О военно-техническом сотрудничестве между Турцией и Тунисом

Турция усиливает свою роль в развитии тунисских вооруженных сил, стремясь углубить связи с оборонной промышленностью и увеличить экспорт военной техники в североафриканскую страну. Управление оборонной промышленности Турции (Savunma Sanayii Başkanlığı, или SSB) недавно объявило, что Тунис стал первым экспортным заказчиком турецких беспилотных летательных аппаратов Anka-S (БПЛА) и что пять турецких компаний экспортировали в страну продукцию на сумму 150 млн долларов в 2020 году. «Холдинг Турецкой аэрокосмической промышленности [TAI](беспилотники Анка-С), компания  BMC («Кирпи» -броневик с минной защитой), броневики Ejder корпорации Нурол Макина, Институт инженерной физики сейчас стали одними из главных экспортеров различных броневиков и тягачей, включая автоцистерны и перевозчики танков, а также электро-оптических систем в интересах армии и службы безопасности в Тунисе», – заявил на прошлой неделе Исмаил Демир, руководитель SSB, после встречи с тунисскими чиновниками. TAI, входящая в состав Фонда турецких вооруженных сил (TAFF) и контролируемая турецким правительством, является одной из крупнейших компаний и была основана в 1987 году с целью «повышения боевой мощи турецких вооруженных сил» и сыграла ведущую роль в становлении и развитии оборонной промышленности. Помимо TAI, TAFF прямо или косвенно контролирует такие крупные компании, как Havelsan (информатика), Aselsan (электроника), Roketsan (ракеты и ракетные установки), Isbir (генераторы и генераторы переменного тока) и Aspilsan (аккумуляторные батареи).

При этом отметим, что эти заявления на в реальности оказываются не такими уж радужными. Для начала отметим, что турецко-тунисское военно-техническое сотрудничество было активизировано после неожиданного визита президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Тунис 25 декабря 2019 года для обсуждения взаимодействия в рамках ливийского досье Анкара рассматривает Тунис как оптимальный плацдарм для использования территории страны для своих операций в Ливии. В частности, во время своего визита Эрдоган попросил своего тунисского коллегу Кайса Саида предоставить турецким военным кораблям доступ в порт Туниса и аэродромы для переброски сирийских боевиков и грузов. И сразу отметим, что в этом ему было отказано. Вместе с тем Министерство обороны Туниса тогда подписало контракт стоимостью почти 80 млн долларов с компанией TAI на закупку 6 боевых беспилотных летательных аппаратов Anka-S (Phoenix). Anka-S — это серийный вариант  беспилотника средней дальности Anka, который был разработан компанией TAI для турецких вооруженных сил. Anka-Sможет выполнять целый ряд задач, таких как разведка в реальном времени, наблюдение, рекогносцировка, ретрансляция связи, обнаружение и отслеживание целей. Он также может нести такое оружие, как ракетная установка воздушного базирования Roketsan Smart Micro Munition и управляемый ракетный модуль Cirit 2,75 дюйма на своих двух подкрыльных установках для поражения легкой бронетехники, личного состава, военных укрытий и наземных радиолокационных станций. Выполнив свой первый полет в сентябре 2016 года, БПЛА Anka поступил в серийное производство в 2017 году. Первая партия из 2 БПЛА  Anka-S  была поставлена турецким ВВС в феврале 2018 года. Турция стала ключевым рынком для закупки вооруженных беспилотных летательных аппаратов, включая Anka-S и более легкий БПЛА Bayraktar TB2, которые доказали свои возможности в Сирии, Ираке и Ливии, а также в недавнем конфликте между Арменией и Азербайджаном.

Контракт с Тунисом на сегодня включает в себя поставку только 3 боевых беспилотников (первоначально 6) в дополнение к 3 наземным системам управления и подготовку 50 (первоначально 52) военнослужащих ВВС Туниса. Финансирование этого контракта должно было осуществляться через турецкое Экспортно-кредитное агентство Türk Eximbank. По данным турецких СМИ, банк предоставил Тунису кредиты на сумму 80 млн долларов, что покрывало 85% всего контракта. Несмотря на это, исполнение контракта сильно затормозилось, прежде всего, из-за финансовой несостоятельности тунисской стороны.. Тунис впервые обратился к турецкому производителю в 2019 году с просьбой разместить заказ на 6 беспилотных летательных аппаратов на общую сумму 240 млн долларов. Хотя Turk Eximbank согласился предоставить кредит в размере 85% от этой суммы, переговоры зашли в тупик из-за трудностей Туниса с привлечением своей доли финансирования. Затем министр обороны Туниса Брахим Бертеги 20 ноября прошлого года объявил депутатам Национального комитета обороны, что выделил 72 млн долларов на программу закупок в бюджете министерства на 2021 год. Это говорит о том, что цена заказа возросла почти до 480 млн долларов за счет дополнительных контрактов, а также процентной ставки Turk Eximbank. При этом военнослужащие  ВВС Туниса вскоре должны начать подготовку на тренажерах Anka, разработанных турецкой компанией Havelsan, чтобы подготовиться к прибытию 3 вооруженных БПЛА Anka-S, заказанных у TAI. Эта программа предусматривает обучение около 50 тунисских военнослужащих в Турции и Тунисе. Havelsan в настоящее время является единственным поставщиком, который подал заявку на поставку тренажера полета для этих БПЛА. Это более экономичный способ обучения пилотов обращению с оружием и радарами беспилотника, а также с системами электронной разведки и спутниковой связи, чем обучение с реальными образцами. Но и менее эффективный. И тунисцы с турками пошли на него не от хорошей жизни. В середине года компания Havelsan запустила программу исследований и разработок для обеспечения виртуальной боевой подготовки Вооруженных сил Турции, которую она надеется запустить к концу 2021 года. Основанный на искусственном интеллекте, проект будет включать в себя новые тренажеры Havelsan, такие как Anka drone simulator, а также те, которые он уже разработал для ударных вертолетов Т-129 и противотанковых ракет класса «воздух-земля» UMTAS, что сделает их более автономными и эффективными. При этом турки проигрывают другие важные контракты в Тунисе. Например, испанская технологическая фирма Indra Sistemas выиграла у своих французских, американских и итальянских конкурентов контракт на поставку средних и дальних радиолокационных систем для ВВС Туниса. Также итальянцы будут вместо американцев поставлять 12 учебных самолетов для ВВС Туниса. И наконец, несколько европейских производителей с энтузиазмом восприняли финансируемый ЕС тендер на поставку Марокко и Тунису беспилотных летательных аппаратов для наблюдения или сверхлегких самолетов на сумму 40 млн евро в рамках усилий по пресечению нерегулярной транс-средиземноморской миграции. И турецких компаний в этих контрактах не присутствует.

52.1MB | MySQL:104 | 0,752sec