Ливия: на пути к декабрьским выборам

Состоятся ли всеобщие выборы в установленное для них время или Правительство национального единства А.Х.Дбейбы будет работать в сотрудничестве с членами Форума ливийского политического диалога (ФЛПД), чтобы продлить переходный этап, не устанавливая для него временных рамок? Таким вопросом задается ливийский политолог Рашид Ханана, и тема эта озвучена своевременно, поскольку многие эксперты, отслеживающие развитие ситуации в Ливии, пришли за последние две-три недели к выводам относительно наступившего в ней застоя, причины которого трактуются ими по-разному. Попробуем разобраться в происходящем при помощи ливийского эксперта.

Сразу оговоримся, на наш взгляд, магистральный курс на выборы в декабре сохраняется, и до сих пор не сталкивался с принципиальными вызовами. При этом, по мере приближения даты выборов, торг за будущие полномочия и лакомые участки политического и экономического пирога закономерно усиливается. Некоторая интрига обозначилась вокруг роли и места конституционного процесса, ну, и неизменной остается позиция ЛНА, вернее ее основного спонсора – ОАЭ, которые под давлением США несколько ограничив свои экспансионистские планы (к тому же, сказывается ситуация с пандемией коронавируса и ухудшение положения в Йемене, где хоуситы наращивают наступление в ряде провинций, угрожая подопечным ОАЭ), тем не менее остаются в роли противовеса чрезмерной экспансии Турции в Магрибе. А раз так, то Хафтар не столько угрожает политическому процессу, сколько противится реформе ливийских вооружённых сил, что на локальном уровне вносит некоторый диссонанс в идущие процессы, то и дело заставляя отвлекаться на очередную воинственную эскападу из Бенгази.

При этом, следует отметить, что с усилением давления США, явного и скрытого, на все ливийские стороны, позиции членов ФЛПД изменились после долгих задержек, чтобы добиться относительного прогресса в выборе конституционной основы для выборов, запланированных на конец года. Глава миссии ООН в Ливии Ян Кубиш заявил, что участники Форума проголосовали за три варианта, и первый из них победил, что представляет собой решение разногласий, которые нарушали курс и достигли точки личных нападок между членами ФПД. 25 или треть членов, согласились с первым вариантом, что заставило Кубиша объявить о его принятии. Ясно, что такой сценарий маргинализировал Хафтара и почти уничтожил его мечты баллотироваться на пост президента Ливии, поскольку Форум готовится исключить лиц с двойным гражданством из баллотирования на пост президента. Часть угрожающей риторики командующего ЛНА совершенно очевидно вызвана этим обстоятельством.  Хафтар и его сыновья имеют гражданство США, прожив там более двадцати лет. В этом контексте было отмечено, что конференция «Берлин-2» пригрозила ввести санкции в отношении обструкционистов на выборах и нарушителей прав человека, в том числе Хафтара. С другой стороны, конференция укрепила легитимность нынешних исполнительных органов, особенно Президентского совета и ПНЕ, и в то же время усилила критику сил Хафтара, которые теперь считаются «недисциплинированными вооруженными группами, находящимися на грани уничтожения или, как минимум, нарушения ливийского и международного консенсуса». Утрата Хафтаром симпатий США — важная переменная в ливийском конфликте. В этом контексте президент Джо Байден выразил признательность за «партнерство и двусторонние усилия Алжира и США по поддержке стабильности в регионе, особенно в Ливии и африканском Сахеле». Эта позиция появилась в первом послании президента США своему алжирскому коллеге Абдельмаджиду Теббуну с тех пор, как он вступил в должность в январе прошлого года, сменив Дональда Трампа. Дж.Байден направил сообщение, чтобы поздравить Теббуна с празднованием в Алжире 59-й годовщины Дня независимости, которое приходится на 5 июля. И неоднократные подтверждения этой роли США были получены в результате заявлений американского посольства в Ливии о том, что Конгресс и Белый дом «наблюдают за ливийским Форумом ливийского политического диалога, идущим в Женеве», и в которых посольство призвало участников Форума найти «реалистичные конституционные рамки» для предстоящих 24 декабря, выборов.

