Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (19 — 25 января 2009 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в зоне палестино-израильского конфликта. 21 января Израиль завершил вывод своих войск из сектора Газа, интенсивно шел процесс поиска путей политического урегулирования ситуации вокруг палестинского анклава.

Новый президент США Б. Обама проявляет высокую активность на ближневосточном направлении. 21 января, в свой первый рабочий день он провел телефонные разговоры с главой Палестинской национальной администрации М. Аббасом, премьер-министром Израиля Э. Ольмертом, президентом Египта Х. Мубараком и королем Иордании Абдаллой II, а 23 января — с королем Саудовской Аравии Абдаллой. Обама заявил о намерении активно участвовать в урегулировании арабо-израильского конфликта, подчеркнул необходимость обеспечения жителей Газы «жизненно необходимыми товарами и услугами». 23 января Б. Обама назначил своих специальных представителей по Ближнему Востоку и Афганистану – Пакистану. Спецпредставителем по Ближнему Востоку стал Дж. Митчелл, который в самое ближайшее время совершит первую поездку в регион, посетив Египет, Израиль и Палестинские территории, но без контактов с представителями движения ХАМАС. Со своей стороны, арабские страны выражают готовность позитивно сотрудничать с новой администрацией США, особенно по вопросам арабо-израильского урегулирования. Спецпредставителем президента США по Афганистану и Пакистану назначен Р. Холбрук. Важное место в политике США по-прежнему будет занимать Иран. Б. Обама назвал иранскую проблему «одной из самых больших проблем Америки».

19-20 января в столице Кувейта прошел первый арабский экономический саммит, на котором был одобрен целый ряд документов и проектов, направленных на улучшение экономической ситуации в арабских странах на фоне мирового финансового кризиса, расширение сотрудничества в различных областях экономики, финансов, в социальной сфере. В целом все эти документы носят общий характер. Важное место в работе кувейтского саммита занял вопрос о ситуации, сложившейся в регионе в результате последнего вооруженного противостояния между движением ХАМАС и Израилем. Осудив израильские действия, арабские лидеры подтвердили свое намерение оказать «всевозможную» помощь населению сектора Газа, а также потребовали «закрепления прекращения огня и отмены несправедливой блокады» анклава. Было заявлено о создании общеарабского «Фонда помощи в восстановлении Газы», который будет действовать, «координируя свою работу с Палестинской национальной администрацией». При этом фактически исключается какое-либо участие ХАМАСа в его программах и механизмах. Саудовский король Абдалла заявил, что его страна вносит в «Фонд» сумму в 1 млрд. долларов США. В Эль-Кувейте Абдалла также сообщил о примирении Саудовской Аравии и Египта с Сирией и Катаром. Однако, как видится, это заявление носит скорее декларативный характер, т. к. существующие между этими странами противоречия на деле очень далеки от урегулирования.

Обстановка в зоне палестино-израильского конфликта после согласия Израиля и движения ХАМАС прекратить боевые действия остается в целом стабильной. Обе стороны не допускают серьезных нарушений режима прекращения огня. 21 января завершился отвод израильских войск из сектора Газа. В то же время выведенные воинские части остаются на позициях вблизи границы с анклавом в повышенной боевой готовности на случай обострения ситуации. Правительство Израиля предупредило лидеров ХАМАСа о том, что армия будет наносить удары в случае возобновления боевиками обстрелов израильской территории. Постепенно нормализуется обстановка в секторе Газа. 21 января руководство движения ХАМАС объявило о возобновлении повседневной работы всех гражданских министерств и ведомств, а 24 января возобновился учебный процесс в школах. Ежедневно израильские власти пропускают в анклав до 200 грузовиков с гуманитарными грузами, но Евросоюз настаивает на примерно 500 машинах.

