Ситуация в зоне Сахеля: март 2020 г.

В Мали 1 марта по меньшей мере 5 малийских военнослужащих погибли в результате атаки джихадистов на армейский блок-пост в Мондоро в центральной части страны. Это была уже третья атака на данный блок-пост, в результате которой он был разрушен джихадистами. Отбить атаку удалось только после подключения авиации. Предыдущие совершались в сентябре 2019 г. и феврале с.г. Ответственность за сентябрьскую атаку взяла на себя «Группа поддержки ислама и мусульман» (ГПИМ).

3 марта «Аль-Каида в странах (исламского) Магриба (АКМ) подтвердила гибель в Мали в результате рейда французских военных основателя и главаря близкой к ней группировки «Ансар аш-Шариа» Абу Айяда (боевой псевдоним). При этом в видеозаписи упоминались и другие главари джихадистских формирований, погибшие ранее.

Гибель тунисца Сейфаллы бен Хасина за последние годы объявлялась несколько раз. В частности, в 2015 г. это сделала «Нью-Йорк таймс», которая утверждала, что он был убит в Ливии в результате американского рейда. Но ни разу его гибель не подтверждалась АКМ.

Из недавней истории. «Революцию» 2011 г. в Тунисе бен Хасин встретил в тюрьме. 3 месяца спустя он был освобожден по всеобщей амнистии. Тут же он учредил организацию «Ансар аш-Шариа», которая первоначально была терпима тогдашними тунисскими властями, во главе которых находились сторонники опять-таки исламистского движения «Ан-Нахда». Позднее «Ансар аш-Шариа» была внесена властями Туниса и США в список террористических группировок.

Ветеран войны в Афганистане только в 2014 г. попал в американский список международных террористов. Его обвинили, в частности, в организации атаки на посольство США в Тунисе в сентябре 2012 г. После этой атаки он сначала оказался в Ливии, а затем перебрался в Мали.

Считается, что он был среди соучредителей группировки «Воюющая тунисская группа» в Афганистане, которая в свое время присягнула на верность Усаме бен Ладену. Он же считается организатором убийства Ахмада Шаха Масуда, когда два боевика 9 сентября 2001 г., за два дня до атаки на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, под видом марокканских тележурналистов напросились к нему на интервью с заминированной видеокамерой.

3 марта «Координация движений, ассоциаций и сочувствующих» (КДАС) во главе с влиятельным имамом Махмудом Дико объявила о намерении провести в пятницу 6 марта манифестацию в Бамако с тем, чтобы осудить основные проблемы страны, от коррупции до джихадистского террора. Одновременно было заявлено, что вопреки слухам КДАС не требовала отставки президента Мали Ибрагима Бубакара Кейты. Последний признал в начале февраля существование контактов между малийскими власти и некоторыми джихадистскими группировками, и в частности, ГПИМ, оправдав их необходимостью использовать все возможные пути для вывода страны из кризиса после 8-летней безнадежной войны.

КДАС была создана в сентябре 2019 г. Имам Дико до апреля 2019 г. возглавлял Высший исламский совет – основную исламскую структуру в стране. В последние годы у него были очень натянутые отношения с президентом. В прошлом он немало сделал для того, чтобы государство отступило в таких вопросах, как предоставление больших прав женщинам, введение запрета на женское обрезание. Для вывода страны из кризиса имам Дико в «лучших» традициях исламистов предлагает ее «перестройку» на основе религиозных догматов.

4 марта премьер-министр Мали Бубу Сиссе начал достаточно символичный визит в г.Кидаль на севере страны, продемонстрировав тем самым восстановление там дееспособности центральных властей. Этот визит состоялся три недели спустя после того, как в город вернулись малийские военные. До этого с мая 2014 г. его контролировали бывшие повстанцы – туареги из альянса «Координация движений Азавада» (КДА). КДА, Бамако и альянс проправительственных вооруженных группировок под названием «Платформа» подписали в 2015 г. в Алжире мирное соглашение. Вернувшиеся в Кидаль армейские подразделения в значительной степени укомплектованы бывшими повстанцами, как это предусматривалось Алжирским соглашением.

9 марта ГПИМ сообщила о готовности вступить в переговоры с Бамако при условии вывода из Мали воинских контингентов Франции и ООН. Коммюнике ГПИМ стало первой реакцией на решение президента Мали попытаться вступить в переговоры с некоторыми из джихадистских группировок. «Мы готовы вступить в переговоры с правительством Мали, президент которого объявил о своем желании вести переговоры (с ГПИМ) с тем, чтобы обсудить пути прекращения кровавого конфликта, вошедшего в свой седьмой год из-за вторжения французских крестоносцев, — отмечалось в нем. – У нас нет предварительных условий для начала переговоров, за исключением одного – вывод из Мали всех французских сил и всех тех, кто последовал за ними».

ГПИМ утверждала, что заняла такую позицию в ответ на требования, выраженные недавно малийцами в ходе манифестаций против французского военного присутствия в Мали. Исламисты считают, что правительство Мали «должно отозвать приглашение, сделанное в свое время французам, и открыто объявить о завершении миссий «Бархан» и Minusma на своей территории».

