В 2019 г., согласно недавнему отчету о региональных экономических перспективах Ближнего Востока и Центральной Азии, запасы арабских государств в иностранных валютах достигли 1025,3 млрд долларов, наибольшая доля которых принадлежит Саудовской Аравии (47,7% или 489,8 млрд долларов).
В докладе, выпущенном Арабской корпорацией по гарантированию инвестиций и экспортных кредитов, говорится, что после Саудовской Аравии, с точки зрения стоимости резервов, на втором месте, расположились ОАЭ, затем следуют Ливия, Ирак, Алжир, Катар и Египет. Что свидетельствует о том, что резервы улучшились в десяти странах и сократились в семи, оставшись без каких-либо изменений в одной стране — Джибути.
В докладе, данные которого основаны на информации из Международного валютного фонда, ожидается, что в 2020 году международные резервы в странах региона упадут ниже уровня в триллион долларов, в результате чего общая сумма составит 988,2 млрд долларов, при этом ожидается их рост в восьми странах, сокращение, — также в восьми, и неизменное состояние — в двух странах.
Что касается исполнения общего бюджета, то в докладе указывалось на увеличение дефицитных стран с 15 до 17, что указывает на то, что в бюджетах десяти арабских стран наблюдался дефицит или переход от профицита к дефициту или уменьшение до профицита.
Ливия, Алжир и Ливан оказались в первых рядах государств, в которых были зафиксированы самые высокие показатели дефицита бюджета на 2019 год — 29,9%, 13,2% и 9,8% соответственно, в то время как показатели дефицита в остальных странах колебались от 1,5% до 8%.
В отчете ожидается продолжение роста валового внутреннего продукта в 20 странах, увеличение на 26 млрд долларов, главным образом, из-за роста производства в Египте, и, как отражение этих изменений, доля арабских стран в общем мировом объеме производства 88,6 трлн долларов составит около 3,1%. Однако в 2019 году доля в глобальном ВВП стран с формирующимся рынком и развивающихся стран составила 34,9 трлн долларов США.
В докладе указывается на концентрацию в 2019 году производства в шести странах, а именно в Саудовской Аравии, ОАЭ, Египте, Ираке, Катаре и Алжире, с общей стоимостью произведенного продукта в 2076,4 млрд долларов США или долей в 77% от общего числа арабского производства.
Увеличение объема производства в арабских странах, которое в 2020 году составит до 279.1 млрд долларов США в докладе объясняется ожидаемым ростом производства в нескольких из них, особенно в Египте, что способствует более чем половине этого улучшения, а также в КСА, ОАЭ, Ираке, Кувейте, Омане и Иордании.
В отчете отмечается, что темпы роста арабской экономики снизились с 2,4% до 1,9% в 2019 году, достигнув ВВП в 2 697 млрд долларов против 2 671 млрддолларов в 2018 году.
Страны региона пострадали — согласно докладу — в значительной степени, от глобальных событий, которые привели к снижению мирового спроса на нефть, особенно в азиатских странах, которые являются основным импортером энергоносителей из региона, а также, помимо других факторов, в связи с эскалацией торговой войны между Китаем и США.
Учитывая ожидания относительного спокойствия в отношении некоторых геополитических проблем в регионе и стабильности цен на нефть около 61 доллара за баррель, с потенциалом роста добычи в 2020 году, вполне вероятно, что темпы роста в регионе вырастут,, в среднем до 3,3% и увеличат валовой внутренний продукт арабских стран на 279 млрд долларов при сохранении его доли в мировом производстве на величине, порядка 3,1%, с одновременным снижением доли производства в развивающихся странах до 7,5%. В этом случае, арабским странам, правда нечего инкриминировать: снижение это обусловлено ростом производства в развитых странах и кризисными явлениями – в «бедном» сегменте стран «третьего мира».
При этом, в документе констатируется практика широкого применения мер тарифного регулирования, протекционизма, а иногда, и прямого финансового администрирования с элементами государственного регулирования, то есть моментов, двояко воспринимаемых тем же МВФ, в ряде случаев. Однако, в случае с арабскими странами, как правило, дело до критики их финансово-монетарной политики не доходит, ограничиваясь рекомендациями. Вот пример недавней практики такого рода в Саудовской Аравии – пионере арабских экономик.
