Столкновения между турками и курдами на западе Турции

Происшедшие 30 сентября — в начале октября столкновения между этническими турками и курдами (точнее, погромы курдов) в городке Алтынова (уезд Айвалык, провинция Балыкесир) на западе Турции, на побережье Эгейского моря, характеризуют новую реальность в межнациональных отношениях между двумя крупнейшими этносами Турции (турками и курдами), возникающую в этой стране.

Инцидент, произошедший 30 сентября в Алтынова, в который курды начали переселяться 30 лет назад, спровоцировал ожесточенные столкновения между турками и курдами. Экстремистски настроенная турецкая молодежь начала громить магазины, автомобили и дома, принадлежащие курдам. Примечательно, что погромы произошли во время мусульманского религиозного праздника Ид аль-Фитр в связи с окончанием Рамадана.

Это не первый за последнее время случай, когда за пределами Турецкого Курдистана происходят столкновения между турками и курдами на этнической почве. В том же Алтынова подобные инциденты наблюдались в начале ноября 2007 года. В 2005 году турецкая правонационалистически настроенная молодежь устраивала погромы в Мерсине. Время от времени столкновения с этнической подоплекой между местными жителями происходят в других городах за пределами этногеографического Курдистана.

Как известно, в последние несколько десятилетий из Турецкого Курдистана в центральные и западные районы Турции происходила широкомасштабная миграция курдов (здесь не имеется в виду миграция курдов в Центральную Анатолию в XV – XIX веках, еще в эпоху Османской империи). Насильственное выселение курдов из Курдистана началось в первые годы создания Турецкой Республики, в 20 – 30-х годах ХХ века. Миграция происходила и в середине ХХ века. Однако наиболее сильный миграционный поток из Курдистана пришелся на 80-е годы, когда в результате конфликта властей с Партией рабочих Курдистана [1] турецкой армией было уничтожено несколько (свыше четырех) тысяч сел и деревень, а также под предлогом строительства крупнейших водохозяйственных объектов затоплялись и уничтожались крупные курдские районы. Кроме того, курды мигрировали и по экономическим причинам.

Турецкие власти намеренно не сооружали в Курдистане промышленные предприятия, которые могли бы абсорбировать трудоизбыточные ресурсы региона, не создавали соответствующей социальной инфраструктуры, вынуждая местное население мигрировать на запад. Турецкие власти предполагали, выселив курдов из Курдистана и заселив их выходцами из черноморских районов, таким образом решить курдскую национальную проблему. А мигрировавшие за пределы Курдистана курды, предполагалось, вскоре ассимилируются, став турками. Тем самым курдское движение лишится демографической (патриотически настроенных курдов, борющихся за своим права на своей земле), естественно-географической (физико-географические условия Курдистана, позволяющие перманентно вести вооруженную борьбу) и материальной (курдские села традиционно служат базами поддержки повстанцев необходимыми ресурсами) базы для сопротивления насильственной туркизации.

В результате, по некоторым данным, более половины курдов Турции проживают за пределами Турецкого Курдистана. Так, в прилегающем с юго-запада к этногеографическому Курдистану южносредиземноморском регионе Чукурова (Адана) более половины населения — курды. При этом в некоторых районах курды составляют абсолютное большинство. Однако следует отметить, что переселение значительного количества курдов в Адану началось не в последние два–три десятилетия, а значительно раньше. Существенный курдский элемент имеется в другой средиземноморской провинции — Мерсин, где, по некоторым курдским источникам, количество курдов оценивается в 60–70%, что, по нашему мнению, несколько завышено. В Стамбуле, который некоторые курдские интеллектуалы называют «Курдистанбулом», курдов 4–5, а по некоторым данным и 6–8 миллионов. Крупные курдские общины существуют в Измире, Анталии, Бурсе и других крупных городах Турции.

В этой новой курдской квазидиаспоре уровень курдского патриотизма выше, чем в Курдистане. (Следует отметить также наличие такого удивительного феномена, как центрально-анатолийские курды (старая курдская квазидиаспора), переселившиеся из Курдистана 250–500 лет назад, однако несравненно лучше сохранившие курдский язык и национальные обычаи, чем население Турецкого Курдистана.) Так, уровень владения курдов Аданы, Мерсина и Стамбула курдским языком существенно выше, чем в Курдистане. При этом, например, в тех же Адане и Мерсине курды отличаются даже некоторым радикализмом.

Именно в новой курдской квазидиаспоре возникает курдский национальный капитал. Как известно, в связи с фактически внутренне-колониальным положением Северного Курдистана в системе экономики Турции, которому отведена лишь роль сырьевого придатка (ранее нефть, ныне гидроресурсы и сельскохозяйственное сырье) и рынка сбыта товаров, курдский национальный капитал в Курдистане так и не возник. Курдистан был отдан на откуп турецким холдингам, связанным с властями. В Курдистане существовала лишь компрадорская буржуазия, представленная небольшим количеством торговцев и крупных землевладельцев, также связанных с государством, при этом зачастую с наиболее крайне правыми ее элементами.

Зарождающийся в Турции курдский национальный капитал представлен в основном средним, мелким, а также уже и крупным бизнесом, в большинстве своем в Присредиземноморском и Эгейском районах Турции. Это новое поколение патриотически настроенных курдов, переселившихся из Курдистана в молодом либо детском возрасте, иногда и родившихся в квазидиаспоре. Они начинали свой бизнес, что называется, с нуля и духовно тесно связаны с Курдистаном. Их прокурдские настроения нередко используются турецким средним и мелким бизнесом и правонационалистическими организациями для разжигания антикурдской истерии, завершающейся погромом экономических объектов, принадлежащих курдам.

