Финансовые риски для Омана в 2020 году

Одним из главных векторов социально-экономической политики нового султана Омана Хейсама бен Тарика Аль Саида стала новая финансовая политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита и прирост не нефтяных секторов национальной экономики. Бывший министр культурного наследия, ступивший в начале января с.г. на престол после кончины султана Кабуса, руководившего Оманом на протяжении полувека, встал перед непростым выбором.

Если в политической плоскости преемственность политике нейтралитета и посредничества была логично продолжена, то на экономическом векторе от нового султана требуются нетривиальные и принципиально новые решения. Ситуация в финансовой системе Омана с каждым годом обостряется, поскольку ее устойчивость всецело зависит от ситуации на глобальных нефтяных рынках. В 2019 году доля совокупного национального дохода от продажи нефти и газа в Омане составляла 73% (до обвала нефтяных цен в 2014-2016 гг. она достигала 85%). Недавняя ситуация с китайским коронавирусом и сокращение поставок ведущему мировому импортеру нефти привела к резкому сокращению производства углеводородов во всех странах ОПЕК, включая Оман, который экспортирует в Китай 32-35% всей своей нефти.

Таким образом, под воздействием неблагоприятной внешней динамики Оман сегодня вынужден корректировать свою финансовую политику. Одобренный парламентом бюджет на 2020 год нацелен на сокращение финансового дефицита на 4% по сравнению с прошлым годом и все равно это внушительная сумма – порядка 6.5 млрд долларов США, что составит 23-24% всей доходной части бюджета Омана в 2020 году, которая предполагается на уровне 28 млрд долларов США.

Принципиально важным решением нового руководства страны стало дальнейшее продвижение по пути сокращения доли нефти и газа в доходной части бюджета. В 2020 году она запланирована на уровне 72% (2019 – 73%), в том числе с поправкой на вероятные риски дальнейшего снижения мировых цен на нефть, в первую очередь с учетом фактора коронавируса. Так, доходная часть бюджета рассчитана с учетом реалистичной средней цены на нефть на уровне 58 долларов за баррель, что на 6 долларов ниже расчетной цены в 2019 году. При этом ОПЕК в феврале выступил с корректированным прогнозом средней цены на нефть в мире на уровне 60-65 долларов за баррель в 2020-2021 гг.

Также нужно отметить, что во избежание новых финансовых рисков бюджет составлен достаточно сбалансировано: ожидаемые потери доходов от нефти должны быть компенсированы в 2020 году растущими доходами из газового сектора. В планировании развития энергетического сектора Омана заложены показатели наращивания производства газа на 5% в 2020 году, что позволит увеличить доход от продажи газа на 11% по сравнению с 2019 годом. В частности, ожидается, что газовый экспорт принесет в копилку Омана в 2020 году 5.72 млрд долларов США (пятая часть всей доходной части бюджета).

Также в целях минимизации рисков новое руководство Омана намерено наращивать долю не нефтяного экспорта и как следствие – увеличивать долю ненефтяных секторов в общей доходной части бюджета. В текущем году вклад не нефтяных секторов в копилку бюджета составит 7.2 млрд долларов США и достигнет 28%. Это на 13% выше, чем показатели прошлого года. Такая целевая задача внушает оптимизм среди инвесторов и внешних партнеров Омана и должна сбалансировать потери от нефтяного сектора.

Наконец, еще одним важным новшеством в новом бюджете Омана в 2020 году стало внедрение нового налога на добавленную стоимость (НДС), решение по которому было принято еще в 2019 году в рамках интеграционных обязательств страны по линии Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Данное обязательство предполагало имплементацию новой ставки НДС до 2021 года, и ранее периодически откладывалось прежним руководством страны.

Разумеется, предпринимаемые новым руководством новые шаги в финансовой сфере по сокращению рисков и сбалансированию бюджета имеют высокую цену. Сокращение бюджетного дефицита в прошлом году и выполнение аналогичных целевых показателей в 2020 году достигается в первую очередь не за счет роста доходов, а за счет сокращения бюджета и экономии расходов. По итогам 2019 года общие расходы бюджета сократились на 4% по сравнению с 11-процентным ростом в 2018 году. Пока новому руководству удается сохранять на прежнем уровне выплату социальных пособий, и сокращения затрагивают другие виды расходов. На первый взгляд, это позволяет сохранять социальную стабильность и минимизировать риски протестов против правительства и угрозы распространения «арабской весны». Однако в долгосрочной ретроспективе закладывается «мина замедленного действия» – происходит сокращение капитальных инвестиций в национальную экономику (в 2019 году они были урезаны на 19%), что также ведет к существенному росту государственного долга и заимствований. В период с 2010 по конец 2019 гг. уровень государственного долга Омана вырос с 5% до 58% от ВВП страны. Это создает высокие финансовые риски для стабильности оманской экономики, особенно с учетом ее узкого профиля и отсутствия диверсификации. В 2020 году риски перерасхода бюджета из-за роста долговых обязательств еще более высокие. В частности, рост субсидий на потребление электроэнергии в Омане в прошлом году привел к дополнительным расходам бюджета на сумму более 260 млн долларов США.

Таким образом, в долгосрочном плане новому султану Омана придется принимать более сложные стратегические решения, в том числе в плане полномасштабной реализации болезненных для населения реформ в области налогообложений и субсидий. В частности, отсутствие прогресса по имплементации важнейшей налоговой реформы, включая обязательства в рамках ССАГПЗ, ударит по международной репутации и пошатнет позиции страны в международной торговле. С учетом политической чувствительности, новый султан едва ли пойдет на быстрые шаги по имплементации наиболее болезненных реформ, особенно по социальным субсидиям и финансовому обеспечению госслужащих. Это принципиальные вопросы и рычаги обеспечения лояльности и поддержки шагов новой администрации. В то же время в налоговой сфере со стороны новых властей возможны более решительные и активные действия, особенно с учетом фактора международной репутации страны. Непростой и довольно ограниченный выбор стоит перед Оманом в 2020-2021 гг. и относительно источников пополнения бюджета. Решать придется либо за счет дальнейшего сокращения капитальных инвестиций в развитие (что автоматически ударит по темпам экономического роста), либо вновь прибегая к заимствованиям, что будет неизбежно вести к росту долгового бремени.

62.82MB | MySQL:102 | 0,396sec