Государственное управление портов информировало морских агентов о приостановлении их денежных операций с целью «улучшения обслуживания и облегчения урегулирования проводки сумм и финансовых сборов».
Власти указали, что это является продолжением усилий, предпринимаемых Главным управлением портов по обновлению услуг, предоставляемых саудовскими портами, и развитию их и улучшению их многочисленных услуг, в целях повышения экономического развития за счет повышения эффективности финансовой системы путем повышения эффективности финансовых транзакций между всеми сторонами, что положительно отразится на ускорении коммерческих транзакций и обусловлено необходимостью цифровой трансформации в платежном секторе.
Генеральное управление портов сообщило в письме морским агентам: «Признавая важную и эффективную роль, которую вы играете в этом аспекте, мы надеемся, что вы будете заинтересованы в утверждении сбора всех сумм и финансовых сборов с помощью одного из следующих способов оплаты: банковский перевод, кредитные карты или услуги Mada. Платежный сервис или любые другие электронные финансовые услуги. В рамках стремления Главного управления по портам достичь целей «Видения королевства, 2030» в части полностью электронных системах транзакций и идти в ногу с цифровым преобразованием, а также обеспечить сохранение эффективности и результативности услуг, предоставляемых заинтересованным сторонам, мы надеемся работать и придерживаться указаний и инструкций и обеспечить их реализацию в течение трех месяцев», — говорится в заявлении Управления. Власти проинформировали все саудовские порты о необходимости рассмотреть и принять необходимые меры для начала осуществления необходимых процедур.
Нормативно-правовое деятельности регулирование морских агентов включает в себя то, что одной из функций морского агента является выплата сборов, заработной платы и сборов, причитающихся официальным властям и остальным другим органам за услуги, предоставляемые судам, действующим под их ведением, сбор заработной платы, причитающейся судам, проведение всех работ и процедур, которые требуются судну или экипажу от имени владельцев или операторов. Суда, пока они находятся в районе порта, от имени судовладельцев или операторов, должны выполнять необходимые действия под руководством таких агентов. Суммы средств, которыми оперируют агенты составляют десятки миллионов долларов США в год, и теперь государство намерено поставить их под жесткий контроль.
Одновременно, задействуются новые финансовые механизмы, призванные обеспечить максимальный охват населения.
Банк социального развития запустил продукт СNF с предельным уровнем финансирования до 30 000 риалов без процентов или сборов, поскольку он предназначен для наиболее нуждающихся вдов и разведенных женщин, предоставляя им такое финансирование, чтобы «помочь им нести расходы и бремя жизни». Генеральный директор по партнерству и маркетингу в банке, Нур аль-Абдулкарим объяснила, что в свете неограниченной поддержки со стороны правительства, которой пользуется Банк социального развития, он постоянно стремится внедрять новые финансовые продукты для обслуживания целевых групп граждан, поддержки тех семей, у которых возросли жизненные обязанности, чтобы преодолеть разрыв, вызванный этими переменными. Она подчеркнула, что запуск этого продукта «призван обеспечить финансовую поддержку женщинам для преодоления непосредственных трудностей и развития их уровня жизни, помочь им стать частью жизненно важного и продуктивного общества». Продукт CNF доступен через веб-сайт банка, где женщины имеют право подать заявку после выполнения условий и правил семейного финансирования, средства предоставляются без каких-либо процентов и до 30 тысяч риалов, с «легкими взносами» и сроком погашения 60 месяцев. Генеральный менеджер по партнерству и маркетингу указала, что банк постоянно стремится пересматривать свои условия и периодически изучает возможность разработки подходящих продуктов с добавленной стоимостью, которые обслуживают целевую аудиторию граждан, с тем чтобы они были совместимы с потребностями всех его целевых групп без исключения. Упомянула она и то, что с момента своего создания, услугами банка воспользовались 2,6 млн граждан, а объем социального и проектного финансирования превысил 105 млрд саудовских риалов.