Ежегодный анализ INSS рисков для Государства Израиль. Часть 1

Генерал-майор запаса Армии обороны Израиля Амос Ядлин, руководитель ведущего израильского «мозгового центра» – тель-Авивского Института исследований национальной безопасности (Institute for National Security Studies, INSS) – вместе со своими коллегами представил 6 января с.г. президенту Израиля Реувену Ривлину ежегодный доклад «Стратегические исследования Израиля 2020-2021. Год вакцинации? Внутренние и внешние вызовы национальной безопасности». Всестороннее и подробное обсуждение основных выводов доклада планируется в рамках 14-й ежегодной международной конференции INSS, которая пройдет в Тель-Авиве 26-28 января этого года[i].

В 2020 г. израильские эксперты разместили угрозы Израилю в следующем порядке:

  1. Северная война против «Хизбаллы» – Иран и его прокси.
  2. Достижение Ираном военного ядерного потенциала.
  3. Обострение экономического кризиса и рост безработицы в Израиле.
  4. Продолжение эпидемии коронавируса (мутация, нежелание делать прививки).
  5. Паралич экономики из-за кибератаки.
  6. Военная кампания в секторе Газа.
  7. Рост неповиновения и преступности из-за потери доверия к правительству.
  8. Стихийное бедствие.
  9. Вспышка насилия между различными группами израильского общества.
  10. Беспорядки и волны террористических атак в Иудее и Самарии (принятое в Израиле наименование Западного берега р. Иордан).

 

По сути, в докладе после потенциальной в наступившем году войны с проиранской ливанской шиитской организацией «Хизбалла» и Ираном, разрабатывающим ядерное оружие, самой серьезной опасностью для страны названы внутренние противоречия и системный кризис государственного управления.

За все время подготовки экспертами INSS открытого ежегодного анализа рисков для еврейского государства внутренние расколы в обществе и системный сбой в работе правительства впервые помещается в ряд основных угроз устойчивости и безопасности Израиля, отодвигая в сторону некоторые внешние вызовы. Внутренние проблемы вышли на передний план в прошлом году в связи с пандемией коронавируса. Для сравнения в 2020 г. на третьем месте угроз Израилю в INSS называли войну в секторе Газа.

В этом году в Стратегическом обзоре в целом рассматривались следующие вопросы:

Внутренние и внешние вызовы национальной безопасности.

Рейтинг угроз и возможностей 2020–2021.

  1. Международная система: восстановление после кризиса коронавируса на фоне конкуренции сверхдержав.
  2. Израиль: продолжающийся кризис может бросить вызов основам национальной безопасности Израиля. Мир после пандемии коронавируса.
  3. Региональная арена: десятилетие потрясений, развитие процесса нормализации отношений. Проблемы климата и национальная безопасность.
  4. Иран: в период депрессии, но по-прежнему главная угроза безопасности Израиля.
  5. Северный фронт: необходимы проактивные действия, чтобы ослабить ирано-шиитскую ось.
  6. Палестинская арена: статус-кво или стремление к изменениям? Технологии и национальная безопасность.
  7. Оперативная обстановка: дни сражений, которые могут привести к нежелательной войне. Стратегические тенденции в киберпространстве. 2021 год как поворотный под влиянием «фэйк ньюз»?

Индекс национальной безопасности: исследование общественного мнения 2020–2021 гг.

Таким образом ежегодный обзор INSS включает в себя анализ основных аспектов стратегического положения Израиля с точки зрения национальной безопасности, включая угрозы и возможности, а также предложения и политические рекомендации на 2021 г. лицам, принимающим решения.

В докладе 2020 г. называется сложным и исключительным по своим последствиям в связи с пандемией коронавируса и уходом администрации Дональда Трампа. «Эти два фактора [пандемия и Трамп] ослабили враждебные силы Израиля, вынудили их переключиться на внутренние проблемы, таким образом, снизили риск широкомасштабного конфликта на Ближнем Востоке. Отчасти это было связано опасениями возможной реакции Трампа в год президентских выборов на фоне надежд на то, что он не переизберется. В течение года Израиль жил в относительном спокойствии внутри своих границ. Действия израильского военно-политического руководства на нескольких направлениях осуществлялись так, что они не привели к началу вооруженного конфликта; удалось использовать уникальные особенности того периода для содействия нормализации отношений с рядом стран Ближнего Востока, что означало уменьшение центральной роли израильско-палестинского конфликта в региональной и международной повестке дня».

Отмечается, что некоторые из этих событий, которые оказывают положительное и очевидное влияние на национальную безопасность Израиля, получат свое развитие и в 2021 г.