Следует отметить, что для осуществления погромов, как правило, организуются провокации. Кроме того, необходимо учитывать последствия почти вековой антикурдской государственной пропаганды среди турок, когда все курдское и курды представляются отсталым, криминальным, негативным, несущим угрозы и т.п. Примечательно, что недавно суд в провинции Болу фактически признал правомерными убийства курдов, отказав в иске к местной газете (Bolu Express), которая призывала к убийству членов Партии демократического общества, имеющей значительную поддержку среди курдского населения и считающейся прокурдской, а также близкой к ПРК, хотя многие курдские интеллектуалы и националисты считают ее не курдской, а кемалистской. Эта партия не выступает ни за автономию Курдистана в составе Турции, ни за федеративное устройство страны, а ограничивается лишь культурными правами.

Можно сказать, что спустя минуты после провокаций начинаются организованные погромы курдов и массовые выступления местного населения с уже готовыми транспарантами и лозунгами, требующими от курдов «убираться к себе домой». На баннерах очень часто встречаются лозунги, осуждающие ПРК и «террористов», вне зависимости от того, поддерживают ли их местные курды или выступают против политики этой партии.

В том же Алтынова сразу после инцидента, послужившего поводом для курдских погромов, людей организовывали появившиеся члены группировки «Серые волки», связанной с правонационалистической Партией националистического действия (ПНД). Одним из организаторов действий разъяренной толпы турок был депутат парламента Турции от Балыкесира Ахмет Дуран Булут. В Алтынова на автобусах привозили подготовленную к подобным действиям молодежь. При этом, как отмечали курды, их атаковали и соседи, с которыми они до этого были в прекрасных отношениях.

В частных беседах с автором почти все курдские политики и интеллектуалы заявляли, что в курдском вопросе и Девлет Бахчели (лидер ПНД), и так называемые турецкие демократы, интеллектуалы, левые и т.п., по сути, всегда едины и настроены по отношению к курдам «фашистски» [2] (исключение с известным турецким ученым-социологом доктором Исмаилом Бешикчи лишь подтверждает правило).

Вместе с тем значительное количество мигрировавшего на запад курдского населения находится в бедственном положении. Лишившись крова, традиционных и патриархальных устоев, являвшихся защитой курдского общества, не приспособленные к жизни в турецких мегаполисах, мигрировавшие на запад курды в большинстве своем маргинализируются. Обсуждение среди турок возможного этнического конфликта между турками и курдами за пределами Курдистана позволяет турецким властям затушевывать социально-экономические проблемы, с которыми сталкиваются переселенцы.

Курды оказываются в сложнейшей ситуации. С одной стороны, они вынуждены переселяться на запад страны, с другой, там подвергаются сильному давлению по этническому признаку.

Для провокации этнических погромов курдов достаточно обычных бытовых инцидентов. Недовольство местных жителей вызывает демонстрация курдскости — курдская речь, курдская музыка и т.п. Не менее важными являются и экономические мотивы: конкуренция курдских работников (в основном рабочих), увеличивающих предложение рабочей силы и, соответственно, снижение заработной платы; богатство некоторых курдов, их успешный бизнес и т.п. Нередко работодатели возмущаются желанием курдских рабочих отстаивать свои права, провоцируя антикурдские настроения.

Примечательно, что губернатор провинции Балыкесир Салахаттин Хатыпоглу заявил, что «столкновения вызваны экономическими причинами» [3]. Такой же точки зрения придерживается представитель Ассоциации по правам человека (Турция) Вейсел Бейджа, считающий, что «местное население (этнические турки. – Н.М.) не может смириться с фактом, что курды, которые проживают в этом районе чуть более 20 лет, сегодня занимают лучшие экономические позиции… Поэтому в основном и были атакованы владельцы бизнеса» [4].

Несмотря на курдские погромы на западе Турции, в Курдистане никаких действий против турок на этнической почве не наблюдается. Хотя количество турок в Курдистане в целом невелико (в основном они проживают городах и близки либо к государственным организациям, либо к крупному бизнесу, преимущественно торговому), тем не менее в некоторых районах Курдистана их количество ощутимо.

1. Именно так называется Partiya Karkeren Kurdistan, или более известная под своей аббревиатурой PKK, а не Рабочая партия Курдистана (РПК) и тем более не Курдская рабочая партия (КРП). Правильно название PKK на русском языке употреблял лишь известный курдовед и турколог профессор М.А. Гасратян, по сути, единственный советский и российский исследователь Северного Курдистана и курдов Турции, использовавший в своих работах источники курдских политических партий. Верный перевод наименования PKK на русский язык был обусловлен хорошим знанием политических партий Курдистана 60–80-х годов, где существовали и Рабочая партия Курдистана, и еще одна Партия рабочих Курдистана (тоже ПРК или по-курдски PKK), созданная незадолго до учреждения PKK Абдуллы Оджалана.

2. Курды Турции используют термин «фашистский» в контексте крайнего турецкого национализма, отрицающего национального права курдов.

3. Ayse Karabat. Ethnic tensions rise in Aegean town of Alt?nova // Today’s Zaman, 03.10.2008.

4. Tolga Korkut. IHD Investigates Mob Attacks Against Kurds In The Small Town Of Alt?nova // Bia news center – Bal?kesir, 03.10.2008.

http://www.bianet.org/english/kategori/english/110035/ihd-investigates-mob-attacks-against-kurds-in-the-small-town-of-altinova.

52.38MB | MySQL:104 | 0,537sec