Вооруженные формирования Йемена: анатомия сил, участвующих в гражданской войне. Часть 5

  1. Силы Южного переходного совета

Южный переходный совет был создан при поддержке ОАЭ в мае 2017 года, как политический и военный носитель эмиратского влияния в южных провинциях Йемена. Он  унаследовал весь спектр вооруженных формирований, созданных ОАЭ в Адене и других южных мухафазах. Как отмечалось выше, возможностей группировки оказалось достаточно, чтобы осуществить переворот в августе 2019 года против правительства А.М.Хади в Адене и других городах.

Прежде чем правительственные силы смогли переломить ситуацию в свою пользу и изгнать ЮПС из провинций Шабва и Абьян, проэмиратовские боевики совершили несколько рейдов, в результате которых погибли и были ранены более 300 йеменских солдат и офицеров. Это вынудило правительственные части отступить к окраинам Зинджибара (Zinjibar), столицы провинции Абьян.

Группировка ЮПС включает «Силы поясов безопасности», бригады материально-технического обеспечения и поддержки, «Силы Шабвани» и «Силы Хадрами», а также элитную бригаду на острове Сокотра (Socotra). Всего под командованием ЮПС объединено около 30 бригад, воинских частей и подразделений безопасности, разбросанных в южных провинциях, за исключением Шабвы и Эль-Махры. По данным разведывательного управления в Адене, эти силы насчитывают около 90 тыс. челлвек. Хотя ОАЭ в июле 2019 года объявили о своем выводе из Йемена, они все еще управляют этими силами через офицеров в командных пунктов на западном побережье: в Мукалле, Адене, Балхафе и Мокко.

«Силы поясов безопасности» сформированы в конце 2015 – начале 2016 года и разбросаны по провинциям Аден, Лахдж, Эль-Дале и Абьян. Личный состав набирался из местных жителей. На начальном этапе они проводили операции по обеспечению безопасности в своих провинциях.

С годами, когда финансирование все больше шло к «Силам поясов безопасности», их влияние в четырех мухафазах расширилось, поскольку эффективность официальной полиции упала. После столкновений в августе 2019 года между ЮПС и правительством А.М.Хади  «Силы поясов безопасности» взяли на себя полный контроль над порядком в этих регионах. Оснащение сил боевой техникой включает танки и артиллерию, захваченные у правительства, а также вооружение, поступающее из ОАЭ.

Силы поясов безопасности возглавляет Абдулла Абу Араб (Abdullah Abu Arab). Командование в Адене осуществляет бригадный генерал Джалал аль-Рубайе (Jalal Al-Rubaie), в Лахже – бригадный генерал Ваддах Омар Абдель Азиз (Waddah Omar Abdel Aziz), в Эль-Дале – бригадный генерал Ахмед Каид аль-Куббах (Ahmed Qaied Al-Qubbah) и Абд аль-Латиф аль-Сайед (Abd Al-Latif Al-Sayed) в Абьяне. Отдельный лагерь 20 в Адене возглавляет имам Аль-Нуби (Al-Nubi).

Силы материально-технического снабжения и поддержки считаются военным крылом ЮПС в южных провинциях Йемена.  Они, якобы, частично участвовали в боях против «Аль-Каиды» в мухафазе Абьян. Силы возглавляют салафитский проповедник бригадный генерал Мохсен аль-Вали (Mohsen Al-Wali), его заместитель бригадный генерал Набиль аль-Машуши (Nabil Al-Mashoushi) и руководитель операций полковник Авадх аль-Саади (Awadh Al-Saadi).

Утверждается, что эти формирования получили значительную поддержку со стороны ОАЭ. Сообщается о десятках единиц транспортных средств, БТР, танков, артиллерийских орудий, оружия среднего калибра, а также военной технике и оружии с армейских складов в Адене.

Со ссылкой на официальные документы, которые оказались в распоряжении «Аль-Масдар», силы состоят из 5 основных бригад. Их дополняют 14 так называемых «Бригад грома» (Sa’iqa) и «Южных бригад сопротивления». Кроме того, в конце 2019 и 2020 годов при личном участии главы ЮПС Айдаруса аль-Зубайди (Aydaroos Al-Zubaidi) сформированы две штурмовые бригады. В ЮПС также созданы подразделения, именуемые «Силами защиты объектов» и «Силами по борьбе с терроризмом».

Во главе основных бригад (от 1-й до 5-й соответственно) стоят бригадные генералы: Наср бин Атеф (Nasr Bin Atef), Набиль аль-Ханаши (Nabil Al-Hanashi), Набиль аль-Машуши (Nabil Al-Mashoushi), Хаддар аль-Шухти (Haddar Al-Shuhti) и  Мухтар аль-Нуби (Mukhtar Al-Nubi).

