О развитии рынка гражданской авиации Саудовской Аравии

Авиационный транспорт Саудовской Аравии формирует 4,6% ВВП страны (34 млрд долл. США, данные 2018 года). В королевстве функционируют 27 аэропортов, в том числе 5 международных. Количество рейсов, совершенных национальными авиакомпаниями, в 2018 году составило более 770 тыс. Объемы пассажирских перевозок, обслуживаемых саудовскими аэропортами, по итогам 2018 года превысили 99 млн человек (на 8% больше, чем в 2017 году), в том числе более 42 млн – внутренние рейсы. По объемам внутреннего рынка королевство является одной из крупнейших стран региона Ближнего Востока. Наиболее активное авиасообщение осуществляется с ОАЭ, Египтом, Пакистаном, Индией и Турцией, значимый объем спроса на международные рейсы формируют туристы (в том числе религиозные), трудовые мигранты. Наиболее интенсивное обслуживание международных маршрутов наблюдается во время хаджа.

Самыми активными аэропортами, обслуживающими более 5 млн пассажиров в год, являются Джидда, Эр-Рияд, Даммам и Медина.

В Саудовской Аравии действуют 6 национальных авиакомпаний

Saudi Arabian Airlines – крупнейшая авиакомпания страны, основана в 1945 году, на нее приходится более 70% от услуг, оказываемых всеми саудовскими авиаперевозчиками. Штаб-квартира расположена в Джидде. Количество единиц техники в эксплуатации – 160 (в т.ч. 96 — продукция фирмы Airbus, остальные – Boeing), запланированы поставки более 70 единиц фирмы Airbus. Помимо внутренних рейсов, география маршрутов представлена странами Ближнего Востока и Северной Африки, Западной Европы, Азии (Пакистан, Индия, Бангладеш, Индонезия, Таиланд, Китай), Африки (Эфиопия, Нигерия, Судан, Кения, ЮАР), США, Россией (Москва), общее количество направлений более 90. Является третьей по величине авиакомпанией Ближнего Востока, уступая Emirates и Qatar Airways (в 2017 году даже выходила на второе место после санкций в отношении катарской компании). Ежегодный объем авиарейсов более 200 тысяч, из них около 60% — внутренние. Данные об объемах пассажирских перевозках указываются от 32 до 36 млн человек в год.

Flynas второй по величине авиаперевозчик страны, единственная авиакомпания класса «лоукостер» в королевстве. Помимо внутренних маршрутов, обслуживает рейсы в Азербайджан, Грузию, Кувейт, Пакистан, Иорданию, Египет, Судан, Нигерию, Турцию, Австрию, Индию, Боснию, ОАЭ. Создана в 2007 году, флот представлен 32 самолетами фирмы Airbus, в СМИ имеется информация о намерении существенно увеличить количество техники в эксплуатации (более чем на 30 единиц). Количество рейсов – 60 тыс (данные 2018 года), а объемы пассажирских перевозок – 6,6 млн человек. Штаб-квартира расположена в Эр-Рияде. Является дочерней структурой Saudi Arabian Airlines, по факту контролируется государством.

Saudi Gulf Airlinesоснована в 2013 году, обслуживает как внутренние, так и международные рейсы (Иордания, Пакистан). Штаб-квартира расположена в городе Даммам. Флот представлен 6 самолетами фирмы Airbus. Объемы пассажирских перевозок около 800 тыс. человек в год. Является дочерней структурой Al Qahtani Holding.

SNAS Aviationнебольшая компания со штаб-квартирой в Эр-Рияде, обслуживает почтовые перевозки, эксплуатирует один самолет. Присутствие на рынке незначительное.

Aviation Services Company Dallah – создана в 1975 году, дочерняя структура Dallah el-Baraka, оказывает услуги государственным структурам, флот представлен двумя самолетами фирмы Boeing, штаб-квартира в Джидде, присутствие на рынке незначительное.

Nesma Airlinesсоздана в 2010 году, дочерняя структура частного холдинга Nesma. Авиакомпания эксплуатирует 11 самолетов фирмы Airbus, выполняет рейсы внутри Саудовской Аравии, а также в Египет. В 2018 году количество обслуженных пассажиров составило 364 тыс.

Саудовские авиакомпании доминируют на внутреннем рынке, однако в обслуживании международных рейсов, которые обслуживают аэропорты королевства, местные перевозчики занимают около 45 % (главным образом Saudi Arabian Airlines и Flynas), остальная доля приходится на иностранных перевозчиков. Среди последних наиболее активно присутствие EgyptAir, Turkish Airlines, Emirates, Flydubai.

Эксплуатация аэропортов осуществляется The Saudi Civil Aviation Holding Company (SAVC), в настоящее время завершается процесс частичной приватизации активов.