Активная политико-дипломатическая деятельность развернулась в направлении закрепления перемирия и ликвидации последствий израильского военного вторжения в Газу. 20 января палестинский анклав и юг Израиля посетил генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, назвавший последствия недавнего вооруженного противостояния «ужасающими» и «душераздирающими». В секторе Газа руководитель ООН призвал привлечь к ответственности виновных в массовой гибели палестинского гражданского населения, а в израильском Сдероте он обвинил ХАМАС в нарушении норм международного права, призвав обе стороны конфликта проявлять сдержанность для сохранения перемирия. Интенсивную посредническую деятельность по дальнейшей стабилизации ситуации вокруг Газы ведет Египет. На прошедшей неделе в Каире побывали делегации Израиля и ХАМАСа.

Одним из наиболее острых и активно обсуждаемых вопросов является пути и способы недопущения нелегального ввоза оружия в палестинский анклав. Министр иностранных дел Израиля Ц. Ливни подчеркнула, что «прочное и долгосрочное прекращение огня возможно лишь при полном прекращении контрабанды оружия в сектор Газа». О своем намерении присоединиться к усилиям по борьбе с нелегальной доставкой оружия в Газу заявили страны Евросоюза. Франция направит фрегат для патрулирования в международных водах вблизи побережья анклава. Администрация М. Аббаса также выразила готовность участвовать в борьбе с контрабандой оружия в Газу. Для перехвата судов с оружием для боевиков США подключили корабли 151-го оперативного соединения, действующего в Аденском заливе против сомалийских пиратов. В то же время в Каире заявили, что Египет не позволит иностранным боевым кораблям действовать в своих территориальных водах. Между тем сообщается, что в анклаве интенсивно ведутся работы по восстановлению туннелей на границе с Египтом, разрушенных израильской армией в ходе недавней операции. Палестинцы утверждают, что поскольку Израиль жестко контролирует границы, то подземные ходы являются единственной возможностью доставить в Газу продукты и горючее в достаточных количествах, а руководство движения ХАМАС заявило, что не намерено отказываться от наращивания вооружений своих боевых сил.

Острая дискуссия развернулась по вопросу о снятии Израилем блокады с сектора Газа. На этом настаивают арабские страны, Евросоюз и целый ряд других государств. Открыть КПП на границе с анклавом призвал Израиль и президент США Б. Обама.

Многие страны заявляют о готовности оказать финансовую и материальную помощь в восстановлении сектора Газа. Причем страны Евросоюза готовы участвовать в этом деле, но отвергают сотрудничество с ХАМАСом, видя в качестве партнера палестинское правительство национального единства, которое «основывается на консенсусе и объединяет все партии». ХАМАС же настаивает на том, что вся международная помощь должна проходить только через его структуры, не попадая в руки коррумпированного руководства ПНА. Лидер исламистов Х. Машааль также призвал европейские страны вступить в диалог с ХАМАСом.

Сложная обстановка сохраняется в Афганистане. По данным американского командования, в 2007-2008 гг. число нападений со стороны боевиков движения «Талибан» увеличилось на 40 процентов. Особенно ухудшилась ситуация на юге и востоке страны. Генеральный секретарь НАТО Я. де Хооп Схеффер заявил, что войска альянса, находящиеся в Афганистане, не сумели уничтожить террористов и помочь в строительстве демократии в этой стране. К тому же действия сил НАТО сталкиваются с растущим недовольством местного населения. И хотя руководство альянса утверждает, что окончательное урегулирования афганского конфликта лежит «в плоскости переговорного процесса», в 2009 г. в страну планируется дополнительно перебросить до 10 тыс. военнослужащих с задачей обеспечения безопасности в ходе подготовки и проведения президентских выборов. Еще более крупные силы – до 30 тыс. человек намерены направить в Афганистан США.