Примечательно, что Вашингтон не был удовлетворен этим четким заявлением: председатель сенатского Комитета по международным отношениям Боб Менендес и сенатор-республиканец Джим Риш выступили с совместным заявлением, в котором они выразили свою поддержку усилиям членов ФЛПД для достижения конституционной ссылки на выборы. Такое совместное заявление свидетельствует о единстве позиций республиканцев и демократов по ливийскому досье, что не оставляет места для использования разногласий между двумя партиями, как это было при предыдущей администрации Дональда Трампа. Более того, Вашингтон идет в ногу с реализацией «дорожной карты», принятой на Берлинской конференции, как прокомментировал помощник госсекретаря США по делам Ближнего Востока Джои Худ сообщения по поводу концентрации войск Хафтара на пограничном переходе с Алжиром, посчитав этот процесс односторонним решением, не имеющим поддержки международного сообщества. Своего рода, завуалированное осуждение. С другой стороны, примечательно, что Вашингтон подчеркнул потенциальную роль Алжира в прекращении конфликта в Ливии, о чем упоминал Джои Худ, который критиковал ополченцев Хафтара, считая их частью кризиса. Американский ответ Хафтару, без прямого упоминания его имени, указывает на то, что Вашингтон считает его одним из препятствий на пути политического решения (вернее не столько его, сколько его отдельные действия, идущие вразрез с «генеральной линией партии»). Возможно, Вашингтон продолжит применять против него некоторые санкции, если Хафтар будет продолжать нарушения ведущегося диалога и будет призывать к возобновлению борьбы, отказываясь принять результаты Женевы, особенно после того, как большинство международных держав, в первую очередь, Россия и Египет, отказались от идеи прямой военной конфронтации с Триполи и теми, кто его поддерживает.

Американцы уже не раз вдавались в подробности разногласий по поводу пределов полномочий, которыми обладает ФЛПД, считая, что он «должен найти реалистичные конституционные рамки для предстоящих выборов». Вне этой политической полемики требования ливийских граждан в текущий период сосредоточены на необходимости утверждения парламентом нового бюджета, чтобы завершение остановившихся проектов могло начаться через семь месяцев после начала года. Ливийцы жалуются, в первую очередь, на продолжительные отключения электричества в летнюю жару и надеются, что утверждение бюджета улучшит их тяжелые жилищные условия. Что касается Высшей национальной избирательной комиссии, она уже приступила к подготовке избирательных центров. В этом контексте подразделения комиссии недавно начали процесс установки номерных знаков избирательных участков на фасадах школ, которые были выбраны для проведения голосования во всех частях страны. Эти мероприятия, по данным комиссии, были завершены в крупных городах, включая столицу Триполи, Мисурату, Тобрук, Тархуну и Мсалату. Делая шаг, отражающий преимущества новых средств связи, комиссия заявила, что намерена опубликовать названия и номера избирательных центров на страницах избирательных комиссий в своих городах в Facebook, с тем чтобы все могли узнать адреса новых центров. Таким образом, все идет по двум противоречивым направлениям: первое ускоряет темп выборов, а второе создает препятствия на пути к сохранению правительства Дбейбы после 24 декабря, — к такому выводу приходит Р.Ханана.

Обратим внимание на ситуацию на алжиро-ливийской границе. Там, как известно, алжирская армия недавно провела крупномасштабные маневры, ставшие ответом на занятие силами ЛНА нескольких пограничных переходов.  Затем, с алжирской стороны официальные лица, в том числе министр иностранных дел Сабри Букадум, объяснили закрытие пунктов пересечения границы с Ливией чрезвычайным положением, вызванным вспышкой пандемии коронавируса. Букадум подчеркнул решимость своей страны вновь открыть пограничные переходы с Ливией, задействовав один или два пограничных пункта, а именно переход «Аль-Дибдаб» — Гадамес и переход, соединяющий Джанет в Алжире с городом Гхат, столице юго-запада Ливии. Алжирская делегация высокого уровня, в состав которой входили правительственные чиновники из министерств внутренних дел, иностранных дел, торговли, инфраструктуры, транспорта, таможни и гражданской защиты, посетила контрольно-пропускной пункт «Аль-Дибдаб»-Гадамес, чтобы узнать последние детали логистической и технической подготовки к его открытию. Нет сомнений в том, что присутствие сильного и избранного правительства Ливии в будущем установит стабильность на общих границах страны со своими соседями. Однако это зависит от степени прогресса в выполнении «дорожной карты» и своевременном проведении всеобщих выборов.