11 марта не идентифицированные вооруженные лица атаковали деревню Курканда близ границы с Буркина-Фасо. В ходе атаки погибли 10 местных жителей. Нападавшие сожгли деревню.

13 марта смертник за рулем заминированной автомашины атаковал автоколонну малийских военных в зоне «трех границ». В результате атаки погибли 2 солдат.

14 марта на северо-востоке Мали были обнаружены живыми и невредимыми 30-летние итальянец и канадка, похищенные в 2018 г. в Буркина-Фасо. Им удалось  сбежать от их похитителей где-то в районе г.Кидаль, и они вышли к лагерю миротворцев из Minusma. Позднее их доставили в Бамако. На тот момент  в заложниках в зоне Сахеля оставались еще как минимум 8 европейцев.

Рано утром 19 марта джихадисты атаковали блок-пост малийских военных в Таркинте, что к северу от Гао. Малийские военные в очередной раз продемонстрировали их недееспособность – погибли 30 солдат, 5 получили ранения.

27 марта Генштаб французской армии объявил о проведении в период с 3 по 23 марта «беспрецедентной» операции MONCLAR совместно с военными из Мали и Нигера в районе «трех границ», в которой приняли участие около 5 тысяч военных и которая позволила ликвидировать «большое число» террористов. В частности, в операции приняли участие 1700 солдат от Франции, 1500 – от совместного контингента «Г5 Сахель» и 1500 солдат от армии Нигера.

 

29 марта в Мали несмотря на пандемию коронавируса и после неоднократных переносов прошел 1-й тур парламентских выборов. Мандат действовавшего до сих пор парламента истек в конце 2018 г. Накануне выборов джихадисты из группировки проповедника Амаду Куфа (входит в ГПИМ) похитили лидера оппозиции и партии «Союз за республику и демократию» Сумайлу Сиссе.

***

2 марта Африканское командование Пентагона сообщило, что 29 февраля на севере Нигера в районе Агадеза в результате «механической поломки» разбился американский беспилотный летательный аппарат (БПЛА). Он стал вторым американским БПЛА, разбившимся в Нигере. В этой стране Пентагон имеет базу ударных БПЛА в Агадезе. Эти летательные аппараты используются для разведывательного обеспечения французского контингента «Бархан», действующего в регионе Сахеля, а также для нанесения ударов по целям джихадистов. База в Дирку близ границы с Ливией также используется американцами для базирования их ударных БПЛА с 2019 г. Со своей стороны Франция использует аэродром в Ниамее. Там базируются ее истребители и ударные БПЛА.

12 марта джихадисты атаковали блок-пост нигерских военных в районе Ауору близ границы с Мали в 200 км к северо-западу от Ниамея. При отражении атаки погибли 9 солдат. Нападавшие затем были уничтожены ударом с воздуха.

***

В Буркина-Фасо 3 марта 4 военных погибли, 8 получили ранения в результате подрывов двух армейских машин на самодельных взрывных устройствах. Теракты были совершены на севере страны.

8 марта группы местной самообороны в ответ на действия джихадистов атаковали деревни Дингила и Барга на севере Буркина-Фасо. В ходе этих атак погибли 43 человека из числа местных жителей. Все они были выходцами из народности пель, которую обвиняют в близости к джихадистским формированиям. В обе деревни были тут же направлены армейские подразделения.

12 марта Генштаб французской армии сообщил, что несколькими днями ранее контингент «Бархан» провел несколько операций на севере Буркина-Фасо в районе региона «трех границ», в ходе которых были уничтожены несколько джихадистов из состава группировки «Исламское государство в Большой Сахаре» (ИГБС, ИГ запрещено в РФ). В операциях против формирований ИГБС, признанных приоритетной целью французских военных, участвовали самолеты, которые прикрывали действия спецназовцев, высаживавшихся с вертолетов.

***

8 марта в Вашингтоне впервые назначили эмиссара США в зоне Сахеля. Этот пост занял Питер Пам, до этого занимавшийся африканским регионом Великих озер. Как заявили в этой связи в Госдепе, «назначение первого эмиссара в регион Сахеля призвано поддержать американские дипломатические усилия по достижению в нем безопасности и стабильности».

16 марта Швеция объявила о намерении отправить в Мали 150 солдат, которые войдут в европейский контингент сил специальных операций «Такуба», инициированный Францией. Предполагается, что он будет подчиняться командованию операции «Бархан». 27 марта 11 стран объявили о своей политической причастности к операции «Такуба», но только 6 из них решили выделить свои воинские контингенты для участия в ней  — Франция, Бельгия, Дания, Эстония, Голландия и Португалия. Швеция ждет решения парламента на этот счет. Предполагается, что численность контингента «Такуба» составит несколько сотен человек. Он будет действовать в районе «трех границ».

Как представляется, развертывание нового воинского контингента в зоне Сахеля вряд ли кардинально изменит что-либо на земле с учетом огромного пространственного размаха региона и хронической нерешенности проблем, с которыми сталкиваются входящие в него страны.

52.28MB | MySQL:103 | 0,413sec