В то же время окончательно не решен вопрос о сроках проведения выборов нового президента Афганистана (сорок полномочий действующего главы государства Х. Карзая истекает 21 мая с. г.). Кампания по регистрации избирателей в 14 афганских провинциях стартовала еще в октябре 2008 г. и сразу же столкнулась со значительными трудностями, связанными главным образом с отсутствием безопасности. На минувшей неделе кампания по регистрации избирателей началась в южных провинциях, где многие районы контролируют талибы. Всего к настоящему времени удалось зарегистрировать мене 4-х млн потенциальных избирателей при населении страны примерно в 29 млн человек. В этих условиях избирательная комиссия настаивает на переносе выборов на осень 2009 г. Однако многие депутаты афганского парламента обвиняют избирком в недееспособности и требуют проведения голосования в сроки, определенные законом.

Президент России Д. Медведев заявил о готовности нашей страны сотрудничать с любым государством, в т. ч. с США в вопросах урегулирования проблем Афганистана, подчеркнув, что такое сотрудничество «должно быть равноценным и полномасштабным». По мнению Д. Медведева, «без учета национальных традиций, истории достичь успеха в развитии Афганистана, его перехода на цивилизованные рельсы невозможно». Президент России приветствовал намерение Б. Обамы объявить афганское направление одной из приоритетных задач своей политики. В ходе визита президента РФ в Ташкент Россия и Узбекистан высказались за проведение международной конференции по Афганистану под эгидой Шанхайской организации сотрудничества.

Силы безопасности Пакистана проводят на северо-западе страны в районах, прилегающих к границе с Афганистаном, крупную контртеррористическую операцию. Действия наземных сил поддерживает боевая авиация. Цель операции – ликвидация опорных баз вооруженных формирований, поддерживающих движение «Талибан» и «Аль-Каиду», вытеснение боевиков с пакистанской территории, восстановление стабильности и спокойствия в приграничных районах страны. Основные боевые действия развернулись в племенной области Мохманд, которая считается местом сосредоточения исламистских боевиков.

Генсек НАТО Я. де Хооп Схеффер, находившийся с визитом в Исламабаде, призвал правительство Пакистана приложить больше усилий в деле борьбы с терроризмом, подчеркнув, что «экстремисты, действующие на пакистанской территории, негативно влияют на ситуацию в Афганистане».

23 января ВС США вновь нанесли ракетный удар по пакистанской территории. В Исламабаде каждый раз выражают протест в связи с действиями американцев, однако, по мнению экспертов, между военными США и правительством Пакистана имеется негласная договоренность об американской помощи в борьбе с экстремистами.

Президент США Б. Обама провел 21 января встречу с высшим военным руководством страны для обсуждения ситуации в Ираке и выводе оттуда американских войск. Обама попросил военных приступить к дополнительному планированию, необходимому для того, чтобы «ответственным образом осуществить сокращение численности войск в Ираке». Как известно, в ходе предвыборной кампании Обама обещал вывести из Ирака боевые части ВС США в течение 16 месяцев, начиная с января 2009 г., а в своей инаугурационной речи он заявил, что США начнут «ответственным образом» передавать Ирак в руки самих иракцев. В Багдаде сообщили, что правительство страны разработало «чрезвычайный план действий» на случай ускоренного ухода из Ирака американских войск. По мнению премьер-министра страны Н. аль-Малики, вооруженные силы США покинут Ирак в срок менее трех лет (по соглашению между Багдадом и Вашингтоном войска должны быть выведены до конца 2011 г.).

Эфиопия 25 января официально заявила о завершении вывода войск (3000 чел.) из Сомали. По оценке эфиопского правительства, вооруженные силы страны полностью выполнили свои задачи на территории соседнего государства.

Приложение

 

 

О военном сотрудничестве стран-членов ССАГПЗ

 

 

Перманентно сложная военно-политическая обстановка в зоне Персидского залива и на Ближнем Востоке обусловливают повышенное внимание руководства стран-членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия) к вопросам военного строительства и укрепления своих вооруженных сил. Вместе с тем, учитывая слабость национальных военных потенциалов, нехватку людских ресурсов, а в ряде случае и общность угроз военной безопасности, аравийские монархии пытаются объединить усилия в сфере обороны и военного строительства, создать единое пространство безопасности в рамках Совета сотрудничества.

