О причинах реформирования избирательного законодательства в Турции

Как полагают американские эксперты, предполагаемое  снижение в рамках инициативы правящего альянса Турции печально известного высокого избирательного порога страны расколет оппозицию и ослабит международную критику. Однако разрешение большему числу партий войти в парламент может привести к обратным последствиям, усложнив процесс выработки политики и расширив возможности экстремистов. 16 июля правящие в Турции Партия националистического движения (ПНД) и Партия справедливости и развития (ПСР) договорились в принципе законодательно закрепить избирательную реформу, которая снизит порог, необходимый для вхождения в парламент, с 10% до 5% голосов, что облегчит для небольших партий получение мест в парламенте на будущих национальных выборах. ПНД и ПСР также обсуждают реформирование избирательной системы Турции и избирательного порога для альянсов — и то, и другое может благоприятствовать более мелким партиям. 10-процентный избирательный порог Турции, установленный конституцией 1982 года (после военного переворота 1980 года), является самым высоким в мире и чрезвычайно затрудняет прохождение небольших партий в парламент. Это обстоятельство собственно и помогло альянсу ПСР-ПНД доминировать в парламенте после прихода к  власти ПСР в 2002 году. Фактически ограничительный  избирательный порог уже давно стал предметом критики в Соединенных Штатах и Европе, стимулируя опасения по поводу демократических достижений Турции. Связь нынешнего избирательного порога с переворотом 1980 года, а также его потенциал по отсечению небольших партий, таких как прокурдская Партия демократии народов (ПДН), способствовали формированию на коллективном Западе мнения о том, что   он предназначен для консолидации власти для правящей партии и отсечения демократических соперников. Контроль ПСР над парламентом и нынешние  условия голосования обеспечивают ей как средства, так и мотивы, соответственно, для проведения радикальных избирательных реформ. Опросы общественного мнения в июне 2021 года показали, что уровень электоральной поддержки ПНД может упасть ниже нынешних 10%, необходимых для вхождения в парламент, лишив ПСР жизненно важного союзника и стимулируя тем самым проведение срочных реформ, которые предотвратили бы такой сценарий. ПСР также предлагает другие реформы, такие как новое деление избирательных округов, что может благоприятствовать кандидатам ПСР. Это обусловлено опять же потерей электоральной поддержки правящей партии на фоне локдаунов в связи с пандемией коронавируса,   экономического кризиса, растущей инфляции и зависимости Центрального банка Турции от исполнительной власти.  Военные операции Турции в Сирии, Ливии и на Южном Кавказе также подвергли Анкару международной критике и подорвали столь необходимые настроения инвесторов. Если избирательный порог будет снижен до общенациональных выборов в Турции в 2023 году, то это может привести  к появлению более разнообразного парламента, что может подорвать единство оппозиции. Маргинальные партии также могут появиться в парламенте с большим влиянием на турецкую политику, что усложнит процесс выработки консолидированных решений.  Большая часть турецкого политического спектра привязана к 10-процентному порогу, и все меньше партий в этой связи действуют самостоятельно без привязки к созданию коалиций.  Экстремисты, от крайне левых курдских группировок до крайне правых ультранационалистов, таких как «Серые волки», также вынуждены участвовать в той или иной мере в альянсах с основными партиями, чтобы получить свою степень влияния в нынешней политической  системе Турции. Однако при более низком пороге парламент может столкнуться с большим количеством самостоятельных партий по всему разнообразному политическому спектру Турции, причем основные партии, такие как ПСР и Народно-республиканская партия (НРП), будут нуждаются в коалициях с небольшими партиями, чтобы получить контроль над парламентом. Эти партии могут потянуть Турцию к более крайним проявлениям или парализовать выработку политики. Кроме того, учитывая первый постпрезидентский режим Турции, более динамичный парламент может помочь создать неэффективное расколотое правительство, где одна фракция контролирует парламент, а другая — исполнительную власть.

В этой связи правящая коалиция стремится убрать или, скорее, минимизировать участие в предстоящих выборах своих основных конкурентов, в том числе и прежде всего прокурдскую ПДН. Конституционный суд в конце июня принял обвинительное заключение, направленное на роспуск прокурдской ПДН за предполагаемые связи с Рабочей партии Курдистана (РПК), что открыло путь к судебному разбирательству, которое может оштрафовать или навсегда закрыть третью по величине партию страны. Прокуроры в начале этого месяца подали второе обвинительное заключение после того, как первое было отменено высшим судом из-за ошибки и по юридическим соображениям. Суд также отклонил ходатайство о блокировке банковских счетов ПДН, на которые она получает финансирование через государственную казну. Запрещенная РПК была объявлена террористической организацией Турцией, Соединенными Штатами и Европейским союзом. По оценкам, с 1980-х годов в боях между турецкими войсками и этой РПК погибло более 40 000 человек. ПДН, имеющая 55 мест в парламенте из 600 членов, неоднократно отрицала какие-либо связи с РПК. За последние два года турецкое правительство начало репрессии против партии, отстранив от должности 50 мэров ПДН, задержав нескольких депутатов от партии и более 7000 членов партии по обвинению в терроризме. Дело против ПДН вскрыло трещины в правящей коалиции, состоящей из ПСР Р.Т.Эрдогана и ПНД Девлета Бахчели, которые в декабре прошлого года призвали закрыть прокурдскую партию и запретить ее за сепаратизм. Несмотря на то, что ПСР придерживается политики отказа от роспуска политических партий, Эрдоган не мог отказаться от требований Бахчели, разозлив многих внутри ПСР за нарушение самопровозглашенных принципов. ПСР также была подвергнута аналогичному судебному разбирательству в 2008 году за то, что «стала центром деятельности против секуляризма», в результате чего на нее был наложен крупный денежный штраф. В этой связи большинство местных экспертов считают, что на этот раз ПДН также может выжить, ограничившись с денежным штрафом, поскольку суд нуждается в одобрении двух третей членов, чтобы распустить ее.

52.46MB | MySQL:112 | 0,361sec