Здесь стоит остановиться на инициативе, представленной депутатом ливийского парламента Мухаммедом Амером аль-Абани, представленной в предложении проекта конституционной нормы об избрании главы государства из народа. Преимущество проекта аль-Абани в том, что он делает выбор между президентской системой, которую он называет предпочтительной, и парламентской системой, деятельность которой вызвала большие сложности в Ливии, а также в соседнем Тунисе. В проекте указывается, что глава государства является верховной властью страны, представляет ее верховный суверенитет, и что президентство основано на совещании при условии, что срок президентских полномочий не превышает пяти лет, а президент избирается прямым голосованием из числа ливийских граждан. Как и в конституциях США и Франции, президент не может быть избран более чем на два срока подряд или раздельно. Аль-Абани также обратился к острой проблеме в Ливии, представленной лицами с двойным гражданством, поскольку в его проекте подчеркивалось, что глава государства должен быть родом из Ливии, его родители должны быть ливийцами, его возраст должен быть не менее 40 лет и не более 80 лет по григорианскому календарю, он не должен иметь второго гражданства, кроме ливийского. Последний пункт вызывает широкую полемику среди ливийских политических элит, некоторые из которых призывают принять во внимание тот факт, что противники покойного лидера Муаммара Каддафи были вынуждены искать убежище за границей, чтобы избежать притеснений и получить гражданство стран, в которых они проживают. В разгар этого спора об условиях выдвижения кандидатуры на пост президента раздавались голоса, призывающие перенести выборы на более поздний срок, который не был указан, — позиция, ранее отвергнутая 2-й Берлинской конференцией. Что касается России и Турции, они склонны откладывать решение по выводу наемников и иностранных военных сил, чтобы их войска дольше оставались в Ливии, служа их стратегическим целям.

Ну и собственно говоря, сам призыв к отсрочке выборов был озвучен и поступил от 21 члена ФЛПД, которые предложили провести референдум по конституции в день, назначенный для всеобщих выборов. Чтобы еще больше продлить жизнь переходного периода, инициаторы предложили, чтобы референдуму предшествовало формирование нескольких конституционных и политических комитетов для рассмотрения утверждения проекта конституции, который ранее (еще в 2017 г., а за ее основу был взят проект, разработанный еще в 2010 году) был подготовлен уходящим Учредительным комитетом, поскольку в случае несогласия принимается конституционная норма, подготовленная ФЛПД. Но вполне вероятно, что эта идея будет отвергнута большинством ливийцев, которые с нетерпением ждали окончания переходного периода и избрания новых властей, чтобы реформировать условия в стране и устранить серьезные диспропорции, от которых она страдает. Некоторые наблюдатели считают, что эта идея нравится главе ПНЕ Абдель Хамиду Дбейбе, чей дядя, бизнесмен Али Дбейба, входит в число подписантов этого предложения. За этим призывом скрывается продление срока действия временного Правительства национального единства до неустановленной даты после 24 декабря. Это вызвало недовольство спецпредставителя генерального секретаря ООН в Ливии Яна Кубиша, который еще раз обратился к членам ФЛПД, подчеркнув необходимость согласования механизма проведения выборов вовремя, «потому что это поручение от ливийского народа, которое нельзя повернуть вспять». В своем выступлении на встрече членов ФЛПД, состоявшейся в Женеве в конце недели, Я.Кубиш отметил, что на карту поставлено «единство, стабильность, мир и суверенитет Ливии». Как считает Р.Ханана, «когда ситуация в Ливии ухудшается, политики выступают с радужными проектами, направленными на то, чтобы выдвинуть людей, прокладывающих путь к возвращению тирании, с теми же старыми лицами, включая Сейфа аль-Ислама, сына Муаммара Каддафи, который разыскивается Международным уголовным судом». Сам Сейф аль-Ислам заявил в интервью, которое он недавно дал лондонской газете «Таймс», что он намерен вернуться к общественной жизни и баллотироваться на президентских выборах. Газета сообщила, что Сейф аль-Ислам недавно начал устанавливать ряд контактов с западными и российскими дипломатами, чтобы подтвердить свое желание после того, как он снова появился в общественной жизни, хотя он все еще должен предстать перед МУС. «Но согласятся ли ливийцы быть укушенными дважды из одной и той же змеиной норы?», — таким риторическим вопросом задается Р.Ханана.

Как следует из приведенных примеров, ситуация, когда звучат призыва о переносе даты выборов с 24 декабря на некий, более поздний срок, представляется более неоднозначной, чем происки ливийских «Братьев-мусульман» (запрещены в РФ), по мнению некоторых, спящих и видящих, как бы им сорвать выборы. Во-первых, в самой дате, 24 декабря, нет ничего сакрального и ее следует воспринимать как окончание переходного процесса и легитимного оформления уже не переходной, а новой власти. По большому счету, первой, начиная с 2011 года. Во-вторых, для интересов политической и экономической обстановки в Ливии, правительству Дбейбы, может быть, и в самом деле, было бы неплохо сохранить портфели, хотя бы до весны, а лучше – лета 2022 года. Толку от этого было бы не меньше, чем от прямых выборов президента.

62.89MB | MySQL:102 | 0,562sec