В последние месяцы наблюдается резкое потепление отношений между Иорданией и Сирией. 29 сентября Амман анонсировал скорое возобновление прямого воздушного сообщения с Дамаском спустя десятилетие блокады. Еще ранее официальные представители Иордании заявили о полном открытии всех пограничных пунктов с целью ускорения торговых обменов и экономической реинтеграции двух стран после затяжного вооруженного конфликта в Сирии. Об этом в частности сообщил министр промышленности и торговли Иордании.
В унисон были озвучены позитивные заявления сирийских властей о стремлении поскорее наладить и расширить сотрудничество с соседней страной по линии бизнеса, что поможет экономическому восстановлению и позволит привлечь столь востребованные сегодня прямые внешние инвестиции.
Существуют разные гипотезы относительно причин резкого смягчения риторики Аммана в отношении северного соседа в сентябре с.г. Но большинство экспертов сходятся во мнении что такая дружественная инициатива со стороны Иордании – что бы не стояло за этим шагом – была однозначно согласована с Вашингтоном, который с приходом администрации Джо Байдена вновь приобрел статус главного стратегического партнера и куратора иорданской внешней политики. Одной из наиболее вероятных версий по поводу «наведения мостов» с Сирией является лоббируемая США идея восстановления поставок египетского газа в Ливан для предотвращения топливного и экономического коллапса и главное — создания альтернативы поставкам иранской нефти по каналам «Хизбаллы». Это делается, чтобы сохранить влияние США и их западных союзников в Ливане. При этом, реализация этой задачи оказывается возможной только при условии задействования территории Сирии для транзита газа в Ливан. Что идет вразрез с американскими интересами в Сирии, поскольку подразумевает частичное восстановление торгово-экономического сотрудничества, пусть и не напрямую. Апофеозом этой инициативы явилась состоявшаяся ранее в сентябре четырехсторонняя встреча с участием Египта, Ливана, Cирии и Иордании, на которой удалось окончательно закрепить договоренности по восстановлению подачи газа по сооруженному 20 лет назад трубопроводу.
Другой вероятной версией инициативы Иордании по полноценному открытию границ с Сирией является факт активного лоббирования со стороны иорданского бизнеса. Несмотря на то, что ключевой контрольно-пропускной пункт Насер — Джабер на сирийско-иорданской границе возобновил свою работу сразу после окончания активных боевых действий в Сирии в 2018 году, довоенные объем двусторонней торговли в размере 1 млрд долларов США в год до сих пор так и не удалось восстановить. Более того, обострение с подачи местных боевиков военно-политического конфликта в приграничной сирийской провинции Дераа и ситуация с пандемией коронавируса приводили к периодическому блокированию границы. В последний раз обстановка в Дераа накалилась в конце июля — августе с.г., когда власти Иордании приняли решение временно закрыть пограничные пункты с Сирией. Тем не менее, впоследствии сирийским вооруженным силам удалось стабилизировать обстановку в Дераа, и вскоре движение грузового и пассажирского транспорта через сирийско-иорданcкую границу было восстановлено в полном объеме.
В сентябре с.г. стороны договорились о первом после начала конфликта визите представительной делегации из Дамаска в Амман в составе представиnелей профильных министерств – экономики, торговли, сельского хозяйства, водных ресурсов и энергетики – для обсуждения перспектив восстановления полномасштабной торговли и снижения тарифных барьеров и таможенных пошлин для наращивания объемов экспортно-импортных операций. Речь также идет о транзитных поставках товаров и услуг из стран Персидского залива в Турцию и Европу и обратно – здесь интересы Сирии и Иордании прямо совпадают, поскольку две страны служат важным транзитным мостом для товарообмена между этим экономическими блоками.
Нужно отметить, что одной из причин потепления торговых отношений между двумя странами является активное лоббирование со стороны крупного иорданского бизнеса. Ранее, он избегал контактов с сирийскими партнерами из-за опасения применения т.н. «Акта Цезаря», который был введен США в 2019 году и предусматривает серьезные санкции против иностранных компаний, которые торгуют с Дамаском. Сейчас, в новых условиях восстановления энергетического коридора между Египтом и Ливаном через Иорданию и Сирию при активном посредничестве США иорданский бизнес видит прекрасный шанс нивелировать действие американских санкций и рассчитывает на «зеленый свет» из Вашингтона на этом треке. Восстановление торговых и транспортных артерий через Сирию в Европу позволят смягчить экономическую изоляцию Иордании, которая еще более усилилась после введения ограничительных мер в связи с пандемией коронавируса. Сейчас у Иордании появляется прекрасный шанс восстановить интеграцию и получить доступ к важным рынкам Турции и Европы. Расширение торговли и транзита через Иорданию позволит отчасти стабилизировать экономическое положение страны и стать важным драйвером для ее развития. Других стимулов для ускорения экономического роста Иордании на горизонте не имеется, и зависимость страны от кредитов и грантов международных финансовых институтов продолжает расти наряду с ростом ее международных долговых обязательств. Для Дамаска такой прогресс в расширении торговых и экономических связей с соседней Иорданией также является важной победой, в том числе на дипломатическом фронте. Она создает неплохой прецедент для смягчений экономических санкций западных стран там, где это действительно нужно и взаимовыгодно. Кроме того, потепление сирийско-иорданских отношений – однозначный шаг вперед на пути реинтеграции Сирии в экономическую систему региона и возвращение к ней довоенного статуса важного транзитного игрока для восстановления связей между странами Персидского залива, Турцией и Европой.