О новом плане гуманитарного реагирования ООН в Ираке

В начале февраля был, наконец, утвержден новый план гуманитарного реагирования ООН в Ираке на 2020 год. Его окончательное согласование несколько затянулось ввиду острого внутриполитического кризиса, охватившего страну в декабре-январе. C избранием М.Т.Аллауи в качестве временного премьер-министра страны страсти несколько улеглись, хотя социальные протесты продолжают вспыхивать и об окончательной стабилизации ситуации пока говорить рано.

Тем не менее, относительная передышка в острой межклановой политической борьбе в Багдаде позволила команде ООН согласовать с правительством главные параметры и стратегические приоритеты нового гуманитарного плана. Эта программа с совокупным бюджетом в 520 млн долларов США рассчитана на оказание помощи миллионам иракцев. Направленность программ содействия и их фокус свидетельствуют о том, что спустя три года после вооруженного конфликта 2014-2017 гг. в результате военной интервенции террористов «Исламского государства» (запрещено в России), страна все еще испытывает серьезные последствия и сталкивается с комплексом гуманитарных вызовов. Согласно оценкам гуманитарных организаций, общее число нуждающихся в гуманитарном содействии иракцев по-прежнему значительно – более 4.5 млн человек. При этом ООН, согласно новому гуманитарному плану, в состоянии охватить программами содействия в 2020 году менее половины нуждающихся – 1.77 млн.

Разумеется, острота гуманитарного кризиса с каждым годом ослабевает – и новая программа содействия будет акцентированно трансформировать чрезвычайные программы в более устойчивые схемы помощи. При этом, однако, вопрос уязвимых внутренних мигрантов, включая до сих пор проживающих в лагерях, а также недавних репатриантов по-прежнему стоит со всей остротой. Кроме того, вспыхнувшие по всей стране антиправительственные социальные протесты и их силовое подавление со стороны властей еще более подтачивают гуманитарную ситуацию, увеличивая риски неопределенности и нестабильности и отпугивая перспективных внешних инвесторов. Только за последние месяцы в результате подавления демонстраций и протестов было убито около 500 человек и ранено почти 20 тысяч. Такое развитие не только эскалирует гуманитарные нужды, но и создает большие проблемы с обеспечением гуманитарного доступа партнерам из ООН для своевременной доставки помощи нуждающимся. В более 60% провинциях страны представители гуманитарных организаций рапортовали о существенных ограничениях их доступа, включая блокировку со стороны Багдада интернета и других средств коммуникаций. Дополнительную угрозу гуманитарному контексту создают и климатические катаклизмы и природные стихийные бедствия, включая засуху, наводнения и землетрясения. Таким образом, складывается примечательный парадокс, когда страна с уровнем развития выше среднего относится к списку с высоким риском возникновения гуманитарного кризиса, что подразумевает сохранение больших объемов международного гуманитарного содействия.

 

С учетом вышеназванных обстоятельств, новый план гуманитарного реагирования ООН в Ираке на 2020 год будет преследовать три ключевые задачи.

Во-первых, это задача оказания содействия уязвимым группам населения. Программа охватит в общей сложности 3,8 млн человек. В абсолютном приоритете – женщины (27%), дети (41%) и люди с ограниченным возможностями (15%). Ожидаемый эффект – сделать для этой группы населения доступным и возможным их проживание и жизнедеятельность, обеспечить их базовые нужды, включая продовольственные и проблемы размещений. Также этой группе будет оказана важная психологическая и ментальная помощь, особенно пострадавшим от насилия в ходе недавнего конфликта.

Во-вторых, это задача повышения качества жизни и жизненных стандартов самых уязвимых категорий иракцев. Это наиболее амбициозные, дорогостоящие и труднореализуемые планы и проекты. В конкретном плане, предполагается запуск и реализация проектов по обеспечению расширенного доступа иракцев к специализированным социальным услугам (медицина, образование, водоснабжение и пр.). Также в этом контексте в более стратегическом плане речь идет о восстановлении разрушенной инфраструктуры и запуске полномасштабного процесса экономической реконструкции страны. Только при условии создания устойчивых источников дохода для домашних хозяйств и новых рабочих мест можно говорить о сокращении зависимости от гуманитарной помощи и переход иракских производителей на рельсы самообеспечения. Но доля вынужденно переселенных лиц и репатриантов, большая часть из которых имеет большие долги и дефицит финансовых ресурсов или стартового капитала, по не в состоянии преодолеть эту зависимость и остаются крайне уязвимыми с точки зрения гуманитарных нужд. Несмотря на пропагандируемую властями в Багдаде последовательную политику по сокращению группы беженцев и постепенному сворачиванию лагерей,  до реальных результатов на этом треке пока далеко.

Наконец, третья стратегическая задача в рамках нового плана гуманитарного реагирования подразумевает обеспечение защиты и безопасности населения. Задача наиболее абстрактная, успех в реализации которой в большей степени зависит от политики центрального правительства Ирака, а также властей Иракского Курдистана. Гуманитарные агентства ООН декларируют серьезные намерения по сокращению рисков в сфере защиты, что является основополагающим, стержневым вектором всей гуманитарной программы. Но реальных рычагов на качественной изменение ситуации не имеют, ограничиваясь мерами по мониторингу и оказанию психологической поддержки и защиты уже после совершения насилия (физического, сексуального), незаконного применения силы либо эксплуатации (детский труд, ранние браки и прочее). Главный регулятор в этой области относится к компетенции правительства и местных властей, и единственный реальный рычаг влияния у гуманитарных агентств ООН сохраняется на территории лагерей для беженцев. В остальных случаях, особенно при накале социальных протестов, иракское правительство обладает всей полнотой власти для ограничения свободы перемещения и гуманитарных поставок в целях обеспечения мер безопасности.

Чего не хватает в гуманитарном плане ООН на 2020 год – проведения четких взаимосвязей и переходов от гуманитарного содействия к реальным экономическим проектам и стратегиям развития, для воплощения которых иракское правительство получает достаточно доходов от продажи углеводородов. Пока же гуманитарные программы сформулированы достаточно узко, без привязки к более комплексным инвестиционным планам, их реальный эффект в национальном масштабе будет носить ограниченный характер.  Кроме того, в плане не просчитаны детально риски, связанные с развитием форс-мажорных ситуаций, которые могут в течение 2020 года кардинально изменить гуманитарный ландшафт, включая эскалацию внутренних социальных протестов и обострение ситуации на северо-востоке Сирии вблизи иракской границы. Функциональная и институциональная слабость иракского правительства, переживающего транзитный период, будет создавать дополнительные сложности в оперативном согласовании и имплементации гуманитарного плана в обозримой перспективе.

52.22MB | MySQL:103 | 0,471sec