В целом предполагается, что первые месяцы 2021 г. будут отмечены рядом событий: усилиями по вакцинации во всем мире и Израиле против коронавирусной инфекции; продолжением политического кризиса в Израиле и четвертым туром выборов за последние два года (в марте 2021 г.); возможным иранским ответом на убийство руководителя ядерной программы Мохсена Фахризаде и другие операции, проводимые на его территории. Оценка развития событий в наступившем году производилась в условиях значительной неопределенности.

Эксперты INSS указывают на то, что сам «Израиль находится в многомерном кризисе, который угрожает его экономической и политической стабильности, внутренней социальной сплоченности, его демократическим либеральным ценностям и образу жизни его граждан. Этот кризис начался не с началом пандемии, которая усугубила недостатки в экономике, общественном устройстве и системе управления, что способствовало появлению новых слабых мест. Речь идет не просто о важной связи между внутренним состоянием и устойчивостью Израиля в борьбе с внешними угрозами безопасности, а о более фундаментальном ослаблении государственных механизмов и институтов, отвечающих за повседневное функционирование. Более того, страх в обществе перед широкомасштабным военным конфликтом уменьшился, но возможность нежелательной эскалации по-прежнему сохраняется».

Стоит отметить, что институт с самого начала подвергал критике действия израильского правительства в условиях пандемии коронавируса, т.к. они основаны больше на партийных соображениях, чем на стремлении организовать общественное здравоохранение, и решения принимаются политиками, а не менее предвзятыми государственными служащими. Чтобы предотвратить такие проблемы в будущем, INSS рекомендует доверить выход из кризиса экспертам и профессионалам в различных государственных учреждениях. Иначе затянувшийся кризис может подорвать основы национальной безопасности в самом широком смысле, поскольку ведет к ослаблению государственных механизмов и институтов, что проявляется в управленческом сбое, параличе процессов принятия решений, подрыве социальной солидарности, утрате общественного доверия к правительству, что особенно проявилось в 2020 г. К тому же необходимость борьбы с эпидемией привела к беспрецедентному нарушению основных прав и свобод.

Эксперты INSS отмечают ослабление израильского государственного аппарата. Помимо сложностей, связанных с эпохой постправды и «фейк ньюз», в Израиле низкий уровень доверия между премьер-министром и министром обороны и другими членами кабинета, систематическая разобщенность и отказ от обмена информацией в процессе принятия решений. Политический кризис привел к параличу в работе правительства. Наиболее ярким проявлением стало наличие большого числа исполняющих обязанности, которые занимают ключевые должности в течение длительного периода времени, а также отсутствие принятого государственного бюджета и многолетнего плана для Армии обороны Израиля.

В институте призвали премьер-министра Биньямина Нетаньяху принять годовой бюджет на 2020 и 2021 гг. и к немедленной разработке экономического плана, «отдавая приоритет инвестициям в гражданскую сферу, малоимущие группы населения и средний класс». По мнению экспертов INSS, на израильской экономике в основном сказалась пандемия и ее последствия для мировой экономики. Наиболее пострадал низший средний класс – самозанятые, владельцы малого бизнеса и люди, живущие в бедности, на зарплату. Но в целом, расходясь в оценках степени интенсивности кризиса и его последствий для страны, в Институте сходятся во мнении, что Государство Израиль доказало свою способность преодолевать кризисные ситуации, и нынешние проблемы, с которыми столкнулась страна, ничем не отличаются от аналогичных вызовов, с которыми столкнулись другие либеральные западные демократии.

В любом случае серьезные последствия эпидемии будут сказываться в 2021 г. и после начала распространения вакцины. Даже если пандемия в течение года постепенно угаснет, Израилю придется преодолевать ее серьезные социально-экономические последствия в 2022 г. и последующий период. Успешные усилия по выходу из кризиса и возобновлению роста потребуют глубоких структурных изменений. Для этого необходимо обеспечить стабильность израильской политической системы, которая позволит сформировать широкий национальный консенсус. Однако по оценке INSS, четвертые по счету выборы за последние два года, которые пройдут в Израиле в марте 2021 г., вряд ли приведут к выходу из политического тупика.

Рекомендации экспертов руководству страны заключаются в том, что для решения накопившихся комплексных проблем приоритет должен быть отдан профессиональному и децентрализованному кризисному управлению во всех сферах (здравоохранении, экономике, обществе). Правительство, сформированное по результатам выборов, должно будет возглавить национальные усилия по социально-экономическому восстановлению страны.

Р.Ривлин согласился с выводами экспертов INSS и призвал правительство заняться восстановлением общественного доверия к власти и бороться с «необоснованной ненавистью» между различными слоями израильского общества. «Существует острая необходимость возродить доверие между гражданами Израиля и государством. Это доверие было подорвано в прошлом году – серьезно, возможно, даже критически», – сказал он[ii]. По всей видимости, имелась в виду серия выборных кампаний из-за неспособности или нежелания различных политических партий сформировать правящую коалицию, развал коалиций и политизация управления пандемией коронавируса.

