О критике ливийского трека внешней политики Турции на встрече министров иностранных дел стран-членов НАТО

2 декабря во время виртуальной встречи министров иностранных дел стран НАТО, которые солидарно обвинили Анкару в разжигании ливийского конфликта, действующий госсекретарь США Майкл Помпео и его турецкий коллега Мевлют Чавушоглу обменялись взаимными обвинениями.

Согласно материалу, опубликованному американской газетой Politico, копия которого попала в распоряжение портала «Оэа», М.Помпео обвинил Анкару в разжигании напряженности с союзниками по НАТО и в «преподнесении подарка Кремлю», имея ввиду приобретение Анкарой зенитно-ракетного комплекса российского производства С-400.

В свою очередь, как сообщается в газете, М.Чавушоглу обвинил госсекретаря США в подстрекательстве европейских союзников  к сотрудничеству против Турции, в «слепой» поддержке Греции в региональных конфликтах и ​​в отказе продавать Анкаре американские ЗРК «Пэтриот».

М.Чавушоглу также обвинил Вашингтон в поддержке курдских «террористических организаций» в Сирии и настаивал на том, что Соединенные Штаты и Франция обострили конфликт в Нагорном Карабахе, поддержав Армению в войне, которую Азербайджан выиграл при военной поддержке Турции.

По данным американской газеты, многие министры иностранных дел стран НАТО поддержали выступление М.Помпео против Турции.  Во главе недовольных действиями Анкары оказался министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан, который осудил поведение турецкой стороны, заявив: «Сплоченность внутри альянса будет невозможна, если Турция будет потакать российскому вмешательству и играть роль его проводника».

В статье указано, что к концу встречи Турция оказалась фактически изолированной среди 30 членов альянса, а другие отклонили повторный призыв Чавушоглу к НАТО сыграть роль в ливийской войне и обвинили Анкару в разжигании конфликта, отправке оружия и наемников для поддержки ПНС.

После того, как М.Чавушоглу обвинил М.Помпео и Соединенные Штаты в занятии «экстремистской» позиции в пользу Греции в отношении конфликтов в регионе Восточного Средиземноморья, министр иностранных дел Греции Никос Дендиас ответил: «Если позиция Греции экстремистская, то тоже самое следует сказать и о международном праве».

По свидетельствам дипломатов от НАТО, М.Чавушоглу выразил неоднозначное мнение о политике Германии, когда он похвалил Берлин за роль «честного посредника» в попытках урегулировать споры в Средиземном море, но при этом также обвинил немцев в «пиратстве», имея в виду действия ВМС ФРГ в рамках операции IRINI по досмотру турецкого судна, подозреваемого в контрабанде оружия.

На пресс-конференции по итогам встречи генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг уклонился от ответа на вопрос о резком обмене мнениями между Помпео и Чавушоглу и заявил, что «бесконфликтный механизм» НАТО помог смягчить конфликт между Афинами и Анкарой, добавив, что это будет зависеть от посреднических усилий под руководством Германии и политической воли как для Греции, так и для Турции».

Тем временем, интернет-сайты (Flight Radar и др.), специализирующиеся на мониторинге воздушного движения, регулярно отслеживают продолжающееся полеты турецких военно-транспортных самолетов в центральной и восточной частях Средиземного моря, в направлении Ливии.

26 ноября наблюдатели опубликовали данные об очередных двух военно-транспортных самолетах, С-130 и А-400, направлявшихся в Западную Ливию, на фоне многочисленных сообщений о продолжающейся передаче Турцией оружия и военной техники своим подразделениям, развернутым в Триполитании и силам ПНС.

Переброска сирийских наемников и оружия в Ливию, осуществляемые под контролем президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана вызывают гнев международного сообщества и их неоднократные осуждения, особенно со стороны стран, которые рассматривают такие операции как угрозу их национальной безопасности, например, Египта, Греции и других стран Восточного Средиземноморья.

Во время открытия третьей виртуальной встречи и.о. главы Миссии ООН в Ливии, Стефани Уильямс заявила о серьезности ситуации в стране, предупредив участников Ливийского форума политического диалога об опасности затягивания формирования новой исполнительной власти.

В своем выступлении, переданном пресс-службой Миссии ООН, С.Уильямс пояснила, что в Ливии в настоящее время имеется 10 иностранных военных баз в разных частях страны, добавив, что, фактически, эти районы полностью или частично оккупированы иностранными силами.

Она указала на присутствие около 20 тысяч иностранных военнослужащих и наемников, что является серьезным нарушением суверенитета Ливии, обратившись к участникам Форума: «Вы можете подумать, что эти иностранцы присутствуют здесь в качестве гостей, но теперь они занимают ваши дома, и, кроме этого, происходит грубое нарушение эмбарго на поставки оружия. Они размещают оружие в Ливии, которой не нужно больше оружия. Они находятся в Ливии не в ваших интересах, а в их собственных».

