Сирия: о гуманитарной ситуации в провинции Идлиб

Как ранее прогнозировалось, стратегическая линия Дамаска при поддержке союзников на консолидацию и восстановление территориальной целостности будет настойчиво продвигаться и в обозримой перспективе создавать неизбежную в таком сценарии дестабилизацию на гуманитарном фронте. После достижения сделки c Турцией на курдском фронте, сирийское правительство решило не откладывать в долгий ящик другую ключевую проблему — ситуацию вокруг провинции Идлиб, где сконцентрировано основное ядро террористических группировок.

С середины декабря с.г. активизировались действия сирийской армии на нестабильном военном фронте в северо-западной Сирии, что предсказуемо привело к новой динамике гуманитарной ситуации. Новое наступление Дамаска на позиции террористических сил на южном рубеже фронта в провинции Идлиб способствовало новой массовой волне внутреннего переселения гражданского населения вглубь этой сирийской провинции. По данным Управления по координации гуманитарных вопросов ООН (УКГВ), с 16 декабря из эпицентра вооруженных столкновений — населенного пункта Мааррет-эн-Нааман мигрировали десятки тысяч новых беженцев. Еще десятки тысяч в соседних районах готовятся к эвакуации.

В то же время, ограниченный доступ и блокирования большей части маршрутов ввиду сложившейся военной ситуации, а также растущий дефицит топлива в Идлибе накладывает ограничения на передвижения беженцев. По статистике ООН, большая часть внутренних переселенцев в декабре направилась в город Идлиб и другие крупные удерживаемые боевиками центры провинции — Серакиб и Эриха. Большая группа беженцев также направилась в лагеря временного размещения на границе с Турцией. При этом лишь небольшое число беженцев продвигается на север, в провинцию Алеппо.

Активизация миграционных тенденций в Идлибе в декабре осложняется сезонным фактором — в условиях зимнего холода переселенцы нуждаются в дополнительной гуманитарной защите и утеплённом жилье, что усложняет проведение гуманитарной операции.

По предварительным оценкам гуманитарных организаций, общее количество новых мигрантов в Идлибе с середины декабря составило 130 тысяч человек. А их общее число с мая 2019 года достигло уже 400 тысяч человек при том что всего в Идлибе на сегодня насчитывается порядка 3 млн гражданского населения. Ожидается, что по мере освобождения от террористических групп территории Идлиба масштабы гуманитарного кризиса будут только возрастать. При этом гражданские лица, преимущественно старики, женщины и дети, не имеют возможности (а иногда и желания) переходить через линию фронта на подконтрольные Дамаску территории. Не стоит забывать, что преимущественно это семьи и родственники боевиков, состоящих в различных боевых подразделениях, ведущих борьбу против Дамаска. Соответственно, они вынуждены мигрировать все дальше от линии фронта и вглубь провинции, что вынуждает большую часть из них совершать многократные, причем довольно регулярные, переселения по ходу изменения динамики конфликта. Например, большая часть беженцев, которые в период с 16 по 23 декабря мигрировали из эпицентра вооруженного противостояния в пункте Мааррет-эн-Нааман в сторону города Серакиб, теперь стремятся перейти в более безопасные районы из-за начавшейся воздушной бомбардировки города Серакиб. При этом их ресурсные и финансовые возможности для совершения таких многократных переходов весьма ограничены, в том числе с учетом топливного кризиса в провинции. Такая динамика также затрудняет доставку продовольствия и других видов гуманитарного содействия. Агентства ООН адаптируют свою бизнес-модель и с учетом многократных частных перемещений беженцев на юге Идлиба переходят на поставку горячего питания и готового к потреблению продовольствия для этой категории.

Обострение вооруженного конфликта также ограничивает свободу перемещения беженцев. Большая часть населения на юге провинции стремится перебраться на пока относительно безопасный север Идлиба. Однако угроза воздушных бомбардировок и обстрелов основных стратегических трасс является главным фактором риски и блокирует массовые переселения в этом направлении. Дополнительным фактором риски служит дефицит топлива для частных автомобилей и ограниченный круг водителей, готовых рисковать для перевозки беженцев по опасным маршрутам.

Нарушенные коммуникации и связь создают дополнительные угрозы для гуманитарного содействия и работы гуманитарного персонала на местах. В большей части регионов в зоне эскалации боевых действий нет стабильного интернета и телефона, поэтому координировать массовые переселения населения гуманитарным партнерам весьма непросто. Более того, в самом эпицентре декабрьского противостояния в Идлибе гуманитарные агентства ООН практически полностью свернули свои операции из-за угроз безопасности персонала и перемещаются на север провинции, куда ожидается массовая миграция новых переселенцев в ближайшие недели и месяцы.

В целом, приходится констатировать что гуманитарная ситуация в Сирии в 2020 году сохранит свою остроту и комплексную сложность. C учетом заявленного в конце нынешнего года тренда на военном театре действий, задача освобождения Идлиба от террористов и его интеграции в зону влияния Дамаска выходит на первый план. А это подразумевает также и большую эскалацию гуманитарной ситуации и потребует от гуманитарных агентств ООН существенных усилий. В первую очередь, речь идет о потенциально большом масштабе и охвате гражданских лиц, рискующих быть вовлеченными в конфликт и в гуманитарный кризис — до 3 млн человек. Если взятые Дамаском в декабре темпы военной операции будут продолжены, то в январе-феврале 2020 года международные эксперты прогнозируют масштабирование гуманитарного кризиса и новую волну беженцев до 500 тысяч человек.

Но вопрос не столько в потенциале гуманитарных партнеров по наращиванию объемов гуманитарной помощи и ее быстрой и эффективной доставке. И даже не в проблеме обеспечения гуманитарного доступа. Помимо этого, ООНовским агентствам придется также приложить немалые усилия для адаптации к новым обстоятельствам и гуманитарным сложностям в массово заселенном гражданскими лицами Идлибе, включая сочетание факторов многократных переселений беженцев, сезонности (зимние условия) и пробелов в связи и коммуникациях на местах. Гуманитарным агентствам придётся также учитывать в своей операционной деятельности политическую чувствительность идлибского вопроса для всех участников сирийского конфликта и внешних сил, и более тесно работать с Дамаском в координации гуманитарных операций в меняющихся геополитических условиях.

52.22MB | MySQL:103 | 0,711sec