О препятствиях для работы китайских частных охранных компаний в Афганистане и Пакистане. Часть 2

На территории Пакистана ранее действовали частные охранные компании (ЧОК) различных государств. Однако после ареста сотрудников частного подрядчика ЦРУ США, которые застрелили двух предположительно вооруженных мужчин в Лахоре в январе 2011 года, министр внутренних дел Пакистана Рехман Малик в 2012 году запретил иностранным охранным компаниям вести деятельность на территории страны. Это вынудило международные ЧОК, в том числе крупнейшую в мире британскую частную военную компанию G4S вывести свой штат из Пакистана. В свою очередь официальный Исламабад принял политическое решение обеспечивать охранную деятельность, используя только пакистанских поставщиков услуг – не менее 600 охранных компаний.

Разработанная нормативно-правовая база регулирует деятельность ЧОК по всей территории Пакистана. Согласно пакистанскому законодательству, зарубежным частным охранным и военным компаниям запрещено работать на территории страны, а местные компании должны соблюдать строгие правила отдельных провинций Пакистана. Сотрудники ЧОК могут носить оружие в Пакистане только при наличии соответствующей лицензии, документа о прохождении соответствующего обучения и регистрации оружия в национальном регулирующем органе. Примечательно, что регламентирующие документы столичной территории Исламабада и постановления провинций, которым должны подчиняться ЧОК, ограничены по сфере действия национальной территорией и не раскрывают вопросы импорта или экспорта деятельности охранных компаний. В постановлениях также не оговаривается вопрос иностранной собственности или совместных предприятий, в то время как «Постановление о компаниях» 1984 года разрешает иностранные инвестиции и создание совместных предприятий в целом, но не содержит конкретного упоминания о частных охранных компаниях.

Получить достоверную информацию о реальных масштабах деятельности китайских ЧОК в Пакистане проблематично. Некоторые компании, такие как Frontier Services Group и China Overseas Security Group (COSG), не скрывают, что работают в Пакистане. Например, руководство компания FSG заявляет, что ее северо-западное региональное подразделение оказывает охранные услуги в Пакистане, Афганистане (подтверждающие материалы на сайте компании отсутствуют), Казахстане и Узбекистане. На своем веб-сайте охранная компания COSG заявляет, что у нее есть филиал в Пакистане.

Хотя некоторые ЧОК предлагают только консалтинговые услуги, COSG в Пакистане в 2018 году сделала еще один шаг по продвижению охранных услуг. Пакистанский филиал компании, получивший название Pan-Asia Group, обучил группу охранников для обеспечения безопасности проживающих на территории страны граждан КНР. По словам регионального менеджера Pan-Asia Group Яна Лулея, в число этих граждан входят дипломаты, сотрудники пакистано-китайских предприятий и частные лица, находящиеся  в Пакистане по рабочим вопросам.

В аналитическом обзоре MERICS China Monitor отмечено, что ЧОК HuaXin ZhongAn раньше работала в Пакистане, организуя охрану журналистов китайского телевидения (с использованием местных отставных спецназовцев), освещавших похищения людей в Кветте в 2017 году.

Очевидно, китайские ЧОК становятся все более активными в Пакистане, что напрямую связано с ростом инвестиций, связанных с проектом Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК). Однако в данный момент нет общедоступных свидетельств того, что действующие в Пакистане китайские ЧОК действительно плодотворно работали в условиях боевой обстановки, скорее всего, потому, что их деятельность ограничена строгими национальными и региональными законами.

Таким образом, хотя иностранным ЧОК официально запрещено работать в Пакистане, такие компании, как COSG, FSG и HuaXin ZhongAn, очевидно, нашли юридические лазейки и продолжают предлагать консультации и практические услуги по обеспечению безопасности пакистанским партнерам. Тем самым они заполнили вакуум, образовавшийся на рынке в результате ухода западных ЧОК в 2012 году. Теперь эти компании конкурируют с местными частными поставщиками услуг безопасности за защиту проектов КПЭК. Учитывая сохраняющуюся нестабильность и растущие китайские инвестиции в Пакистан, вполне вероятно, что китайские ЧОК расширят свой бизнес в стране, воспользовавшись тем, что госпредприятия КНР предпочитают нанимать отечественные ЧОК.

Тем не менее, важно понимать, что использование китайских ЧОК в сопредельном Афганистане может нести в себе высокий конфликтный потенциал и быть сопряжено с дополнительными репутационными рисками для Пекина. Однако в данный момент это наиболее целесообразный из вариантов, которые может выбрать Пекин в случае принятия политического решения о возобновлении экономических проектов в Афганистане. Поэтому понимание того, какова структура китайских ЧОК, каковы их цели и задачи, какими внутренними, международными нормативно-правовыми актами и «правовыми рамками» третьих стран регулируется их деятельность сейчас актуально как никогда.

В настоящее время стратегия Китая в Афганистане в большей степени характеризуется стремлением «хеджировать» риски в сфере безопасности, исходящие с афганской территории. Поэтому опасения китайского правительства все больше вызывает влияние ситуации в Афганистане на стабильность в сопредельных странах Центральной Азии и Пакистане. Именно поэтому Китай будет продолжать оставаться в стороне от активной роли в афганском урегулировании, сосредоточившись исключительно на своих интересах в сфере безопасности, сделав одним из инструментов достижения своей цели частные охранные компании.

52.21MB | MySQL:103 | 0,804sec