Израильский институт стратегических исследований представил президенту страны прогноз на 2020 год

На фоне событий последних дней и в особенности — ликвидации американскими военными генерала Касема Сулеймани, командующего иранскими спецподразделением «Аль-Кудс», Институт национальных стратегических исследований (INSS, он работает при Тель-Авивском Университете с 1977 года), пожалуй, самое авторитетное израильское научно-исследовательское учреждение, занимающееся анализом военных и террористических угроз, с которыми сталкивается еврейское государство, и рекомендациями относительно путей противостояния им, представил в понедельник президенту Израиля Реувену Ривлину своей ежегодный отчет с оценками развития ситуации в Ближневосточном регионе на 2020 год. Глава института INSS генерал-майор запаса Амос Ядлин вручил этот документ президенту в ходе открытой для журналистов презентации, прошедшей в резиденции президента в Иерусалиме. В связи с резким возрастанием военной напряженности в регионе в последнюю неделю данное мероприятие вызвало на этот раз повышенный интерес.

Можно с уверенностью утверждать, что основным выводом отчета института INSS является на этот раз то, что в новом 2020 году военная угроза Государству Израиль серьезнейшим образом возросла. Угроза начала широкомасштабной войны между Ираном и его союзниками с одной стороны и США и их союзниками (прежде всего, речь идет об Израиле) на Ближнем Востоке с другой стороны представляется весьма реальной. Согласно выводам отчета, угроза такой войны были реальной и до ликвидации генерала Касема Сулеймани, однако теперь ее вероятность еще более возросла. При этом возможны перемены стратегического характера, что требует от Израиля выработки новой военной стратегии.

В связи с тем, что сейчас в Израиле идет кампании по выборам в Кнессет (уже третья за год!), а у власти уже более полугода находится переходное правительство, полномочия которого существенно урезаны, важно подчеркнуть, что в качестве одного из факторов, которые увеличивают угрозу того, что Иран, декларирующий на протяжении многих лет свое неизменное стремление уничтожить»сионистское государственное образование», решится напрямую или при посредстве своих союзников (прежде всего, ливанской «Хизбаллы») атаковать еврейское государство, по мнению исследователей института INSS, является затяжной политический кризис в Израиле.

Аналитики института INSS исходят их выглядящего совершенно логичным предположения, согласно которому высшее военно-политическое руководство Ирана рассматривает сейчас различные возможности своей реакции на ликвидацию генерала Касема Сулеймани американской армией. При этом подчеркивается, что в недавнем прошлом, вплоть до своей гибели именно он находился в центре планирования военной стратегии Ирана и имел в этой сфере большой опыт. Теперь иранскому военно-политическому руководству приходится принимать судьбоносные решения без его участия.

Согласно оценке, Иран попытается в первую очередь совершить акции возмездия против американских целей. Вместе с тем существует возможность того, что такие акции будут направлены и против союзников США на Ближнем Востоке – как арабских государств Персидского залива и Саудовской Аравии, так и против Израиля.

Израильтянам, согласно вывода представленного президенту Реувену Ривлину отчета, необходимо быть готовыми к различным сценариям развития конфликта:

  1. Его нарастание вплоть до широкомасштабной войны между Ираном и США, в которую будет втянут и Израиль.
  2. Относительно «вялый» обмен ударами между Ираном и США.
  3. Перенос иранцами акций возмездия за ликвидацию Касема Сулеймани на неопределенный срок, в надежде, что бдительность США и их союзников со временем притупится.

Самой неприятной с точки зрения Израиля рассматриваемой в качестве реальной возможностью является начало войны по всему Северному фронту, вдоль границ с Ливаном и Сирией: одновременно против Ирана, «Хизбаллы», сирийского режима Башара Асада и базирующихся в Сирии и в Ираке проиранских шиитских милиций. Такая война получит в последствии, по мнению исследователей института INSS, одно из двух названий: либо «Третья ливанская война», либо «Первая северная война». Непосредственным прологом к такой войне может стать жесткий ответ Израиля на атаки против израильских целей, которые могут совершить иранцы и/или их союзники в качестве акций возмездия за ликвидацию генерала Касема Сулеймани.

В таких условиях можно ожидать, что израильский тыл подвергнется массированным ракетным обстрелам. При этом существенно то, что часть ракет, выпущенных по израильскому тылу, будут ракетами повышенной точности, так как «Хизбалла» при всесторонней поддержке Ирана создает предприятия по производству высокоточных ракет на ливанской территории. Параллельно с этим возможны попытки прорыва сухопутных сил противника на территорию Израиля с тем, чтобы произвести психологический эффект и подорвать стойкость израильских граждан и их доверие к высшему политическому и военному руководству страны.

В связи с вышеизложенным и в особенности в связи с наличием высокоточных ракет в распоряжении «Хизбаллы» авторы отчета предлагают всерьез рассмотреть возможность нанесении превентивного удара по «Хизбалле» и о выборе подходящего момента для такого удара.

В качестве возможного расширения угрозы широкомасштабной «Северной войны» аналитики института INSS рассматривают  войну на два фронта, на севере и на юге одновременно. При этом в качестве противника Израиля на южном фронте выступит контролирующий сектора Газа ХАМАС и имеющий там же свои военные формирования «Исламский джихад». Уместно напомнить, что обе эти террористические организации – суннитские, однако в последние годы ХАМАС сблизился с шиитской «Хизбаллой» и Ираном и превратился до определенной степени в проводника политики последнего, используя сектор Газа в качестве передового иранского форпоста против еврейского государства. Несмотря на значительный ракетный потенциал ХАМАСа  и «Исламского джихада», гроза с югу на порядок ниже, чем угроза с севера.

В дополнение к конвенциональной ракетной угрозе в отчете института INSS рассматривается и ядерная угроза, проистекающая для Израиля от иранской ядерной программы. По мнению его специалистов, это единственная на сегодняшний день экзистенциальная угроза для еврейского государства, однако вероятность нанесения ядерного удара по Израилю в течение 2020 года рассматривается авторами отчета как крайне низкая. Несмотря на это они считают, что Государство Израиль должно быть готово к самым экстремальным сценариям.

62.86MB | MySQL:102 | 0,534sec