Интеграционные процессы в военной области в рамках ССАГПЗ начались в середине 80-х гг. вскоре после образования этой региональной организации. Совет сотрудничества, созданный первоначально в основном как орган экономического взаимодействия, довольно быстро стал использоваться для политических консультаций, а также сотрудничества в области безопасности и обороны. Этот процесс был ускорен ирано-иракской войной 1980-1988 гг.

В 1983 г. началось создание Объединенных вооруженных сил (ОВС) ССАГПЗ «Щит полуострова», подразделения которых разместили на саудовской территории. В этом же году проводятся первые совместные учения ВС аравийской «шестерки». Ежегодно стали проходить совещания министров обороны и начальников генштабов, консультации между представителями вооруженных сил. В 1984 г. была разработана совместная стратегия обороны государств-членов ССАГПЗ, положения которой предусматривали, в частности, оказание коллективной помощи любой стране Совета сотрудничества, если она подвергнется агрессии и создание ОВС. В 1987 г. было подписано соглашение о совместной обороне, которое, однако, носило ограниченный характер и не предусматривало реальных мер по созданию общего оборонного пространства.

События 1990-1991 гг. в зоне Персидского залива отчетливо продемонстрировали военную слабость аравийских монархий, их неспособность решать задачи по защите своего суверенитета и территориальной целостности от внешней агрессии со стороны сильного противника. Система обороны стран Залива в том виде, в каком она существовала в 1990 г., оказалась неспособной справиться с иракским вторжением в Кувейт.

В 1993 г. был утвержден план развития военного сотрудничества на период до 2000 г. Он предусматривал формирование сухопутного контингента ОВС, создание единой системы ПВО, общее повышение уровня боеспособности национальных армий. На деле же процесс создания ОВС ССАГПЗ в 90-е гг. в значительной степени пробуксовывал. Реально к концу десятилетия удалось сформировать сухопутный контингент численностью в 7 тыс. чел. Более динамично продвигалась реализация проекта создания объединенной системы ПВО «Щит мира», основу которого составила саудовская противовоздушная оборона. В 1997 г. была достигнута договоренность о создании единой системы волоконно-оптической связи между штабами и пунктами управления вооруженных сил аравийских монархий.

В 2000 г. страны аравийской «шестерки» подписали пакт о совместной обороне, базирующийся на принципах общей военной стратегии, разработанной в 1984 г. Документ, в частности, предусматривал формирование объединенных сил быстрого реагирования численностью 22 тыс. чел. (дивизия в 16 тыс. чел., части ВВС и ВМС) для отражения агрессии против любого государства-члена ССАГПЗ.

В 2001 г. вступила в строй система идентификации и слежения за самолетами «Пояс сотрудничества». Ее возможности позволяют осуществлять мониторинг воздушного пространства стран ССАГПЗ и прилегающих районов, а также лучше координировать действия сил ПВО. Система способна обеспечивать одновременное отслеживание нескольких сотен самолетов. До настоящего времени она является наиболее крупным совместным военным проектом аравийских монархий. Вместе с тем в эту систему не интегрированы национальные наземные силы ПВО и истребительная авиация.

В 2002 г. решено создать еще один орган по координации деятельности ССАГПЗ в оборонной сфере – Высший военный комитет по обеспечению коллективной безопасности и повышению обороноспособности.

В 2003 г. накануне американо-британского вторжения в Ирак страны ССАГПЗ направили в Кувейт совместный военный контингент численностью ок. 10 тыс. человек с целью обеспечения безопасности на территории этого государства на период ведения военных действий.

