Иранские СМИ все реже и реже публикуют цифры развития экономики страны, особенно на фоне переживаемого страной острого экономического кризиса и борьбы с коронавирусом с неизбежными жертвами. Как известно, по последнему показателю ИРИ ставит сомнительные «рекорды», занимая одно из первых мест в мире. По данным на 24 марта, лишь за сутки в Иране порядка 1,7 тысячи человек заразились этим заболеванием, а умерли 122 человека. Общее число инфицированных, как сообщил пресс-секретарь Минздрава ИРИ Киянуш Джаханпур, подошло к 25 тысячам, а погибших — к 2 тысячам, человек.
При такой печальной ситуации в стране пытаются создать иллюзию экономического преуспевания, подводя итоги только что завершившегося 1398 г. по иранскому солнечному календарю. Один из главных иранских экономистов, вице-президент страны и глава Организации по планированию и бюджету ИРИ Мохаммад-Бакер Ноубахт, подводя на заседании президиума правительства итоги годовой финансовой деятельности страны, заявил как о достижении, что цифры безработицы достигли 10%. Однако другой специалист в этой же сфере, Масъуд Нили, работавший ранее советником президента, заявил о том, что показатели благосостояния населения в течение последних 30 лет, не были такими низкими как ныне и имеют тенденцию к еще большему падению.
Уже в течение значительного времени иранский Центробанк не публикует статистических данных по таким важным показателям как уровень инфляции, экономический рост, доходы населения, цены на основные потребительские товары. Таможенное управление страны засекретило все данные, касающиеся объемов экспорта и импорта. Министерство нефти более не делает достоянием общественности цифры нефтяных доходов страны. Ведомство по инвестициям не озвучивает никаких цифр по привлечению в страну капиталовложений. Нигде невозможно найти данных о количестве работающих или закрывшихся в связи с эпидемией коронавируса предприятий. Объясняя причину подобного засекречивания информации, касающейся повседневной экономической жизни страны, издание Tejaratnews процитировало экс-вице-председателя Торгово-промышленной палаты страны Падрама Солтани, сказавшего, что причиной подобного явления является возможность того, что «враги могут злоупотребить этими данными». По поводу сокрытия тех или иных показателей государственные инстанции ограничиваются аргументацией о том, что этого требуют государственные интересы.
При этом лидеры страны вынуждены озвучивать нелицеприятные мнения о нынешней ситуации, не приводя никакой конкретики. В последние дни уходящего 1398 г. (он завершился 20 марта), президент Хасан Роухани, выступая в Гольшахре, признал кризисный этап, переживаемый страной, и отметил беспрецедентную изоляцию Ирана. По его словам, страна находится в самых трудных условиях: «Я тот человек, который жил во время совершения революции, и до и во время ирано-иракской войны, и на себе чувствовал наши победы и неудачи. Я всегда брал на себя ответственность. Заявляю вам, никогда еще не было так трудно, ведь на нас давят со всех сторон».
Достаточно серьезно прозвучали и слова верховного лидера страны аятоллы Али Хаменеи, сказавшего в своем новогоднем послании, что новый год должен быть временем «большого скачка» в производстве. Ушедший год аятолла расценил как сопряженный с большими трудностями: «Он начался с наводнения, а завершился эпидемией коронавируса, да и внутри года были и землетрясения, и новые санкции». Но было и достаточно хорошего. Аятолла Али Хаменеи нашел в событиях ушедшего года много успехов, «в которых Иран и его народ воистину блистали». Противодействие мировой пандемии коронавируса, отнявшей многие жизни граждан и показавшей беспомощность иранской системы здравоохранения реально ей противостоять, верховный лидер назвал «еще одним примером блестящих достижений» страны. «Такие испытания только закаляют нас», — провозгласил аятолла Али Хаменеи. При этом он призвал своих сограждан работать «в 10 раз усердней», чтобы придти к тому уровню производства, «который народ на деле почувствует». Сомнительно, отдает ли аятолла Хаменеи себе отчет в том, какая это трудная задача, ибо известно, что в уходящем году спад производства выражался двузначной цифрой, о чем свидетельствует статистика Международного валютного фонда и Мирового банка. Как пишет сайт İranPressNews, «даже публикуемые иранским правительством данные не подтверждают праздничного бахвальства г-на Хаменеи». В одном из официальных докладов Статистического бюро ИРИ приведены такие цифры: в первом квартале ушедшего года безработными были около четверти молодых людей в возрастной категории до 29 лет и 43% выпускников вузов. Что касается нефтяного сектора, то опубликованные цифры свидетельствует о сокращении его доходов наполовину. Однако реальная ситуация гораздо трагичней. Что касается инфляции, по которой действительных цифр не публикуется, то она никак не ниже 50% в годовом исчислении, как пишут оппозиционные СМИ. Несомненно, на жизнь простых граждан влияют и такие факторы, как сужение потребительского рынка, несвоевременная выплата зарплат, ликвидация социальных выплат и дотаций и др.
Стране нужна немедленная финансовая помощь. Но американский медиа-ресурс Bloomberg, реагируя на обращения иранского правительства в адрес Международного валютного фонда с просьбой о выделении помощи в сумме 5 млрд долларов для борьбы с распространением коронавируса, посоветовал МВФ не передавать эти деньги исламскому режиму наличными. Аргументируя это в специальном послании, Bloomberg подчеркивает, что иранский народ, действительно, нуждается в помощи, но к властям этой страны у мирового сообщества нет никакого доверия. «В ИРИ считают, что главный виновник эпидемии коронавируса – это американские экономические санкции. Вот почему они до сих пор не пошли на принятые всем миром меры по локализации этого заболевания и не остановили полеты в Китай и не ввели своевременно карантин в Куме, когда это еще не привело к страшным цифрам заболевших и умерших». Если бы это было сделано своевременно, написал 25 марта сайт фарсиязычного радио «Фарда», эпидемия коронавируса в Иране не приняла бы такого размаха.
Вот почему на Западе полагают, что средства, которые может выделить МВФ на борьбу с коронавирусом, могут быть потрачены Ираном на совершенно другие цели. Такое предположение имеет под собой реальные примеры из опыта выделения Ирану помощи на различные нужды. Вот почему деньги не должны быть переданы ИРИ наличными, а переведены целевым назначением, и, с другой стороны, их использование должно контролироваться Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) как головной глобальной структурой в этой сфере. Как известно, с такой просьбой правительство ИРИ обратилось в МВФ за неотложной помощью в обуздании коронавируса еще в начале марта. Официальная просьба была передана через главу иранского МИДа Мохаммад-Джавада Зарифа. Она может пойти на срочное приобретение необходимого медицинского оборудования, что, как считает директор Центробанка ИРИ Абдолнассер Хеммати, «уменьшит страдания иранского народа от этого глобального зла». При этом выделение такой помощи со стороны США в Иране не приняли, обвинив американцев в лицемерии и цинизме.