Ирак: в ожидании выдвижения нового кандидата на пост главы переходного правительства

11 марта представители от фракции «Фатх» и других альянсов подтвердили сложность выбора нового премьер-министра, отметив, что для формирования правительства есть ряд препятствий, наиболее важным из которых является соблюдение квот. Тех самых, от которых, хором, призывали отказаться все, и в первую очередь, представители «Саирун».

«Политическая ситуация стала более сложной, чем два месяца назад, и процесс достижения консенсуса по премьер-министру не из легких», — заявил депутат от коалиции «Фатх»,  Кусай аль-Шабаки в интервью для портала «Аль-Сабах аль-Джадид».

К.аль-Шабаки добавил: «Убедить блоки, которые ранее возражали против назначения Мухаммеда Тауфика Алауи и сорвали усилия по формированию его правительства, очень трудно, потому что они продолжает предъявлять  все новые условия и требования».

Он указал на то, что «все еще сохраняются опасения, что эти блоки пытаются выжать максимум для получения преференций в следующем правительстве, используя свой успех в свержении правительства Алауи».

Парламентарий пояснил свою мысль, сказав: «Проблема, с которой мы сталкиваемся, заключается в том, что ответственное лицо (премьер), на деле, не является независимым и что он принадлежит к политическим партиям. В этом случае мы столкнемся с новым отказом, который может привести к превышению конституционных сроков процесса ввода в полномочия временного правительства».

И продолжил, что «перед президентом республики было представлено сразу несколько имен, среди которых ранее были и те, кто ранее были отвергнуты», и предпочтительно, чтобы «из соперничающих блоков, особенно главных в политическом процессе», был выбран не спорный и приемлемый кандидат.

К.аль-Шабаки намекнул: «Дело идет к соглашению об академическом лице, известном на иракской сцене и не связанном с политическими партиями, для того, чтобы назначить его ответственным за формирование следующего правительства».

«Программа правительства находится недалеко от кризисного этапа, поэтому человек, которому поручено дать ведущим блокам представление о своей работе на предстоящем этапе, просто не имеет времени и не оставляет двери для нереалистичных обещаний» — убежден представитель «Фатха».

В заключение К.аль-Шабаки сказал: «Все согласны с тем, что досрочные выборы являются наилучшим вариантом после роспуска парламента и стоят на переднем крае повестки дня правительства после его формирования».

Со своей стороны, признает депутат от списка «Саирун», Ала аль-Рубаи, «налицо неспособность политических блоков найти решение политического кризиса в Ираке, несмотря на сложные обстоятельства, в которых мы живем».

В своем заявлении для новостного портала «Аль-Сабах аль-Джадид» А.аль-Рубаи сказал: «Политики должны осознавать серьезность ситуации в сочетании с экономическим кризисом в результате обвала цен на нефть, а также кризисом в области здравоохранения из-за угрозы распространения болезни COVID – 19».

Парламентарий отметил: «Процесс формирования правительства сильно затянулся, и в то время, когда мы ожидали уступок от различных политических сил, мы, наоборот, столкнулись с  упрямством ради получения преимущественных позиций и выгод».

А.аль-Рубаи подчеркнул: «В настоящий момент встречи и дискуссии между блоками практически приостановлены из-за политического тупика, в котором оказались они все. С другой стороны, конституционные сроки для назначения нового кандидата на пост премьер-министра близятся к завершению, а мы так и не достигли надежных результатов,  которые можно было бы представить иракской улице».

Он возложил на политические блоки «ответственность за возвращение к системе квот после того, как они помешал усилиям сформировать национальное правительство во главе с Алауи,  которое, как планировалось, будет далеким от блоков и от влияния тех, или иных политических пристрастий».

А.аль-Рубаи приходит к следующему заключению: «Предстоящие дни будут тяжелыми для иракцев на разных уровнях, особенно в политической ситуации. Если мы снова вернемся к квотам, у нас останутся те же экономические и социальные проблемы, а также феномен коррупции и растраты государственных денег».

Политический процесс в Ираке, по оценке подавляющего большинства местных политологов, оказался в «удушающем конституционном кризисе» в связи с тем, что главные блоки не договорились о новом кандидате на пост премьер-министра  после отставки правительства Аделя Абдель Махди. А провал с формированием переходного кабинета Мухаммеда Тауфика Алауи  привел к еще большему количеству разногласий и противоречий между его сторонниками и противниками.

Намеки представителей «Фатх» и «Саирун» касались, главным образом, шиитских партий. Об этом 11 марта недвусмысленно  заявил представитель центристского движения «Аль-Хикма», Ситар аль-Джабри сообщивший, что комитет, созданный шиитскими силами для выбора кандидата на пост премьер-министра, будет работать над определением имени кандидата до конца установленного конституцией периода на следующей неделе, подчеркнув, что представленный кандидат будет обязан выполнить дорожную карту, которую ему разработают.

