К вопросу о конференции «Глобальная стратегия в оборонно-промышленном комплексе и авиации» в Анталье. Часть 1

4-5 декабря с.г. в г. Анталья состоялась конференция под названием «Глобальная стратегия (Турции) в оборонно-промышленном комплексе и авиации».

Выступавшими на церемонии открытия конференции стали министр иностранных дел страны Мевлют Чавушоглу, министр торговли Мехмет Муш, глава Управления по оборонной промышленности Исмаил Демир, глава Меджлиса турецких экспортеров Исмаил Гюлле, глава Союза экспортеров в сфере оборонно-промышленного комплекса и авиации Наки Полат и ряд других официальных лиц.

Имея в виду то значение, которое играет оборонно-промышленный комплекс в современной Турции, с учетом её внешнеполитических приоритетов и экономических задач, а также с учетом того, что турецкий ОПК и её флагман, БПЛА «Байрактар», — на «слуху» в Российской Федерации, в контексте событий на Украине, и даже стал предметом для обсуждения в ходе телефонного разговора 3 декабря с.г. между президентами В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом, имеет смысл обратиться к указанному мероприятию.

В ходе церемонии открытия Конференции, министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу заявил, что «турецкая оборонная промышленность играет важную роль в открытии возможностей для установления прочного мира в регионе». Подчеркивая свой (ставший уже классическим – И.С.) призыв к сильной дипломатии «на поле и за столом», Мевлют Чавушоглу отметил слудующее:

«Потому что нельзя быть сильным за (дипломатическим) столом, не будучи сильным на поле (то есть, на месте событий – И.С,). Чтобы быть сильным на поле, нужно иметь местную, национальную, эффективную и независимую оборонную промышленность. Я хотел бы здесь подчеркнуть три момента. Прежде всего, национальная оборонная промышленность незаменима для нашей национальной безопасности. Ибн Хальдун говорил, что география — это судьба наций. Мы живем в сложной географии. Для нашей национальной безопасности нам необходимо использовать дипломатию и нашу сдерживающую силу вместе. В прошлом, как вы знаете, мы ощутили важность местной и национальной оборонной промышленности в процессе подготовки к Кипрской миротворческой операции. У нас был неудачный опыт в этом вопросе в ходе нашей борьбы с терроризмом в прошлом. Даже союзники создавали проблемы с экспортом необходимой для нас продукции. Случилось так, что нам говорили – эту продукцию (вооружения – И.С.) вы здесь использовать не можете».

Заявив, что «плохие соседи становятся владельцами дома», Мевлют Чавушоглу указал, что сегодня Турция достигла 80% локализации в оборонной промышленности.

Далее Мевлют Чавушоглу заявил:

«Эта нация (то есть, турецкая нация – И.С.) никогда не оставляла свое будущее во власти других стран. С этого момента, с позволения Аллаха, мы будем прокладывать свой собственный путь. Мы не должны забывать, что, по мере того, как сила сдерживания растет, риск войны уменьшается. Ваши противники должны будут подумать по сорок раз, прежде чем действовать. Таким образом, сдерживание, опирающееся на силу, служит миру.

Во-вторых, оборонная промышленность также важна для нашей экономики. В то время, как изменение глобальных цепочек поставок создает связанные с поставками проблемы, это также создает возможности».

Объясняя, что успех экспортеров заставляет Турцию «гордиться», министр иностранных дел М.Чавушоглу подчеркнул, что Турция – больше не страна, которая является рынком для чужой продукции. По его словам, Турция стала страной, которая сама может экспортировать высокотехнологичную продукцию.

Свое выступление министр иностранных дел М.Чавушоглу продолжил следующим образом:

«Мы бьем рекорды по экспорту. В этом году экспорт оборонной промышленности приблизился к 2,8 миллиардам долларов. Наша оборонная промышленность также является движущей силой нашей занятости, поддержки и укрепления предприятий малого и среднего бизнеса. Многие продукты производятся и поставляются малым и средним бизнесом.

