Ливия: о поставках боевых самолетов для ВВС ЛНА

Истребители МиГ-29 в Ливии, если они там есть, являются советскими, а не российскими. Об этом заявил 27 мая глава комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Виктор Бондарев, бывший до 2017 года главнокомандующий ВКС России. «Если в Ливии и есть самолеты, то они не российские, а советские. Точно так же американцы по всему миру активно продавали и продают свои снимаемые с вооружения F-16», — заявил Бондарев.  По словам главы комитета Совфеда, встретив в небе турецкие, израильские или итальянские F-16, он не скажет, что это американские ВВС. «Сомневаюсь, что командующему АФРИКОМ [Африканское командование ВС США] это невдомек. То ли не разобрался. Или его просто использовали», — подчеркнул Бондарев. По словам экс-главнокомандующего ВКС России, истребителями МиГ-29 в 80-х годах были вооружены ВВС почти всех стран Варшавского договора, также были экспортные поставки в Африку и Азию. С советских времен таких истребителей за рубеж была поставлена почти тысяча. «После развала СССР наши бывшие союзники повступали в НАТО и сами их начали продавать по всему миру», — пояснил глава комитета Совфеда, подчеркнув, что в 1997 году США купили порядка 20 МиГ-29 разных типов у Молдавии — их местонахождение неизвестно. Также Украина активно продавала свои истребители, которые достались после раздела советского наследия. «Бывшие советские Миг-29 теперь воюют по всему миру. И Ливия — не исключение. Это не единственная страна в Африке, у которой они были и есть», — отметил Бондарев. «Но говорить о том, что несколькими МиГ-29 можно захватить побережье Ливии — бред. Летчики ничего на земле не захватывают», — считает экс-главком. В целом заявление командующего АФРИКОМ о поставках Россией истребителей Миг-29, по словам Бондарева, «больше похоже на какую-то глупость». Эта реакция последовала после того, как   официальный представитель Пентагона Джонатан Хоффман в 27 мая заявил, что не менее 14 военных самолетов российского производства могут находиться в Ливии. По его словам, речь идет о примерно 14 самолетах Су-24 и МиГ-29. В этой связи надо внести ряд уточнений.

  1. Приведенное количество боевых самолетов в принципе соответствует примерно тому российскому авиакрылу, которое присутствует сейчас в Сирии. Переброска такой количества самолетов в Ливию означает по факту открытое военное вмешательство России в дела Ливии на государственном уровне, что не соответствует действительности.
  2. На прошлый год ВВС ЛНА Ливии состояли, по оценкам тех же американских разведисточников из 3 СУ-23, 18 МИГ-21, 2 «Мираж 1», 7 вертолетов Ми-24; 14 Ми 8/14/17. С тех пор это авиакрыло было усилено в основном за счет китайских беспилотников и  фронтовых штурмовиков, переделанных на заводах ОАЭ из самолетов сельскохозяйственной авиации. Их, кстати, пилотируют американские летчики из ЧВК «Академия». Были определенные сведения о том, что МИГ-29 ЛНА планировали два года назад поставлять Белоруссия, но это было бы невозможно без лицензии Москвы, и такие поставки не состоялись.  ВВС ПНС были на порядок менее организованными и оснащенными. К тому же  за вторую половину июня прошлого года  военно-воздушные силы Ф.Сарраджа потеряли по меньшей мере три самолета: два «Миража» и L — 39,  и до недавнего времени они располагают только одним МИГ-23 и четырьмя L-39. При этом авиапарк обеих сторон был порядком технически изношен и нуждался в ремонте. Этот дефицит поддержки в воздухе ПНС восполнили за счет массированной поставки турецких беспилотников Bayraktar TB-2. Таким образом, подчеркнем, что война в воздухе сейчас ведется в основном дронами китайского и турецкого производства. Прибытие на фронт такого количества современных боевых самолетов означает крупное денежное вложение со стороны тех же ОАЭ, что сомнительно в силу чисто экономических причин, либо переброску в Ливию самолетов ВВС АРЕ, чего до сих пор не было: египетские самолеты  наносили удары по целям в Ливии с аэродромов в Египте. Но это было в рамках операции по освобождению Дерны и Бенгази. Вряд ли египтяне решили пойти «ва-банк» и официально обозначить свое прямое военное присутствие на стороне Хафтара: это по факту будет означать прямое военное боестолкновение с турками, чего Каир пытается всячески избежать.