С.аль-Джабри высказался в том смысле, что «все политические партии несут ответственность за задержку в решении вопроса о выборе премьер-министра и формировании следующего правительства», отметив, что «страна сегодня одновременно переживает несколько экономических, медицинских и политических кризисов».  И у политических сил нет другого выбора, кроме как ускорить разрешение этого вопроса в рамках условий, которые востребованы общественностью.

Он добавил, что «выдвигаемый кандидат должен быть недиалектическим, приемлемым для всех и придерживаться «дорожной карты», которая будет для него установлена, особенно, в части того, что касается проведения досрочных выборов, сохранения престижа и суверенитета государства и выполнения процедур, связанных с выборами».

С.аль-Джабри подчеркнул, что «комитет, сформированный из шиитских партий, будет работать над выдвижением нескольких имен, из которых одно имя будет выбрано и представлено в качестве кандидата на пост премьер-министра до конца указанного периода, на следующей неделе. Для решения этой проблемы постоянно проводятся интенсивные встречи, чтобы преодолеть стадию и положить конец состоянию фрагментации».

Примечательно, что для выбора премьер-министра шиитские партии сформировали комитет из семи членов, каждый из которых представляет одну из них.

При этом шиитские блоки пытаются избежать политического тупика, в котором они оказались. Возникшая дилемма сводится к тому, чтобы воплотить свои заслуги в создании нового правительства и дать согласие на назначение нового премьер-министра после отставки Мухаммеда Тауфика Алауи.  Скорее всего, шиитские политические группы, которые управляют политическим процессом, не в состоянии соблюдать конституционные сроки в сложившихся обстоятельствах и  нарушат их, а дата выбора кандидата для представления президенту республики будет просрочена.

Шиитские блоки оказались связанными с асимметричной, непоследовательной и по-разному ориентированной группой, когда они сформировали так называемый «Комитет семи», так как этот комитет включает несовместимые группировки, которые давно не могли договориться ни о чем, принципиально. Следовательно, задача, заключающаяся в выборе приемлемого премьер-министра, не только не будет решена, но, скорее всего,  откроет путь для более серьезных вызовов, вместо того, чтобы попытаться сформировать новое правительство, хотя бы с такой же степенью приемлемости и опытом, который был у Мухаммеда Тауфика Алауи.

Самое странное противоречие, перед которым стоят правящие блоки: какой премьер-министр нам нужен? Реальность навязывает два противоположных условия: с одной стороны, состав правящих партий, связанных с выдвижением или избранием кандидата в премьеры,  в целом, считается «шиитским» блоком, и ни одна другая политическая партия не будет вмешиваться в его обязанности и права, независимо от того, поддерживается  он или нет Ираном. Это возлагает большую ответственность в стране, в которой многие политические  традиции и обычаи еще не сложились, и в то же время он лишает других — курдский и суннитский блоки права принимать премьер-министра и поддерживающих его основных держав в качестве главной ответственности за вооруженные силы и исполнительную ответственность в стране.

В настоящее время мы сталкиваемся с редким политическим парадоксом регионального характера, который заключается в стремлении Ирана привести к власти кого-то, кто имеет особые связи с Соединенными Штатами и сможет открыть возможность для диалога между Вашингтоном и Тегераном, тем более что текущая политическая ситуация нестабильна и сопряжена с большими опасностями, возникающими из-за противоречий и рисков,  когда обе стороны  могут оказаться на грани войны, как мы наблюдали в последние несколько месяцев после убийства генерала Касема Сулеймани и Абу Махди аль-Мухандиса. Тегеран опасается, что руководство выйдет из его рук, потому что некоторые его иракские  сторонники решили вести собственную войну, о чем свидетельствую недавние обстрелы американской базы в Эт-Таджи.

Мы не будем далеки от реальности, если будем говорить о сценариях ирано-американского сотрудничества, которые были отложены в связи с недавними событиями после кризиса в Ормузском заливе и сопровождающей его эскалацией. Следовательно, для Ирана желательна возможность наведения политического моста, и есть предположение, что Иран мечтает разорвать замкнутый круг, который видит для себя сегодня, путем лоббирования назначения такого премьер-министра в Ираке, который бы справился с этой задачей.

Цель, которую преследуют остальные иракские силы, сталкивается с рядом других проблем, наиболее важной из которых, является их попытка убедить противоборствующие стороны в шиитском блоке достичь необходимого консенсуса по тем их решениям, которые сегодня сталкиваются с реальными проблемами. Шиитские блоки никогда не пользовались таким консенсусом, но отсутствие единства между ними всегда было отличительной чертой. Даже на фоне суннитов и курдов, которым в последнее время удалось преодолеть значительное количество своих разногласий.

В связи с этим возникает предположение, что шиитские блоки могут столкнуться с необходимостью превышения установленных конституцией сроков, которых  их оппоненты стремятся соблюдать. Случись такое, пространства для маневра у иракских политиков останется совсем мало и, весьма вероятно, вновь в полную силу, зазвучит голос иракской улицы.

52.29MB | MySQL:103 | 0,577sec