Президент Израиля отметил, что выборы, которые должны состояться в марте 2021 г., станут четвертыми за два года и последними в его каденцию, срок которой истекает этим летом. «Если предположить, что угроза здоровью [коронавирус] будет устранена в ближайшее время – а я надеюсь, что так и будет, – израильскому обществу понадобится стабильное, функционирующее правительство, которое в первую очередь займется восстановлением экономики и рынка, устраняя социальные пробелы и расколы – серьезный раскол в израильском обществе между отдельным человеком и его соседом», – сказал Ривлин. Новому правительству «придется бороться с ненужной ненавистью, подрывающей основы нашей национальной устойчивости». Он добавил, что если такое правительство не будет сформировано, Кнессет и его члены должны будут взять на себя роль управления страной, чтобы выработать «правовое или политическое решение для выхода из этого продолжающегося кризиса».

Что касается оценки ситуации на международной арене, израильские эксперты полагают, что конкуренция между мировыми державами останется основным фактором. По их мнению, в 2021 г. Израиль обязан адаптировать свою политику к соперничеству между державами в эпоху пандемии. Он должен быстро приспособиться к новой администрации в Соединенных Штатах и ​​выработать подход, принимая во внимание чувствительность Вашингтона к ряду вопросов и его интересы.

В США администрация Байдена сосредоточится, прежде всего, на внутренних делах, но также на вопросе утраченного лидерства Америки в мировом демократическом либеральном лагере и на Ближнем Востоке, в частности. В докладе упоминается назначение Джона Керри на должность специального представителя президента США по вопросам климата, что повышает его статус до члена Совета национальной безопасности. По мнению экспертов INSS, это свидетельствует как о важности, которую Байден придает борьбе с изменением климата, так и о понимании новой администрацией того, что проблема климата является вопросом национальной безопасности.

Китай быстрее всех выходит из кризиса, он продолжит свой рост и постарается воспользоваться сложившимися обстоятельствами для увеличения своего влияния.

Россия по-прежнему будет переживать внутренние трудности и изменение своего международного статуса, используя кибернетические, разведывательные и военные возможности, и может еще больше сблизиться с Китаем.

Европа, находящаяся в условиях политического и идеологического кризиса, попытается восстановить трансатлантический альянс.

Предполагается, что Ближний Восток не будет в мировой повестке дня, за исключением вопроса Ирана и его ядерной программы, или начала крупномасштабного военного конфликта в регионе.

Тенденция смещения глобального центра тяжести на восток продолжится и может даже ускориться. Национальные государства усилятся благодаря относительной эффективности, которую большинство из них демонстрирует перед лицом пандемии, но им будут брошены вызовы изнутри и из-за рубежа. Мир не изменится полностью в 2021 г., но он будет менее свободным, менее благополучным, менее глобальным. В целом, во всем мире будет происходить ускоренная адаптация к новой цифровой экономике.

Соединенные Штаты останутся главным и центральным союзником Израиля, но нынешнее положение Китая в международной системе требует, чтобы Израиль продолжал развивать отношения с китайцами, хотя и в тесной координации с Соединенными Штатами для расширения своей базы знаний и опыта взаимодействия с Поднебесной, а также управления рисками.

Считается правильным сохранить каналы связи и стратегической координации с Россией (в том числе из-за ее стабилизирующей и регулирующей роли в Сирии).

Говорится о необходимости новых попыток улучшить отношения с Европой, даже если ее некоторые позиции по палестинскому вопросу противоречат интересам Израиля.

В контексте отношений Израиля с мировым еврейством предлагается укреплять связи с еврейскими общинами из-за глубокого кризиса, в котором они находятся, усилить их поддержку и подключить к дискурсу об Израиле и его имидже в мире[iii].

[i] President Rivlin Receives INSS 2021 National Assessment // INSS. 06.01.2021 — https://www.inss.org.il/president-rivlin-receives-inss-2021-national-assessment/

[ii] Israel’s internal ‘dysfunction’ ranks high in think tank’s annual risk analysis // The Times of Israel. 06.01.2021 — https://www.timesofisrael.com/israels-internal-dysfunction-ranks-high-in-think-tanks-annual-risk-analysis/

[iii] Стратегические исследования Израиля 2020-2021. Год вакцинации? Внутренние и внешние вызовы национальной безопасности // INSS — https://www.inss.org.il/he/wp-content/uploads/sites/2/2021/01/StrategicAssessment20-21_HEB_web.pdf (на иврите)

51.49MB | MySQL:101 | 0,355sec