США попытаются с помощью Алжира сдержать Россию и Китай в Африке

США возвращаются в Африку – такой смысл действий руководства американского командования на африканском  континенте. Одним из проявлений этого стала состоявшаяся 23 сентября встреча главы американского командования AFRICOM генерала Стивена Таунсенда в алжирской столице с представителями руководства АНДР. Среди них – президент страны Абдельмаджид Теббун. Официально заявленная цель – расширение сотрудничества в борьбе против усиливающегося терроризма в Африке.

Заметим, что это первая подобная встреча руководителей подобного ранга Алжира и США за последние два года.

На ней Таунсенд поздравил Теббуна с успешно проведенными президентскими выборами 2019 г. и его избранием на пост главы государства, после чего стороны обсудили общее ухудшение ситуации с безопасностью в Африке.

В этой связи они затронули укрепление двусторонних связей и оказание взаимопомощи в общих проблемных областях, включая региональную стабильность и необходимость ослабления влияния воинствующих экстремистских организаций, особенно филиалов запрещенных в России «Аль-Каиды» и «Исламского государства» (ИГ).

В этой связи стороны особенно подробно затронули проблемы региональной безопасности, в частности, продолжающуюся анархию в Ливии и кризис в Мали, а заодно и в Сахеле.

По итогам встречи глава AFRICOM признал: «Алжир является убежденным партнером в борьбе с терроризмом. Уничтожение радикальных экстремистских организаций, прекращение джихадистской деятельности и укрепление региональной стабильности — вот взаимные интересы. Алжир является надежным и очень сильным партнером и наш визит подчеркивает, что может играть очень важную роль в обеспечении безопасности и мира во всем регионе».

При этом Стивен Таунсенд, охарактеризовав свои отношения с алжирским руководством как «хорошие», выразил желание «распространить их и на другие области», не уточнив, какие.

Обращает на себя внимание тот факт, что итоговое коммюнике президента АНДР было слишком лапидарным для столь важных встреч. Однако некоторые детали раскрывают другие алжирские контакты американского генерала.

Далее его принял генерал-лейтенант Саид Шенгриха, начальник штаба ВС АНДР. Известно, что в ходе этой встречи стороны обсудили «состояние текущего военного сотрудничества» и обменялись аналитическими данными и мнениями по вопросам, представляющим взаимный интерес», не уточнив, впрочем, детали

По итогам ее Шенгриха, однако, заявил: «Я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча будет плодотворной и откроет новые перспективы, учитывая, что моя страна и США обладают значительным потенциалом для укрепления партнерства через различные механизмы, основанные на транспарентности, открытости и общих интересах».

Особый упор генералы сделали на обсуждении борьбы против джихадизма. При этом Шенгриха особо напомнил Таунсенду заслуги АНДР в деле борьбы против терроризма,  особо отметив ее потенциал.

По его словам, «благодаря национальной мобилизации под руководством армии, Алжир смог в ожесточенной борьбе в 1990-е годы победить терроризм, пусть и ценой огромных человеческих и материальных жертв, благодаря чему сегодня террористическая угроза в моей стране была сведена к минимуму, и мы полны решимости продолжать борьбу до ее полного искоренения».

Шенгриха подчеркнул, что якобы «Алжир победил терроризм в одиночку и без иностранной помощи (показательно, что он «забыл» российскую поддержку, выражавшуюся в получении новейшего оружия и подготовке личного состава сил антитеррора – авт.) благодаря самоотверженности своих вооруженных сил и тесному сотрудничеству между различными службами безопасности, а также высокому моральному духу алжирцев».

В ответ на это Стивен Таунсенд заявил: «Поэтому укрепление этих отношений очень важно для нас. Мы можем многому научиться друг у друга».

Обратим внимание на то, что в переговорах с Шенгрихой также приняли участие несколько высокопоставленных военных чиновников с той и другой стороны. От АНДР участвовали все высшие руководители Министерства обороны, включая начальников департаментов, командующие видами вооруженных сил, представители спецслужб, жандармерию.

Не меньший интерес вызывают и сопровождавшие Таунсенда дипломатические и военные представители США. Среди них – сотрудники американского посольства в Алжире, в частности, временный поверенный в делах и военный атташе посольства США в АНДР. У них была своя, закрытая программа общения с алжирскими коллегами по дипломатическим и разведывательным вопросам.

Третьей встречей главы AFRICOM стало общение с министром иностранных дел АНДР Сабри Букадумом относительно усиления опасности нестабильности на ее границах на юге и востоке. В связи с этим, согласно его заявлению, Алжир пытается полноценно «выйти» на региональную дипломатическую арену и стать посредником в кризисах в Ливии и Мали.

Резюмируя все вышесказанное, отметим, что проведенные в АНДР три встречи суммируют тройную цель – политическую, военную и дипломатическую.

Однако при рассмотрении контекста, в котором проходила эта встреча, можно сделать вывод о том, что именно геополитические и геостратегические проблемы мотивируют этот визит.