С.Уильямс упомянула, что ранее неоднократно предупреждала об ухудшении социальных и экономических условий в Ливии, ожидаемых в течение одного месяца, то есть в начале следующего года, когда около 1,3 млн ливийцев будут нуждаться в гуманитарной помощи, особенно в связи с резким снижением покупательной способности ливийского динара, совпадающим с возобновлением негативных явлений в экономике страны. Среди них С.Уильямс отметила обострение электроэнергетического кризиса, особенно прошлым летом.  «Это кризис на Западе и Востоке. У вас кризис коррупции и бесхозяйственности, а из 27 станций по производству электроэнергии работает только 13», — подчеркнула С.Уильямс, указав, что необходимо вложить миллиард долларов в энергетическую инфраструктуру, чтобы избежать полного краха электросетей в Ливии. Это, по ее оценке, очень сложно из-за разногласий в учреждениях и ведомствах,  из-за тотальной коррупции, а также из-за решимости правящей номенклатуры остаться у власти.

Коснулась С.Уильямс и распространения пандемии коронавируса в Ливии, где в настоящее время зарегистрировано около 94 000 случаев заболевания. В Миссии ООН полагают, что эти оценки занижены, а фактическое число заболевших выше из-за большой нехватки тестов и многочисленных ошибок при обнаружении коронавируса.

Возвращаясь к текущему политическому моменту, С.Уильямс перечислила нарушения против суверенитета Ливии посредством иностранного присутствия, которое происходит совершенно безнаказанно, в дополнение к причастности местных субъектов власти к распространению коррупции, к самоуправлению в негативном смысле, и к бесхозяйственности, указав на отсутствие ответственности, а также на проблемы с правами человека, когда похищения, произвольные задержания и убийства осуществляются вооруженными группами по всей стране.

По ее словам, несмотря на существование международной поддержки  ливийскому досье с участием разных стран и столиц, ливийцы по-прежнему страдают, и нет никаких признаков улучшения их положения.  «Мы прошли долгий путь в Тунисе, установив дату выборов, и теперь нам нужно привлечь к ответственности все те институты, которые должны проводить выборы. Лучший способ справиться с кризисом управления — это объединить институты. Например, Центральному банку необходимо провести заседание совета директоров для преодоления кризиса и выработки обменного курса динара».

В заключение она заявила: «Я знаю, что многие считают, что весь этот диалог сводится только к разделению власти, но, на самом деле, речь идет о разделении ответственности перед будущими поколениями, и в этом состоит моя просьба к вам, потому что сегодня, пока мы проводим все эти обсуждения, чтобы двигаться вперед, время не на вашей стороне».

2 декабря члены Ливийского форума политического диалога начали третью «виртуальную» встречу, которой на прошлой неделе предшествовали две. Основной задачей Форума заявлено создание механизма выборов новой исполнительной власти, представленной Президентским советом в составе президента и двух его заместителей, в дополнение к отдельному правительству, действующему на всей территории Ливии и управляющему страной в ходе нового, «предварительного этапа».

Прямые встречи и видеоконференции, проведенные ранее, не смогли положить конец разногласиям по поводу выбора членов переходной исполнительной власти, которую международное сообщество хочет установить до начала следующего года во исполнение недавней резолюции Совета Безопасности ООН по Ливии и как воплощение результатов Берлинской конференции.

Что касается пикировки М.Помпео и М.Чавушоглу в ходе встречи министров иностранных дел НАТО, то, на наш взгляд, она никак не затронет основополагающие моменты этой организации. Турция, занимающая исключительное стратегическое положение на южном фланге альянса, являющаяся противовесом Ирану и Саудовской Аравии, всегда будет важна в геополитическом раскладе для НАТО (прежде всего США) гораздо больше той же Франции. В силу этого Анкаре будет позволено и, как мы убеждаемся, позволяется многое, но все эти вещи не затрагивают главного: те же С-400 в силу особенностей военной организации НАТО, ее системы ПВО и ПРО, и их количества, никогда не будут играть для Анкары существенной военной роли, а для альянса – представлять мало-мальскую угрозу. Их поставят в одном позиционном районе и не будут интегрировать с другими системами. Что до Ливии, то если бы США захотели, у них имелось и имеется много рычагов давления на Турцию с тем чтобы та отказалась от своей экспансии. Но, в данном контексте, американцы озабочены только той напряженностью, которую эта экспансия создала для НАТО, тех же греков и французов, в меньшей степени, Египта, который, кто бы что ни утверждал, был и остается важным союзником США и получателем крупного ежегодного пакета американской военной помощи. Турки решают свои собственные проблемы, совершая имиджевую покупку С-400, чтобы поднять самооценку  своего населения, Анкара фактически создала новый плацдарм в Закавказье, когда помогли Азербайджану решить проблему Нагорного Крабаха, турки структурируют Западную Ливию, привнося туда относительную стабильность, а главное – стимулируя торговлю, строительство, занятость, помогая населению заняться не самоистреблением, а нормальной деятельностью. На наш взгляд, М.Помпео все это прекрасно понимает, но устроить для публики  и успокоения недовольных второстепенных персонажей небольшой спектакль, разве не в этом, в том числе, состоит искусство дипломатии?

52.22MB | MySQL:103 | 0,511sec