Регулярно проводятся совместные учения ВС аравийских монархий: «Щит полуострова» (сухопутные войска), «Сокол полуострова» (ВВС и ПВО), «Солидарность» (ВМС). Реализуются меры по принятию единых программ подготовки военных кадров. Решение этой задачи взяли на себя военная академия им. короля Абдель Азиза в Эр-Рияде, военная академия им. шейха Заида (ОАЭ) и военная академия Кувейта. Для этих учебных заведений разработана общая учебная программа. Имеется намерение создать единые учебные пособия для подготовки различных категорий военнослужащих.

И все же, несмотря на наличие большого числа договоренностей, соглашений и принятых согласованных решений, дело военной интеграции стран-членов ССАГПЗ идет очень медленно, а многие имеющиеся проекты в этой области пока еще далеки от своей практической реализации. Значительная часть мероприятий осуществляется формально. Отсутствует прогресс в деле интеграции систем управления вооруженными силами, связи, разведки, создания единой компьютерной сети.

До настоящего времени нет заметных подвижек в наращивании численности и боевой мощи ОВС «Щит полуострова», которые насчитывают ок. 6 тыс. чел. в составе двух саудовских бригад и отдельных подразделений от остальных членов ССАГПЗ. После крушения саддамовского Ирака у руководителей Совета сотрудничества появились сомнения насчет перспектив использования этого формирования. Тем не менее, в 2003 г. был одобрен план развития ОВС на период до 2015 г., который предусматривает повышение их боеспособности, создание объединенных сил быстрого реагирования, завершение ввода в строй систем раннего предупреждения («Щит полуострова») и связи («Закрытая дверь»). Численность ОВС планируется довести до 50 тыс. человек, примерно половина из которых будет дислоцироваться в Саудовской Аравии (Хафр-эль-Батин, Хуфуф) и ОАЭ (Фуджейра), а остальные на национальных территориях.

На ближайшую перспективу страны «шестерки» наметили завершить создание единой системы раннего радиолокационного обнаружения самолетов и баллистических ракет, запустить (с иностранной помощью) собственный разведывательный спутник, создать училище по подготовке военных летчиков. Продолжатся мероприятия по стандартизации вооружения, реализация которой затрудняется из-за многотипности имеющейся в аравийских армиях техники. Кроме того, по оценке зарубежных экспертов, интеграция стран-членов ССАГПЗ в оборонной сфере может получить развитие по следующим направлениям: расширение совместного военного планирования, улучшение боевой совместимости союзных армий, расширение взаимодействия в разведке, связи и управлении войсками, создание в перспективе объединенных ВВС и ПВО, развитие общей системы военного образования, совместное участие в международных миротворческих силах, осуществление согласованных мероприятий по оперативному оборудованию аравийского театра военных действий.

А пока же на сегодняшний день страны «шестерки» так и не разработали конкретной всеобъемлющей доктрины обеспечения коллективной безопасности, хотя основные подходы к решению данной проблемы были изложены в ряде официальных документов Совета сотрудничества и выступлениях руководящих деятелей организации. Отсутствуют единые подходы к порядку финансирования контингентов ОВС и различных военных программ. На решении данных проблем сказываются и возникшие в последние годы у многих аравийских стран финансовые трудности. Дальнейшему углублению военной интеграции в значительной степени препятствуют политические противоречия и отсутствие полного доверия между странами-членами ССАГПЗ, различное понимание каждой из них внешних угроз и источников военной опасности. В итоге каждое государство заботиться в первую очередь о собственной обороне, отодвигая решение вопросов обеспечения коллективной безопасности на второй план.

Таким образом, есть достаточно оснований полагать, что интеграция аравийских монархий в оборонной сфере по-прежнему будет продвигаться медленными темпами. Здесь же отметим, что двустороннее сотрудничество в военной области каждой из аравийских монархий с США явно превалирует над оборонным сотрудничеством в рамках Совета сотрудничества.

52.34MB | MySQL:103 | 0,566sec