Оценки китайских специалистов разработок ОПК Турецкой Республики в области боевой авиации

Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий «Мир Авиации» и «Авиационное знание» на регулярной основе освещают разработки турецких оружейников, перед которыми военно-политическое руководство страны поставило задачу по прекращению зависимости национальных ВС от поставок вооружений и военной техники иностранного производства. По данным китайских источников, специалисты научно-технического и исследовательского совета Турецкой Республики при содействии Научно-исследовательского отдела развития национального ОПК еще в 2013 г. сформулировали техническое задание к малозаметному истребителю следующего поколения под условным обозначением TF-X.

Согласно замысла турецких разработчиков данный самолет должен быть оснащен двумя двухконтурными турбореактивными двигателями, которые позволят выполнять крейсерский полет на сверхзвуковой скорости. Кроме того, фюзеляж самолета должен обеспечивать минимальную радиолокационную заметность для вероятного противника.

Анализ фотоматериалов с изображением  масштабных и полноразмерных макетов истребителя TF-X позволяет утверждать, что  турецкие конструкторы приняли за основу такой американский боевой самолет как F-22A Raptor, которых на вооружении ВВС США менее 190 ед. по причине высокой стоимости производства и высоких расходов на обслуживание и ремонт.

В отношении процесса разработки истребителя TF-X, который предназначен для замены устаревающих истребителей F-16 в ВВС ТР, известно, что дополнительным толчком к ускорению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ послужил разрыв военно-технических контактов между США и ТР  и исключение ВВС ТР из программы поставок малозаметных истребителей пятого поколения F-35A. Кроме того, в США прекращена программа подготовки пилотов для F-35A.

Согласно производственных планов турецкие военные должны были получить 100 истребителей F-35A, однако осложнения в отношениях на высшем военно-политическом уровне привели к серьезным негативным последствиям для ВВС ТР, которым крайне необходим новый истребитель.

Обозреватели китайских специализированных изданий отмечают, что хотя предприятия оборонно-промышленного комплекса Турции квалифицированы для проведения модернизаций истребителей F-16, а также неоднократно расширяли возможности штурмовиков F-4 Phantom 2020, однако для создания абсолютного нового самолета «с нуля» необходим другой подход.

Китайские специалисты полагают, что турецким специалистам придется решить множество сложных моментов при создании TF-X.

В составе ОПК Турции отсутствует предприятие, специалисты которого способны спроектировать  и серийно выпускать турбореактивные двухконтурные двигатели (ТРДД). Импорт такого ключевого элемента из стран ЕС практически невозможен в силу напряженных политических отношений между официальной Анкарой, Берлином и Парижем.

Как известно, французские и немецкие двигателестроители  обладают необходимыми разработками и компетенцией. Еще одним источником ТРДД  мог бы стать ОПК Великобритании, однако британские конструкторы подчиняются требованиям партнеров из США.

По информации некоторых китайских источников, турецкие конструкторы обратились за технической поддержкой к партнерам из Республики Корея. Как известно, южнокорейские самолетостроители также ведут разработку малозаметного истребителя следующего поколения под обозначением KF-X, однако отрабатывают несколько вариантов планера и силовой установки.

В этой связи отметим, что южнокорейские специалисты имеют опыт обслуживания двигателей, как от истребителей F-16, так и от истребителей-бомбардировщиков F-15. Вполне вероятно, что турецкие разработчики могут получить от южнокорейских партнеров ремонтно-техническую документацию на силовые агрегаты пр-ва США, которая позволит самостоятельно изготовить ТРДД.

Некоторые китайские обозреватели высказывают предположение о том, что именно южнокорейские специалисты оказали содействие турецким оружейникам в процессе разработки малозаметной крылатой ракеты воздушного базирования (КРВБ) под обозначением SOM-J. Данную КРВБ турецкие специалисты разрабатывали из расчета принятия на вооружение истребителей F-35.

Ракета SOM-J имеет корпус прямоугольной формы, со складным Х-образным двойным хвостовым оперением, которое обеспечивает высокую маневренность. Несущие крылья выполнены раскладными и размещены по центру верхней плоскости корпуса. Такое сложно изделие было создано из расчета внутреннего объема ракетно-бомбового отсека F-35A.

По замыслу турецких военных данное авиационное средство поражения предназначено для уничтожения объектов ПВО вероятного противника. Анализ фото- и видеоматериалов позволяет выявить сходство турецкой КРВБ SOM-J и южнокорейской KEPD-350, которую специалисты ОПК РК создали для комплектования истребителей-бомбардировщиков F-15.

По данным китайских источников, КРВБ SOM-J имеет стартовую массу 600 кг. и оснащается компактным двигателем TR-40, который обеспечивает боеприпасу максимальную скорость 1000 км/ч. Ракета первой модификации имела дальность пуска всего 185 км, однако по мере увеличения запаса топлива данный показатель был постепенно увеличен до 240 км.

В теории при дальнейшем повышении КПД двигателя данная КРВБ может выполнять полет на скорости 1100 км/ч, тогда как дальность будет увеличена до 500 (по другим данным до 1000) км. При таких параметрах самолет-носитель останется вне «поля зрения» большинства наземных РЛС.

На начальном и среднем участке полета ориентацию обеспечивает приемник сигнала системы глобального позиционирования GPS. Цифровая карта местности позволит выполнять пуски КРВБ при плохих метеоусловиях.

При подлете к району цели включается инфракрасная система наведения, которая сверяет образ цели с данными, которые запрограммированы ранее. Двухканальная цифровая система связи позволяет летчику или штурману-оператору наблюдать за полетом КРВБ и корректировать траекторию при необходимости.

В носовой части ракеты размещается боевая часть массой 140 (по другим данным 230) кг. По данным открытых источников, БЧ может быть осколочно-фугасной, бетонобойной (противобункерной) или кассетной. Вполне вероятно, что рассматриваемая КРВБ может быть адаптирована для применения с тяжелых ударных БПЛА турецкого производства.

Китайские специалисты обращают внимание на представленные в 2019 г. в Турции две управляемые ракеты класса «воздух-воздух» – Gokdogan и Bozdogan. Первый боеприпас является копией американской ракеты ближнего боя AIM-9X и обладает максимальной дальностью пуска 30 км. Наведение на цель обеспечивает двухдиапазонна тепловая головная часть. Программа испытаний данной ракеты должна быть выполнена в течение 2020 г.

Второй боеприпас представляется собой адаптированную копию УР ВВ средней дальности AIM-120C7. Новая ракета турецкой разработки имеет дальность пуска 65 км и активную радиолокационную головную часть наведения. Следует отметить, что в настоящее время в арсеналах ВВС ТР находятся ракеты предшествующей модификации – AIM-120C5. Обе УР ВВ разработаны в рамках программы Gokte и предназначены, как для истребителей  F-16, так и для перспективного TF-X.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что турецкие оружейники пытаются решать поставленные руководство страны задачи по мере возможностей, однако они ограничены в финансовых ресурсах и времени для проведения полноценных НИОКР.

52.3MB | MySQL:103 | 0,525sec