Несмотря на наличие компаний, владельцами которых являются представители частного бизнеса, присутствие государства на рынке авиационных перевозок Саудовской Аравии доминирует. На сайте Саудовско-Американского делового совета (U.S.-Saudi Arabian Business Council) приведена информация, что ежегодные объемы государственной поддержки, получаемые всеми предприятиями отрасли, увеличились в течение последних двух лет на 50%, превысив 16 млрд долл. США. Затраты связаны с намерениями расширить самолетный парк, главным образом в компаниях Saudi Arabian Airlines и Flynas, а также с развитием инфраструктуры. Что касается последней, то правительство планирует строительство новых аэропортов в городах Аль-Кунфида, Эт-Таиф, на архипелаге Фарасан в Красном море, на юге провинции Эр-Рияд, модернизацию аэропортов в Джидде, Эр-Рияде и в нескольких других городах, а также создание грузовых терминалов в существующих аэропортах. Основным стимулом для развития рынка гражданской авиации в последующие годы является прогнозируемый рост числа иностранных туристов (напомним, что цель правительства – 30 млн человек в год к 2030 году), а также расширение присутствия саудовских авиакомпаний на мировых рынках пассажирских и грузовых перевозок. Предполагается, что ключевая роль в развитии рынка будет отводиться государственным предприятиям. Судя по материалам саудовской прессы, представители экспертного сообщества страны, а также иностранных компаний-партнеров в настоящее время ведут споры об целесообразности сконцентрироваться на предоставлении услуг на принципах эконом-класса и снижения стоимости, либо, напротив, увеличивать степень комфорта, не снижая цены на услуги.

Гражданской авиации отводится одна из ключевых ролей в реализации Vision 2030, который предполагает превращение страны в крупный логистический и туристический центр мирового значения. В пользу этого указывает имеющаяся информация об инвестициях на приобретение новой техники и расширение инфраструктуры. Необходимость расширения доли присутствия на международном рынке авиационных перевозок подчеркивал и наследный принц Мухаммед бен Сальман. Кроме того, авиация должна способствовать развитию рынка труда (планируется создать более одного миллиона новых рабочих мест) и расширению промышленности. В-частности, правительство заявляло о намерении расширить производственную базу для авиационной техники на территории страны, в-основном путем создания предприятий по сборке самолетов или компонентов. Однако пока информация о планах по созданию конкретных мощностей отсутствует.

Рынок демонстрирует темпы роста 7-8% в год, что превышает средние показатели по миру. Рост количества авиаперевозок в следующие годы ожидается за счет расширения международных рейсов, тогда как внутренний рынок будет расти менее значимыми темпами. Представители Boeing и Airbus и других компаний авиационной отрасли рассматривают рынок королевства как привлекательный и указывают на наличие хороших перспектив для его расширения. Однако подобные оценки не всегда объективны. Существенной проблемой для авиационной отрасли Саудовской Аравии является отсутствие достаточного спроса на многих внутренних маршрутах, что снижает рентабельность многих рейсов. То есть, объемы пассажирских перевозок не всегда соответствуют количеству совершаемых рейсов. Также наблюдается дефицит квалифицированного персонала. Некоторые эксперты указывают на слишком амбициозные планы, которые, несмотря на высокие темпы расширения самолетного парка и инвестиции в инфраструктуру, не будут подкреплены достаточным спросом в обозримой перспективе. По этой причине высока вероятность избытка предложения на рынке, что повлечет рост убытка и связанные с этим проблемы для отрасли, и в конечном счете обусловит необходимость дополнительной государственной поддержки национальных авиаперевозчиков.

В 2017 году Saudi Arabian Airlines заявляла о намерении увеличить количество обслуживаемых пассажиров до 45 млн в год к 2021 году, однако вряд ли эта цель будет достигнута.

В настоящее время конкуренция между Saudi Arabian Airlines и компаниями так называемой «Большой тройки» Персидского залива (Emirates, Qatar Airways и Etihad Airways) наблюдается только за рынок королевства. Хотя по количеству мест и объемам перевозок саудовский перевозчик сопоставим с ними, его стратегия иная: авиакомпания обслуживает потребности собственных граждан, туристов и трудовых мигрантов, но пока не претендует на роль перевозчика мирового масштаба. При этом озвученные намерения могут обусловить появление нового конкурента перевозчикам из ОАЭ и Катара. Однако для превращения Saudi Arabian Airlines в авиакомпанию мирового значения необходима огромная работа не только по расширению парка, привлечению персонала, но и в сфере маркетинга, а именно изучению рынка, продвижению бренда, рекламы, ценовой политики. Это влечет потребность в дальнейшем субсидировании со стороны государства, возможности которого существенно ограничены по сравнению с соседними ОАЭ и Катаром. Кроме того, отсутствует необходимый опыт для реализации подобных бизнес-проектов. Вероятность того, что Saudi Arabian Airlines смогут успешно конкурировать с компаниями «Большой тройки», в ближайшие несколько лет не следует оценивать как высокую даже при условии успешной реализации плана по расширению самолетного парка. Тем более, на примере Qatar Airways мы увидели, что даже административные рычаги, которые были использованы конкурентами в 2017 году, не нанесли смертельного удара по позициям авиакомпании, а Доха не отказывается от своих планов по дальнейшему расширению присутствия. Вместе с тем, конкуренция между Саудовской Аравией, Катаром, Абу-Даби и ОАЭ за рынок воздушных перевозок имеет серьезные предпосылки к обострению: амбициозные планы поддерживаются огромными инвестициями в условиях, когда рынок растет гораздо меньшими темпами. В таких условиях кто-то из 4-х компаний должен будет оставаться в убытке. Это может отразиться и на политических отношениях между тремя странами.

52.75MB | MySQL:104 | 0,323sec