Американские эксперты о будущем ОПЕК

Министры стран ОПЕК+ за несколько часов до онлайн-встречи все еще придерживаются разных мнений о том, нужно ли повышать добычу нефти на 0,5 млн б/с в феврале этого года, соответствующую рекомендацию не вынес и технический комитет, заседавший накануне. Об этом ТАСС сообщил источник в ОПЕК 4 января.
«Пока однозначного мнения среди министров нет. Посмотрим, что они решат на встрече», — сказал он. Собеседник ТАСС также уточнил, что технический комитет ОПЕК+, совещавшийся в онлайн-формате в воскресенье, не вынес рекомендацию по уровням добычи на февраль для министерского комитета.
Консультации технического комитета ОПЕК+, как правило, проходят накануне заседания министерского мониторингового комитета. На нем эксперты из министерств составляют аналитический отчет по ситуации на рынке нефти для рассмотрения на министерской встрече, а также могут предлагать различные сценарии действий с прогнозированием их последствий для рынка. Также техкомитет подсчитывает уровень исполнения сделки за предшествующий месяц. Министерский мониторинговый комитет, состоящий из восьми стран-участниц, на основе данных техкомитета составляет свою рекомендацию для всех членов ОПЕК+. По данным источников ТАСС, в ноябре соглашение о сокращении добычи нефти было выполнено на 101%, то есть странам альянса удалось убрать с рынка 7,8 млн б/с. На встрече 3 декабря 2020 года страны ОПЕК+ договорились не увеличивать добычу нефти сразу на 2 млн б/с с января, а сделать это постепенно, не более чем на 0,5 млн б/с в месяц. При этом каждое последующее увеличение они должны утверждать отдельно. По этой причине министры ОПЕК+ в течение ближайших месяцев будут собираться раз в месяц, тогда как обычно они делали это дважды в год. Это была первая встреча с тех пор, как ОПЕК+ согласилась в прошлом месяце медленно наращивать добычу на целых 500 000 б/с в месяц по мере восстановления спроса на нефть в 2021 году. Хотя с тех пор цены на нефть немного выросли, в ряде стран по-прежнему действуют ограничительные меры, поскольку число случаев заболевания коронавирусом в таких странах, как Соединенные Штаты и в Европе, остается высоким, а новый штамм вируса, обнаруженный в Соединенном Королевстве, вновь вызвал опасения по поводу роста спроса в начале 2021 года. Как полагают американские эксперты, разногласия будут продолжаться по поводу темпов увеличения добычи, причем Россия — супертяжеловес ОПЕК+, вероятно, будет гораздо более агрессивно пытаться увеличить добычу, чем Саудовская Аравия.
Они же полагают, что актуальность ОПЕК будет медленно снижаться в течение следующих двух десятилетий, поскольку глобальный переход от ископаемого топлива продолжает ускоряться, а доминирование нефти в транспортном секторе уменьшается альтернативами, включая электромобили и потенциально водород, что приводит к более турбулентному рынку нефти. Предыдущие прогнозы относительно падения влияния ОПЕК долгое время оказывались неточными, поскольку картель нефтедобытчиков выдержал ряд кризисов с момента своего основания в 1960 году. К ним относятся нефтяные эмбарго 1970-х годов, иранская революция 1979 года, ирано-иракская война 1980-х годов, вторжение Ирака в Кувейт 1990 года, вторжение США в Ирак 2003 года и рост добычи сланцевой нефти в США в XXI веке. Но на этот раз все по-другому. Ни один из предыдущих кризисов не представлял собой фундаментального сдвига в энергетическом секторе, который фактически уничтожил уникальность нефти как транспортного топлива. И эта реальность уже побудила традиционных тяжеловесов ОПЕК открыто поставить под сомнение будущее картеля и выгоды от его участия в нем. В декабре 2020 года появились утечки о том, что Объединенные Арабские Эмираты начали внутреннее исследование, анализирующее их членство в ОПЕК и вопрос о том, может ли ограничение добычи привести к падению нефтяных активов в будущем. ОАЭ нацелились увеличить производственные мощности до 5 млн б/с— на 93% выше своей нынешней квоты в рамках ОПЕК — к 2030 году. Давний член ОПЕК Катар вышел из группы в 2019 году из-за политических разногласий со странами-членами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива и сосредоточился на расширении экспорта сжиженного природного газа в последние годы. Фаза плато спроса на нефть будет маскировать сдвиги, происходящие внутри основных стран ОПЕК, которые, вероятно, приведут к тому, что картель попытается стать менее сосредоточенным на поддержке рынков — хотя этот процесс будет длительным. Лидеры ОПЕК, которые традиционно стремились поддержать цены, такие как Саудовская Аравия и ОАЭ, все больше втягиваются в борьбу за долю рынка с производителями нефти, не входящими в ОПЕК, такими как Россия и Соединенные Штаты. Поскольку альтернативные виды топлива становятся более конкурентоспособными по стоимости в транспортном секторе, производители ОПЕК имеют меньше стимулов поддерживать цены и субсидировать альтернативы в долгосрочной перспективе. В то время как ОПЕК вряд ли исчезнет в ближайшее время из-за организационных и технических преимуществ членства, к середине 2030-х годов — если не раньше — ее значимость как рыночного субъекта существенно снизится. ОАЭ — это не единственный член ОПЕК, который открыто ставит под сомнение важность сделки по ограничению добычи на уровне этого картеля. Саудовская Аравия и Кувейт также нацелились на расширение добычи нефти, и сама Саудовская Аравия проводила аналогичные аналитические обзоры в прошлом. Снижение значения нефти также будет продолжать стимулировать усилия по диверсификации в нефтедобывающих странах, но насколько успешным будет переход и политические последствия в краткосрочной перспективе структурных реформ, будет зависеть от каждой страны. ОАЭ и Кувейт находятся в наилучшем положении среди остальных членов ОПЕК, учитывая их финансовые средства в их суверенных фондах благосостояния, в то время как более бедные члены ОПЕК Ирак, Алжир, Ангола и Нигерия будут иметь значительные, возможно, даже постоянные финансовые кризисы в обозримом будущем. Глобальное политическое значение и влияние нефтедобывающих стран в будущем будет снижаться, поскольку ОПЕК становится менее значимой глобальной организацией, а дружественные связи с нефтедобывающими странами уже не приносят тех выгод, которые они когда-то приносили. В данном случае имеются такие отношения между Саудовской Аравией и США. Эти отношения претерпят драматическую трансформацию по мере того, как нефть станет менее фокусным пунктом внешней политики США. Акцент политики США на Ближнем Востоке будет по-прежнему сосредоточен на поддержании режима общей безопасности и противодействии китайскому, российскому и/или иранскому влиянию, а также на проблемах прав человека. При этом политика США в отношении Саудовской Аравии и ее роли в таких интересах не будет так сильно ограничиваться заботами второго и третьего порядка о стабильности нефтяного рынка. Некоторые крупные производители нефти, такие как ОАЭ, уже осознали этот сдвиг и попытались расширить свое международное положение с помощью других механизмов, таких как финансы, торговля и безопасность; этот процесс будет только ускоряться, поскольку нефть становится менее важным фактором.

55.85MB | MySQL:105 | 0,470sec