США усиливают санкционное давление на руководство Южного Судана

Соединенные Штаты ввели санкции против первого вице-президента Республики Южный Судан Табана Денга Гаи в рамках так называемого Глобального акта Магнитского. Об этом сообщило 8 января Управление по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC).  В декабре 2019 года Вашингтон уже вводил санкции против двух министров этой африканской страны. Управление по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC) расширило тогда свой санкционный список по Южному Судану, добавив в него министра обороны и по делам ветеранов Куол Маньянга Джуука и министра по делам кабинета министров Мартина Элиа Ломоро. По мнению США, они несут ответственность за продолжение конфликта в Южном Судане в целях «своего личного обогащения, что ведет к еще большему страданию граждан страны». На них американские власти возлагали ответственность за продолжение конфликта в Южном Судане. Санкции, введенные США 17 декабря против двух членов правительства Южного Судана, наносят ущерб проходящему в стране мирному процессу. Об этом заявил 18 декабря заместитель министра иностранных дел Южного Судана Дэн Дау Денг Малек. «Санкции не помогают, особенно в нынешний период, когда правительство реализует положения мирного соглашения, а ситуация в стране в целом стабилизировалась», — цитирует высокопоставленного чиновника агентство «Синьхуа».
В сентябре 2018 года президент Южного Судана Сальва Киир и лидер повстанцев Риек Машар подписали в Эфиопии мирное соглашение, согласно которому повстанцы прекращают огонь, а Машар восстанавливается в должности вице-президента страны. Одновременно должно было формироваться новое правительство страны с участием представителей оппозиции, а часть бывших повстанцев стороны конфликта обязывались интегрировать в правительственные вооруженные силы.  Однако почти сразу возникли трудности с реализацией соглашения. Первоначальный срок формирования нового правительства (12 мая 2019 года) не был соблюден. Дополнительным соглашением была назначена новая дата — 12 ноября 2019 года. 7 ноября на очной встрече Киир и Машар договорились продлить срок формирования правительства еще на 100 дней — до второй половины февраля 2020 года. Однако до сих пор это соглашения в полную силу не заработало, что вызывает серьезную озабоченность в Вашингтоне. Так, в частности, до второй половины декабря 2019 года правительство Южного Судана не предоставило денег, необходимых для обеспечения выполнения предварительных договоренностей в течение 100-дневного периода продления. Временный председатель воссозданной Совместной комиссии по мониторингу и оценке (СМЭК) Августино Ньороге раскрыл эту информацию 27 января 2020 года, в своем выступлении перед 905-м заседанием Совета мира и безопасности Африканского союза в Аддис-Абебе. «Средства не поступали в исполнительные механизмы до 17 декабря 2019 года, 35 дней с момента продления на 100 дней», — сказал Ньороге. Он также просил совет обратиться к правительству Южного Судана с призывом продолжать выделять средства, необходимые для выполнения нерешенных задач, стоящих перед переходным периодом, и обеспечить ускорение выполнения нерешенных задач, стоящих перед переходным периодом, с тем чтобы можно было быстро сформировать правительство национального единства. Кенийский дипломат также просил совет обратиться к региональному и международному сообществу и друзьям Южного Судана с призывом продолжать поддерживать осуществление обновленного мирного пакта. 7 ноября главные мирные партнеры Южного Судана договорились продлить переходный период на 100 дней. На этом фоне Р.Машар отказался присоединиться к переходному правительству, сославшись на неспособность завершить формирование единой армии или закрепить численность государства и его границы. Это два ключевых вопроса сохраняющихся разногласий. В ноябре 2019 года группа экспертов ООН по Южному Судану заявила, что правительство Южного Судана выделило на мирный процесс лишь около 35 млн долларов из тех 100 млн, которые президент Киир выделил в мае 2019 года. Первоначальный бюджет на осуществление обновленного мирного соглашения оценивался в 285 млн долл. В своем выступлении Ньороге также подчеркнул отсутствие эффективной координации между механизмами осуществления соглашения в качестве второго источника озабоченности по поводу осуществления мирного соглашения. Ньороге заявил, что, несмотря на мобилизацию войск в места расквартирования и учебные центры, механизмы осуществления соглашения «не сработали должным образом». Наконец, в своих рекомендациях посол Ньороге просил совет «обратиться к правительству и сторонам соглашения с призывом к компромиссу в целях урегулирования нерешенного вопроса о количестве государств и их границах, с тем чтобы создать возможность для формирования перемирия на прочной основе». Как представляется, все эти искусственные барьеры со стороны Джубы в рамках финансирования ранее достигнутых договоренностей и сподвигли Вашингтон ужесточить персональные санкции.
Интересно, что посол Южного Судана в Соединенных Штатах Филип Джада Натана был срочно отозван в Джубу 18 декабря. По информации ряда источников, Натане, который по прибытии в Вашингтон осенью 2018 года заявил о намерении восстановить испорченные отношения между двумя странами, было поручено срочно разработать стратегию МИДа по ограничению влияния санкций США на министра по делам правительства Мартина Элиа Ломуро и министра обороны Куол Маньянга Джуука. Президент Сальва Киир теперь опасается, что санкции будут распространяться и на экспорт южносуданской нефти, которая должна приносить в казну государства 5 млн долларов в день. Помимо этого санкции США ставят под удар двух ключевых министров Южного Судана и с точки зрения сохранения С.Кииром влияния в стране. Эти два министра имеют решающее значение для его политического выживания. Элия Ломуро оказывает определенное влияние в Экватории, в то время как авторитет Майянг Джуук признается Бор-Динкой, которые симпатизируют восстанию СНОД бывшего вице-премьера Р.Машара. Вашингтон таким образом усиливает нажим на Джубу, сопровождая его и соответствующим усилением своих кадров на этом направлении. 31 января 2020 года Государственный департамент США объявил о назначении нового специального посланника по Южному Судану. «В.Стюарт Симингтон был назначен специальным посланником по Южному Судану и возглавит усилия США по поддержке мирного процесса и успешного политического перехода в Южном Судане», — заявил Госдепартамент 31 января. Симингтон, который является отставным послом, ранее занимал пост главы миссии в Нигерии в 2016-2019 годах, в Руанде в 2008-2011 годах и в Джибути в 2006-2008 годах, а также пост специального представителя США по Центральноафриканской Республике в 2014-2016 годах. В письме, направленном 13 ноября госсекретарю США Майку Помпео, двухпартийная группа сенаторов призвала срочно назначить специального посланника в Южный Судан для тщательного наблюдения за приостановленным осуществлением мирного соглашения.

52.72MB | MySQL:104 | 0,422sec