Американские эксперты о ситуации на севере Сирии. Часть 1

Американские эксперты не перестают уделять внимание развитию ситуации в Сирии. Особенно напряженным в смысле военной и политической ситуации являются северо-восток Сирии, где расположены районы, находящиеся под контролем сирийских курдов из «Сил демократической Сирии» (СДС), и провинция Идлиб на северо-западе САР, находящаяся под контролем джихадистов, де-факто поддерживаемых Турцией. Север Сирии является регионом, где сталкиваются противоречащие друг другу и часто взаимоисключающие интересы России, Турции и США. Здесь за последние три года образовался международный геополитический узел колоссальной напряженности. От дальнейшей судьбы этого региона во многом зависит будущее политическое урегулирование в Сирии.

26 марта на сайте вашингтонского Института Ближнего Востока (Middle East Institute, MEI) была опубликована статья Али Бакира «Битва за сирийское небо: Турция бросает вызов России новой доктриной дронов» (1). Статья посвящена опыту использования турецкими вооруженными силами беспилотников в ходе последней военной кампании в Идлибе, проходившей в конце февраля 2020 года.  По мнению автора, ситуация драматически изменилась 27 февраля, когда был нанесен удар с воздуха по турецким позициям. В результате погибли 33 турецких военнослужащих и были ранены еще 30. Некоторые эксперты уверены в том, что удар был нанесен ВКС России, другие, что это была атака ВВС Сирии. Али Бакир считает, что удар был нанесен ВКС РФ, так как сирийские военно-воздушные силы не располагают соответствующими технологическими возможностями и бомбами с управляемыми боеголовками. Целью налета, по мнению автора, было создать в Турции отрицательное общественное мнение, настроенное против  продолжения военной операции в связи с большим количеством жертв среди турецких военнослужащих.

Турция, по словам Али Бакира, не могла развернуть в небе над Идлибом свой военно-воздушный флот, состоящий из самолетов F-16, так как небо над этим регионом контролируется российскими ПВО, но в течение последующих нескольких суток эффективно использовала самолеты-беспилотники (дроны). По официальным данным Министерства национальной обороны Турции, Сирийская Арабская Армия в результате ударов турецких беспилотников понесла большие потери: 3000 солдат, 151 танк, 3 дрона, 8 вертолетов, около 100 бронетранспортеров и грузовиков, 3 военных самолета, включая истребитель Су-24 российского производства, 86 пушек и гаубиц. Таким образом, Турция, по мнению Али Бакира, превратилась на протяжении последних пяти лет в «дроновую державу». Она проектирует, производит и развивает собственные беспилотники, которые доказали свою эффективность как внутри страны в ходе боевых действий против террористов, так и в Сирии, Ираке и в Ливии, где они ведут боевые действия на стороне правительства национального согласия (ПНС) Фаиза Сарраджа. Разработка и производства турецким ВПК дронов Anka-S и Bayraktar TB2 сделали из Турции, по мнению автора, вторую по значимости в мире военную силу, применяющую боевые беспилотники.

По убеждению американского эксперта, российские системы ПВО «Панцирь С-1» показали свою неэффективность в борьбе с беспилотниками. Здесь уместно сделать критическую ремарку. Даже если выводы Али Бакира являются преувеличением, представляет интерес изучить опыт применения турецких беспилотников в воздушном пространстве Сирии для того, чтобы эффективно с ними бороться. По мнению автора, может быть  преувеличенному, «турецкие дроны дискредитировали российские системы ПВО». Он имеет в виду системы ПВО малого радиуса действия «Панцирь С-1». Одна установка такой системы стоит 15 млн долларов. В настоящее время российские системы ПВО «Панцирь» экспортируются в десятки стран мира. В январе 2020 года Сербия приобрела 6 единиц «Панцирь С-1». Одним из ведущих покупателей этих систем являются ОАЭ, закупившие 50 «Панцирь С-1» на сумму в 750 млндолларов. В июне 2019 года Абу-Даби развернул несколько расчетов этой системы ПВО в Ливии на стороне Ливийской национальной армии (ЛНА) Халифы Хафтара.

Некоторые государства мира уже оценили эффективность турецких беспилотников. Например, Украина заказала  12 беспилотников Bayraktar, а Катар – 6 дронов этой модели. Ряд государств проявили интерес либо к приобретению беспилотных летательных аппаратов, либо к их совместному производству вместе с турками. К таким государствам относятся Украина, Индонезия, Пакистан и Тунис. С Тунисом заключено соглашение о покупке вооруженными силами этой страны 6 беспилотников Anka-S и трех командных центров на сумму 240 млн долларов. Соглашение также подразумевает лицензию на производство этих летательных аппаратов на территории Туниса и их экспорт в африканские страны.

По мнению Али Бакира, турецкие беспилотники имеют два важных преимущества:  «умные» мини-бомбы MAM-L и MAM-C, а также системы радиоэлектронной борьбы. Управляемые боезаряды MAM-L и MAM-C производятся на предприятиях ведущей компании турецкого военно-промышленного комплекса Roketsan. Они способны с высокой точностью поражать стационарные и движущиеся цели. MAM-L весит 6.5 килограммов, дальность полета составляет 8 километров. MAM-C весит в три раза больше, а дальность полета за счет GPS может составить до 14 километров. Что касается общих технических характеристик, то дрон Anka-S сделан из композитных материалов. Максимальный вес – 1,6 тонн, может принять груз до 200 килограммов. Размах крыла составляет 17,4 м. Беспилотник оснащен 155-литровым двигателем Thielert Centurion 2.0. Может находиться в воздухе 24 часа, высота полета может достигать 9 километров.

Боеприпасы, примененные турками, нанесли значительный ущерб сирийской правительственной армии и проиранским вооруженным формированиям в районе Идлиба. Например, по данным военных Пакистана, в ходе февральской военной кампании погибли только 50 боевиков бригады «Зейнабиюн», состоящей из пакистанских шиитов. Сирийские правительственные источники сообщили о том, что Сирийская Арабская Армия сбила 6 турецких беспилотников. Однако даже, если это так, то ущерб нанесенный дронами существенно больше. Автор считает, что высокая эффективность турецких дронов во многом объясняется их системами радиоэлектронной борьбы.  Система РЭБ KORAL производится на заводах турецкой фирмы ASELSAN, входящей в список 100 ведущих компаний ВПК мира. Многофункциональная система KORAL может выполнять такие задачи как распознавание, перехват, анализ и определение различных радарных сигналов. Система РЭБ также используется для того, чтобы обмануть, заглушить или парализовать радарные сигналы противника.

За последние двадцать лет, по мнению военных экспертов, Турция сделала большой прогресс в развитии военно-промышленного комплекса и оборонной индустрии. Турецкая военная промышленность производит военные самолеты (F-16 по лицензии), вертолеты (Eurocopter по лицензии), артиллерийские орудия, гаубицы, минометы, ракетные системы залпового огня, танки, бронемашины, легковое стрелковое оружие. Наиболее «продвинутыми» разработками считаются танк «Алтай» и бронетранспортер ВМС.

 

  1. https://www.mei.edu/publications/fight-syrias-skies-turkey-challenges-russia-new-drone-doctrine
52.38MB | MySQL:103 | 0,560sec