В этой связи рискнем предположить следующее. Речь идет о ремонте и привидении в боевую готовность уже имеющихся у Хафтара боевой авиационной техники из советских арсеналов или переброшенных из египетского арсенала. Собственно американцы и не утверждали, что Россия перебрасывала свои самолеты, они говорили о наличии в Ливии таких самолетов  в принципе, что журналисты истолковали в выгодном для себя «сенсационном смысле». И вот в данном случае роль белорусских партнеров при содействии России принципиальна.  Одним из таких «якорных» предприятий Белоруссии, которые активно используются Москвой для своего проникновения на оружейные рынки Африки и стран Ближнего Востока является в общем-то неприметный завод по ремонту техники  558 AРП. В его функции входит техническая поддержка   оборудования российских государственных оборонных предприятий, таких как, например, «Вертолеты России», которые формально находятся под американскими санкциями.    Эта скромная белорусская компания, возглавляемое П.И.Пинигиным, формально является   просто государственной  структурой по техническому обслуживанию и переоснащению, однако она взяла на себя гораздо более важную роль в интересах  создание новой зоны влияния России в Африке.  Например, в Демократической Республике Конго (ДРК) компания готовит пилотов и техников для ВВС, а также имеет штат своих собственных инженеров для обслуживания четырех легких истребителей L-39C, которые BelTechExport (Beltech) поставил в ДРК в начале прошлого года. Эти же самолеты используются сейчас силами ЛНА в Ливии.   Главным преимуществом для Москвы (и ОАЭ) в данном случае является то, что 558 АРП и «Белтех» не подпадают под санкции США или Европы. Белорусская оружейная компания была выведена из-под санкций Евросоюза в феврале 2016 года. 558 AРП принял участие в ряде европейских оборонных ярмарок в этом году, в Берлине и в других местах. Что интересует в данном контексте ОАЭ? Прежде всего тот факт, что 558 АРП недавно начал позиционировать себя как дистрибьютор средневысотных Long Endurance (MALE) и тактических дронов в моделях Grif, Condor и Berkut.  Помимо 558 АРП может отремонтировать практически любую часть авиационной техники, построенной в бывшем Советском Союзе, и в настоящее время  присутствует везде в Африке, где имеет место локальный конфликт, в котором используется российская техника. 558 AРП также востребован для модернизации советских самолетов, эксплуатируемых ВВС, с использованием современного оборудования авионики и электроники. В этой связи логично присутствие белорусских инженеров из этой структуры в таких странах, как Египет и Ливия. Самолеты в данном случае могли быть закуплены и в некоторых странах Африки. Пилоты в Ливии со времен СССР были свои, но этот контингент сейчас порядком выбит возрастом и гражданской войной, но пилотировать технику могут и наемники из числа отставных летчиков. Как это было в начале 2000  в том  же Судане, где за Хартум воевали российские отставные пилоты, а на стороне Чада — украинские. При этом отметим, что они сознательно отказывались от любых боестолкновений между собой в воздухе, а ограничивались лишь нанесением воздушных ударов по противоборствующим местным силам.

Таким образом, речь может идти о подготовке силами ЛНА (при безусловной финансовой и технической поддержке со стороны ОАЭ и АРЕ) перелома в  нынешней негативной для себя военной динамики развития ситуации. Именно за счет введения в бой не беспилотников, а серьезных боевых машин планируется достигнуть перелома в воздушной поддержке, тем самым остановить наступление сил ПНС и возможно  перейти в контрнаступление. В данном случае согласимся с нашим бывшим главкомом ВВС частично: ВВС реально отвоевать территорию действительно не в состоянии, но они в состоянии создать наиболее оптимальные и определяющие  условия для этого с точки зрения прикрытия и огневой поддержки сухопутных сил. Это доказали события в Сирии, это доказывают и события в Ливии. Более того, напомним, что триумф и военную победу сил Каддафи рамках взятия Бенгази в свое время сорвали именно иностранные бомбардировки, в результате чего «революционеры» смогли перейти в наступление и победить в конечном счете. Это цена российского «нейтралитета» в СБ ООН в отношении введения «бесполетной зоны». На вероятность такого сценария (и в данном случае вторично, откуда пригнали эти самолеты и наняли наемников-летчиков) косвенно подтверждают и недавние заявления должностных лиц в ЛНА. Командующий ВВС Ливийской национальной армии (ЛНА) Сакр аль-Джаруши заявил о подготовке ЛНА к проведению крупнейшей воздушной операции в истории Ливии. Об этом 21 мая сообщил новостной портал «Афригейтньюс».  «В ближайшее время вы станете свидетелями крупнейшей воздушной кампании в истории Ливии. Предстоящие часы станут крайне мучительными для безумца и его сторонников. Все объекты и интересы Турции во всех оккупированных [ливийских] городах являются законной мишенью для самолетов ливийской армии», — цитирует портал слова аль-Джаруши, полагаем, что «безумцем» был назван президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Сакр аль-Джаруши также призвал гражданское население держаться подальше от объектов, которые могут быть атакованы ЛНА, заверив, что «для защиты ливийского народа будет сделано все возможное».

52.81MB | MySQL:107 | 0,544sec