Элитные «Силы Хадрами» укомплектованы уроженцами провинции Хадрамут и дислоцированы на её территории. «Силы Хадрами» созданы ОАЭ в 2016 году с целью изгнания боевиков «Аль-Каиды», взявших под свой контроль Мукаллу в апреле 2015 года. Сообщается, что «Аль-Каида» покинула город, как только «Силы Хадрами» начали свои операции в апреле 2016 года, что привело к отсутствию боевых столкновений и жертв.

Хотя элитные «Силы Хадрами» формально включены в группировку 2-го ВО, они полностью контролируются ОАЭ. Согласно официальной ведомости заработной платы, численность личного состава оценивается в 9 тыс. человек. Их вооружение аналогично вооружению других формирований, созданных ОАЭ. В их рядах большое количество сторонников отделения Южного Йемена. «Силы Хадрами» играют важную роль в обеспечении безопасности города.

«Силы Шабвани» сформированы на племенной и региональной основе и состоят из молодых новобранцев из провинции Шабва. ОАЭ контролировали их создание во второй половине 2016 года и развернули до 6 бригад. Каждая бригада представляет собой крупную ветвь племен. Они были сформированы с заявленной целью борьбы с терроризмом и продолжали распространяться по территории провинции, за исключением частей центра города Атак (Ataq) и округа Байхан (Bayhan) на западе, где проходили бои с хоуситами.

После изгнания правительства А.М.Хади из Адена в августе 2019 года эти силы полностью контролировали провинцию Шабва. Однако затем они потерпели поражение от правительственных войск. Численность «Сил Шабвани» оценивается в пределах 7 тыс. человек. Вооружение и оснащение аналогично «Силам Хадрами».

Согласно заявлению губернатора Шабвы, после поражения ЮПС некоторые из «Сил Шабвани» перебрались в Аден, а другие были включены в состав правительственных сил безопасности.

 

  1. Объединенные силы на западном побережье

Эта группировка, как указывалось выше, состоят из трех основных ветвей: Республиканские силы Т.Салеха, «Силы гигантов» и «Сопротивления Тухами». Наиболее известным лидером этих ветвей является генерал-майор Хайтам Касим Тахер (Haitham Qasim Taher), бывший министр обороны, который играет символическую контролирующую роль при поддержке ОАЭ. ОАЭ используют его популярность как публичного лица для продвижения своих операций, но всеми событиями на местах управляют сами.

Республиканские силы были сформированы после того, как хоуситы усилили контроль над Саной и в декабре 2017 года убили своего союзника, бывшего президента А.А.Салеха. Республиканские силы возглавляет бригадный генерал Тарик Салех, а их структура аналогична бывшей Республиканской гвардии. Об их создании под наблюдением и при поддержке ОАЭ было объявлено в апреле 2018 года. Командный центр формирования расположен в прибрежном городе Мокко (Mocha), в провинции Таиз.

Республиканские силы состоят из 10 бригад, почти треть из которых составляют бывшие силы Республиканской гвардии. Отдельно отмечается 10-я бригада Республиканских сил, включающая салафитские группы, которые в 2018 году совместно с Т.Салехом покинули Таиз. Бригадой командуют полковник Адель Абдо Фари, он же Абу аль-Аббас (Adel Abdo Farea, Abu Al-Abbas) и его заместитель Адель Аль-Эззи (Adel Al-Ezzi) – оба находятся в списке международных террористов США.

Согласно обзору «Аль-Масдар», общая численность формирования достигает 32 тыс. человек. Вторым человеком в командовании Республиканских сил после Т.Салеха считается бригадный генерал Садик Довайд (Sadiq Dowayd), официальный представитель ВС Йемена.

Хотя, как утверждается, Т.Салех и верные ему силы покинули Сану без какого-либо снаряжения и оружия (даже без своей военной формы), ОАЭ превратили Республиканские силы в самое современное военное формирование на западном побережье Йемена. На вооружении имеются сотни единиц современной боевой техники:  бронемашины, транспортная и вспомогательная техникам, тяжелое вооружение (танки, артиллерия и ракетные установки), а также БПЛА, боевые морские катера и современные средства военной связи.

«Силы гигантов – это военные подразделения, возникшие в период с 2016 по 2019 годы из сил Южного сопротивления в провинциях Аден, Лахдж и Абьян. Командование «Сил гигантов» возглавляет бригадный генерал Абу Зара Абд аль-Рахман аль-Мухаррами аль-Яфей (Abu Zar’a Abd al-Rahman Al-Muharrami Al-Yafei). Они эффективно показали себя в ходе операции арабской коалиции «Золотое копье», проводившейся в январе 2017 года, с целью освобождения западного побережья от хоуситов и выхода к Красному морю.

