О влиянии пандемии коронавируса на экономику стран ССАГПЗ

По оценке американских экспертов, арабские государства Персидского залива в рамках Совета сотрудничества стран Персидского залива (ССАГПЗ) должны приготовится к долгосрочному, серьезному, экономическому шоку, связанному с падением цен на энергоносители и падение общего мирового спроса. Резкое сокращение государственных доходов по всему региону приведет к увеличению бюджетного дефицита и значительным внешним заимствованиям в ближайшие месяцы, что самым серьезным образом будет осложнять положительную динамику долгосрочных инвестиций. При этом сам курс этих стран в рамках стратегии диверсификации стран Персидского залива и реализации социальных реформ сохранится. Экономики стран Персидского залива имеют общие структурные черты, но существенно различаются по степени их уязвимости перед глобальными экономическими потрясениями, такими как пандемия коронавируса. Добыча нефти в этом году значительно сокращается, но самые богатые углеводородами и финансовыми авуарами — Кувейт, Саудовская Аравия, Катар и Объединенные Арабские Эмираты — имеют самые большие «подушки безопасности», что гарантирует их от реального финансового краха при сохранении нынешней отрицательной экономической динамики, как минимум, в период от двух до пяти лет. Оман и Бахрейн, с другой стороны, не имеют таких возможностей и, как ожидается, скатятся в более глубокую зависимость от своих соседей в рамках восполнения ожидаемого дефицита бюджетов. Тем более, что международные долговые рынки по-прежнему воздерживаются от предоставления кредитных линий в рамках дальнейшей поддержки их и без того обремененных долгами экономик. Это обстоятельство вынуждает Оман идти на снижение карантинных ограничений, несмотря на совершенно неудовлетворительную пока динамику борьбы с коронавирусом. 28 апреля оманские власти разрешили открыть ограниченное число коммерческих предприятий, включая денежные биржи. Среди тех, кто может возобновить свою деятельность, — мастерские по ремонту автомобилей и рыболовных лодок, а также магазины по продаже электронных товаров. Эта тенденция ослабления карантинных мер в разной степени обозначилась в связи с началом месяца рамадан практически во всех странах ССАГПЗ. В Объединенных Арабских Эмиратах 28 апреля разрешили работать торговым центрам, ресторанам и кафе на 30% мощности. Власти ОАЭ также выпустили руководство для торговых центров по подготовке к возобновлению бизнеса, включая тестирование персонала на COVID-19 и установку тепловых сканеров, но пока без конкретных сроков начала такой работы в полной объеме. Такие меры, как полагают эксперты, во многом носят вынужденный характер, поскольку нынешний кризис наносит самый серьезный удар по ненефтяным секторам экономики ССАГПЗ, на которые эти страны делали ставку в своих стратегиях диверсификации. Успешная диверсификация в сторону уменьшения зависимости от энергоносителей зависит не только от спроса на ненефтяные услуги или продукты, но и от постоянного источника нефтегазовых поступлений для инвестирования в диверсификацию, особенно на ранней стадии этого процесса. Согласно последнему по времени прогнозу Международного валютного фонда (МВФ), в настоящее время ожидается, что экономика семи стран ССАГПЗ сократится в среднем на 2,7% в этом году по сравнению с октябрьским прогнозом роста на 2,5%, обусловленным главным образом сокращением ненефтяной активности на 4,3% из-за низких цен на нефть. Для многих стран ССАГПЗ их видение менее энергозависимого финансового будущего включало в себя активизацию их сектора туризма (в том числе и религиозного) и путешествий. Но пандемия коронавируса внесла в эти планы серьезные коррективы. Саудовская Аравия, в частности, теряет ежегодную прибыль от хаджа в этом году и, возможно, в следующем, в зависимости от динамики распространения вируса. ОАЭ, тем временем, вынуждены были отложить свою широко разрекламированную выставку Dubai Expo 2020, которая, как ожидалось, должна была принести 23 млрд долларов (или примерно четверть ВВП Дубая). В этой связи ОАЭ срочно обратились к МВФ с просьбой о кредите в 7 млрд долларов. Несмотря на то, что Оман имеет меньший по объему туристический сектор по сравнению со своими более богатыми соседями, он также будет страдать от потери туристов, учитывая, что туризм был особенно важен для его стратегии диверсификации в предстоящие годы.
