная безопасность с помощью экономических средств нацелена ​​на развитие общества, образования и культуры для дальнейшего продвижения идеологии сионизма и укрепления социальной сплоченности с помощью технологических инноваций. Это, в свою очередь, поможет преследовать взаимные интересы и поддерживать партнерские отношения с соответствующими сторонами в международном сообществе.

Социальная составляющая национальной безопасности призвана обеспечить единство экономических, ценностных и моральных основ для применения силы. Эти усилия также важны для придания внутренней легитимности всем другим усилий по обеспечению национальной безопасности. Наряду с этим Израиль должен укрепить связи с еврейскими общинами диаспоры. Роль Израиля как национального дома еврейского народа зависит, и всегда зависела, от взаимоотношений и взаимной поддержки между государством и еврейской диаспорой. Эта связь является оплотом национальной безопасности Израиля и отражается в его национальных ценностях и смысле существования государства.

Особые отношения еврейского государства с Соединенными Штатами имеют решающее значение для национальной безопасности Израиля на нескольких фронтах. Это партнерство необходимо для координации стратегии на международном уровне, в том числе по дипломатическим и экономическим вопросам. Предоставление американцами военной помощи Израилю, как это определено в меморандуме о взаимопонимании между США и Израилем, и глубокая приверженность Вашингтона поддержанию качественного преимущества Израиля являются краеугольными камнями национальной безопасности Израиля.

В то время как Израиль должен непрестанно работать над тем, чтобы развивать свою мощь и средства сдерживания и укрепить мирные договоры со своими соседями, его стратегия безопасности должна основываться на постоянном допущении, что сдерживание и мирные договоры с государствами могут рухнуть. Поэтому латинская пословица Si vi pacem, para bellum (Хочешь мира, готовься к войне) по-прежнему актуальна. Израиль должен поддерживать широкие границы безопасности и постоянную готовность к возможной эскалации в кратчайшие сроки, чтобы выполнить свою обязанность по защите нации, обеспечению ее существования и победе в каждой войне.

Авторы доклада стремятся представить фундаментальный подход к стратегии национальной безопасности Израиля и высшей стратегии по укреплению нации, ее развитию и существованию как справедливой, образцовой нации. Авторы также надеются, что их работа приведет к обсуждению вопроса о принятии официальной стратегии безопасности Израиля, включая конфиденциальные компоненты, связанные с основами мощи страны. Таким образом, доклад может вдохновить руководителей ведомств, занимающихся вопросами безопасности, образования, экономики и развития технологий, и стать направлением к усилению Израиля как мощного и безопасного национального дома еврейского народа.

[i]                      Guidelines for Israel’s National Security Strategy // WINEP. October, 2019 — https://www.washingtoninstitute.org/uploads/Documents/pubs/PolicyFocus160-EisenkotSiboni.pdf

52.3MB | MySQL:103 | 0,475sec