«Силы гигантов» состоят из 12 бригад и насчитывают около 22 тыс. человек, большинство из которых – выходцы из групп салафитов и представители племен в провинциях Лахдж, Эль-Дали и Ходейда. Главный штаб расположен в Адене, командный центр – в Мокко.

Военное руководство «Сил гигантов» признало легитимность президента А.М.Хади и поддерживает с ним связь. После командующего к числу известных лидеров группировки относят бригадных генералов Али Салема аль-Джасни (Ali Salem Al-Jasni) и Хамди Шукри (Hamdi Shukri). Первый временно возглавлял «Силы гигантов» в 2019 году. Второй пользуется поддержкой своего племени Аль-Суббайха (Al-Subbayha), а его 2-я бригада имеет наибольшее количество бойцов по сравнению с другими подразделениями «Сил гигантов».

По сравнению с Республиканскими силами «Силы  гигантов» имеют худшее вооружение. Тем не менее, сообщается, что они оснащены сотнями единиц современных бронированных средств и военных машин, предоставленных ОАЭ. Дополнительно отмечается наличие медицинского эвакуационного оборудования и некоторые виды тяжелых вооружений: артиллерийских систем и ракетных установок.

«Сопротивление Тухами» укомплектовано молодыми жителями провинции Ходейда, которые отвергают хоуситов и сопротивлялись их контролю над мухафазой. «Сопротивление Тухами» состоит из 4 бригад. Наиболее боеспособными из них являются 1-я  бригада под командованием полковника Ахмеда аль-Кавкабани (Ahmed Al-Kawkabani) и 20-я бригада, возглавляемая Абдулом Рахманом Хаджари (Abdul Rahman Hajari). Численность каждой из этих двух бригад около 7 тыс. человек. Данные об общей численности «Сопротивления Тухами» отсутствуют. Это формирование считается наименее вооруженным и организованным среди Объединенных сил на западном побережье Йемена.

Завершая свой обзор, в «Аль-Масдар» отмечают следующие особенности текущей обстановки в Йемене.

  1. По состоянию на конец 2020 года правительственные силы контролировали самые большие территории страны, включая важные экономические и географические регионы. При этом, возникают проблемы, когда речь заходит об обеспечении целостности занимаемых территорий, поскольку война помешала ВС Йемена должным образом перегруппироваться.
  2. В случае успешного выполнения Эр-Риядского соглашения и прекращения конфликта внутри коалиции, ожидается наращивание её возможностей в борьбе против хоуситов и достижение успехов. Это особенно верно, поскольку людские ресурсы и организационная сплоченность находятся в хорошем состоянии. Несмотря на резкую критику правительства А.М.Хади, имеется поддержка населения, которое, по утверждению «Аль-Масдар», по-прежнему с энтузиазмом относится к борьбе с хоуситами.
  3. В свою очередь группировка хоуситов в настоящее время в лучшем положении, чем когда-либо. Она обеспечивает жесткий контроль над своими силами и занимаемыми наиболее густонаселенными районами страны. Она опирается на идеологическую и материально-технической поддержку со стороны Ирана и ливанской «Хизбаллы». Самое главное, что конфликт внутри коалиции дал хоуситам возможность перегруппироваться и пересмотреть свои стратегические планы ведения боевых действий.
  4. Касательно сил, финансируемых ОАЭ в южных провинциях Йемена, они в основном состоят из региональных баз и больше не имеют возможности мобилизоваться и даже не имеют стимула бороться за иное дело, кроме отделения юга страны. Важной составляющей противников хоуситов стали Республиканские силы Тарика Салеха, которым ОАЭ передали больше оружия, чем южным группировкам. Что касается границы с Саудовской Аравией, то миграции боевиков через нее во внутренние районы Йемена и обратно будет продолжаться.

Таким образом, представленный обзор «Аль-Масдар» наглядно демонстрирует «пеструю картину» акторов йеменской гражданской войны. Перспективы её завершения представляются туманными. В некоторой степени можно согласиться с мнением авторов, предполагающих успех противников хоуситов в случае их выступления единым фронтом. Однако, поддержка со стороны Ирана и передача хоуситам современных военных технологий выравнивает их военный потенциал с противником. Очевидно, что Йемен уже давно превратился в полигон для демонстрации возможностей основных противоборствующих группировок Ближнего Востока, и завершение гражданской войны зависит от разрешения этого противостояния.

52.3MB | MySQL:103 | 0,593sec