Важный момент – он происходит на фоне подготовки Алжира к проведению референдума по изменению конституции, намеченный на 1 ноября текущего года. В этой связи особого внимания заслуживает ожидаемый пересмотр статьи 31 Основного закона относительно одобрения возможности отправки алжирских войск за пределы границ АНДР.

Судя по всему, речь может идти о Ливии и в первую очередь странах Сахеля.

Обратим особое внимание, что Вашингтон поддерживает региональные стремления АНДР, стремясь создать в Африке при AFRICOMe антитеррористические силы быстрого реагирования для более оперативных действий против террористов, рассчитывая, что Алжир пополнит их своими кадрами.

Правда, пока остается неясным, где будут дислоцироваться эти силы? Одним из возможных пунктов может стать лагерь Лемонье в Джибути, где находится единственная официальная американская военная база в Африке. Сейчас там происходит модернизация, после окончания которой она может принять до 40 самолетов и более 2000 человек личного состава.

Однако уже сейчас, согласно состоявшемуся накануне в Пентагоне первому докладу о силовых действиях США (среди докладчиков – видный эксперт Гленн Файн) против террористов, в Африке развернуты около 6000 американских военных. В том числе 800 – в Западной, где они, в частности, поддерживают антиджихадистские усилия Франции в Сахеле.

Заметим, что союзническая программа AFRICOM предназначена не только для Алжира. В свою орбиту США планируют вовлечь Марокко, Тунис, Чад, Мали, Нигер, Мавританию, Нигерию и Сенегал. В будущем Пентагон рассчитывает привлекать к подобному сотрудничеству прочие государства Африканского союза, чтобы усилить их действия «по обеспечению мира на Черном континенте».

Причем антитеррористическая программа AFRICOM призвана помочь им бороться «против терроризма посредством обмена военной информацией; обеспечением совместимости систем связи; организации совместных многонациональных учений силовиков; борьбы с экстремистской идеологией; поддержки региональных операций, материально-технического обеспечения (в первую очередь авиации) и обучения сил антитеррора.

Она отражает изменение стратегии AFRICOM в отношении экстремистских групп на африканском  континенте, поставив перед собой цель «сдержать» их, а не «ослабить», как раньше.

В любом случае, все это демонстрирует возвращение Африки в зону интересов США. Так, начальник Сухопутных войск США в Африке генерал Роджер Клутье подчеркнул во время недавней телеконференции в Пентагоне: «я передаю своим партнерам (африканским), что мы участвуем в событиях».

Напомним, что штаб-квартира AFRICOM, созданного в 2007 г., находится в Германии. Его основной целью заявлена координация всей силовой деятельности, направленной на обеспечение безопасности США в Африке. Однако в целом эта структура нацелена на обеспечение там растущих американских интересов, рассчитанных на десятилетия вперед.

Гражданская и военная деятельность этой структуры включает обеспечение вопросов здравоохранения, гуманитарной помощи, разминированию, реагированию на стихийные бедствия и реформу сектора безопасности.

Причем AFRICOM — это своего рода объединение военных, дипломатов и агентов спецслужб, включая ЦРУ, АНБ, многих чиновников из других министерств.

Возникает вопрос – почему именно сейчас наблюдается такая активизация Вашингтона в Африке? Заметим, что Джеффри Хокинс бывший посол США в странах региона, открыто отмечал, что «Средний гражданин США не знает, где находится Сахель».

И под видом борьбы против терроризма Вашингтон пытается не пустить сюда конкурентов. Среди официально упоминаемых, в том числе со стороны представителей командования AFRICOM – российских и китайских. Особенно последних – действия США во многом призваны «показать мускулы» активизировавшемуся Китаю.

О том, что Вашингтон не хочет оставлять в Африке свободное поле для Москвы и Пекина, стремящихся увеличить свое влияние на континенте, прямо заявлял генерал Роджер Клутье.

Причем из-за усиления борьбы против джихадистских группировок главным проигравшим может стать Китай, настоящий экономико-политический конкурент США, рискующий недополучить серьезные сырьевые ресурсы, необходимые ему для дальнейшего экономического роста.

Что же касается России, то вряд ли Алжир, являющийся ее старым проверенным партнером по ВТС, станет напрямую вести против ее интересов подрывные действия. Однако в условиях, когда он уверенной поступью приближается к перспективе своего банкротства ввиду резкого уменьшения накопленных ранее денежных резервов, США обладают серьезным шансом «прогнуть» его в свою сторону.

В частности, нельзя исключать использования ими против российских интересов многочисленных каналов алжирских спецслужб среди местных террористов.

Впрочем, как представляется, попытки выставить Россию едва ли не главным противником Вашингтона, как это неоднократно уже в текущем году делали генералы AFRICOM, призваны закамуфлировать истинную направленность усиления его действий в Африке. Ведь по сути, реально Москва не затрагивает реально жизненные интересы США. В частности, экономические.

И на этом поле у Вашингтона имеются и другие настоящие конкуренты кроме Китая. Например, — Евросоюз. Именно он рискует больше всего проиграть в результате развертывания американской антитеррористической борьбы в Африке и лишиться стабильных источников энергоресурсов, включая уран, а также поставок цветных металлов и редкоземельных элементов.

52.46MB | MySQL:103 | 1,017sec