Чтобы не допустить потери как нефтяных, так и ненефтяных доходов от быстрого снижения их экономической активности, все государства ССАГПЗ уже ввели первоначальные пакеты стимулов для бизнеса. Налоговые и комиссионные отсрочки для малого и среднего бизнеса происходят повсеместно, так же как и гарантированная поддержка за счет льготного кредитования прежнего уровня заработной платы исключительно своих подданных (на экспатов эти меры не распространяются) и вливание ликвидности в финансовый сектор. В данном случае такая помощь национальному бизнесу окажет ограниченное положительное воздействие в среднесрочной перспективе, поскольку она приведет к еще большему дефициту бюджета в условиях его недостаточного пополнения за счет нефти. Крупнейшая экономика ССАГПЗ Саудовская Аравия, например, намерена использовать на эти примерно треть своих валютных резервов на 27 млрд долларов только для укрепления своего банковского сектора. Поскольку нефтяной кризис лимитирует доходы от нефти, даже самые богатые государства ССАГПЗ (за исключением Кувейта, который часто проводит свою собственную уникальную и независимую финансовую политику) вынуждены обращаться к международным и региональным долговым рынкам, чтобы помочь финансировать свои стимулирующие пакеты поддержки, а Саудовская Аравия, как ожидается, введет свою самую большую долговую программу в истории своего существования в этом году. Вместе с тем государства Персидского залива, за исключением Бахрейна, который испытывает на сегодня очень серьезный кризис наличных денег у населения, пока еще не осуществили широкомасштабные прямые денежные переводы в рамках субсидирования граждан в связи со вспышкой пандемии. Все планы о прямой финансовой помощи своим подданным остаются разговорами. На самом деле в ряде стран были проведены бюджетные сокращения государственных расходов в рамках нескольких министерств, и в будущем ожидается еще большее сокращение расходов. Это фактически означает отказ государства от глобальной системы госсубсидий населения в поэтапной форме (кстати, Египет с 1 мая уже отказался от субсидий на топливо и воду). Чтобы сохранить социальную стабильность в разгар кризиса системы здравоохранения на фоне экономической рецессии государства ССАГПЗ в период лета сего года, как минимум, будут избегать любых мер жесткой экономии. Но непрекращающийся финансовый кризис сделает необходимость введения новых налогов и сборов, а также сокращения субсидий и всех форм государственной поддержки уже к концу 2020 года. Это будет особенно актуально для стесненных в средствах Бахрейна и Омана из-за их небольшой фискальной базы, а также Саудовской Аравии из-за ее большого населения и глубокой зависимости от энергетических доходов. Главной задачей в ближайшей перспективе для государств ССАГПЗ по-прежнему будет их политическое и экономическое выживание. Стремление увеличить расходы на финансирование стимулирующих мер только ускорит бремя экономических реформ в регионе и поднимет вопрос о необходимости полного пересмотра структуры этих экономик в долгосрочной перспективе, включая такие чувствительные проблемы, как безработица и пенсионная реформа, а также иммиграционная и визовая политика. На данный момент МВФ прогнозирует, что экономический рост ближневосточных экспортеров нефти восстановится до 4,7% в 2021 году, хотя это зависит от оптимистичного взгляда на динамику развития пандемии, восстановления мировой экономики и стабилизации цен на нефть. Независимо от того, что произойдет, снижение спроса на нефть и темпов развития туризма будет тяжелым бременем ложиться на страны Персидского залива в течение многих последующих лет из-за присущей им уязвимости к нестабильности цен на нефть и газ. И в результате они могут оказаться в числе последних крупных экономик, полностью оправившихся от кризиса.

52.31MB | MySQL:106 | 0,600sec