В-третьих, в области дипломатии, наша оборонная промышленность способствует нашим отношениям и нашей эффективности во внешней политике. Мы строим 4 корвета MİLGEM для Пакистана. Мы приближаемся к завершению процесса экспорта наших вертолетов ATAK на Филиппины. Наша эффективность растет вместе со всей нашей продукцией, доказавшей свои успехи на поле (боя – прим), со всей нашей продукцией, поставляемой на экспорт».

Мевлют Чавушоглу указал, что растет число стран, которые приобрели БПЛА (несущие вооружения и без вооружений) производства компаний Baykar и TAI, а также проявляют интерес к этому виду продукции.

При этом, Мевлют Чавушоглу указал, что БПЛА обозначили «смену парадигмы» в военной литературе, и продолжил свое выступление следующим образом:

«Как Турция, мы вносим в это важный вклад. Мы играем в этом ведущую роль. На последних встречах НАТО и ОБСЕ многие министры иностранных дел спрашивают меня: «Почему вы так успешны в этом вопросе?». Я говорю, потому что наши инвесторы, инженеры и ученые — очень умны. Важно, что Польша, закупившая у нас БПЛА в первый раз, добавила их в (свой) арсенал, как страны НАТО и члена ЕС. В настоящее время, многие страны-члены ЕС и НАТО заинтересованы в такой продукции (то есть в БПЛА – И.С.). Мы продолжаем наши контакты со многими странами в этом смысле. Сегодня, если открываются окна возможностей для прочного мира в нашем регионе, если достигается баланс в «поле», то это потому, что налицо та роль, которую играет продукция турецкого оборонно-промышленного комплекса».

Говоря о деятельности Управления  оборонной промышленности, Мевлют Чавушоглу пояснил, что у них есть «многогранное, многоплановое и многостороннее понимание дипломатии». Подчеркнув, что они внимательно следят за двусторонними соглашениями о сотрудничестве в оборонной промышленности, Мевлют Чавушоглу заявил, что они, как Министерство, продолжают свои инициативы по удовлетворению потребностей отрасли.

В частности, Мевлют Чавушоглу напомнил, что во время его последнего по времени  визита в Сеул было подписано письмо о намерениях в отношении поставки силовой группы, то есть двигателя и трансмиссии для национального танка Altay, и что они, как министерство, способствовали переговорам по подписанию меморандума о взаимопонимании между управлениями по оборонной промышленности Кореи и Турции.

Заявив, что они, как МИД, поддерживают отрасль на международных мероприятиях, Мевлют Чавушоглу отметил:

«Мы организовали параллельное мероприятие под названием «Оборонная промышленность» при участии Управления по оборонной промышленности (SSB) на первом дипломатическом форуме в Анталии (ADF) в июне. В марте 2022 года мы посвятим специальную сессию на втором Дипломатическом форуме в Анталье. На Саммите по сотрудничеству Турция — Африка Управление по оборонной промышленности представит свой стенд под названием «Космос и технологии»».

Также в своем выступлении министр иностранных дел Турции М.Чавушоглу заявил о том, что в структуре турецкого МИДа будет создан Департамент, ответственный за развитие оборонной промышленности. Он пояснил, что ответственным за это будет заместитель министра иностранных дел Явуз Селим Кыран.

Хотя 100-процентный рост экспорта является значительным, доля этого ОПК в общем экспорте Турции все еще очень мала. Об этом заявил глава Управления по оборонной промышленности Турции Исмаил Демир.

Он подчеркнул, что на экспорт в этой сфере оказывает свое влияние множество факторов, включая отношения между странами, восприятие, конъюнктуру, развитие ситуации в клиентских странах, влияние событий, происходящих в мире.

Цитируем главу турецкого ведомства:

«Мировоззрение Турции, ее сила и глобальное видение могут открыть нам путь в этом отношении. Образ и восприятие нашего президента среди мировых лидеров имеют для нас большую ценность в этом отношении. Мы знаем, что почти что в каждом своем зарубежном визите, в ходе как каждой встречи на уровне лидеров, вопрос оборонной промышленности, занимает место на первом месте и внимательно им (президентом – И.С.) рассматривается. Мы благодарны нашему государству за поддержку на самом высоком уровне как с точки зрения развития нашей промышленности, так и с точки зрения открытия ее экспорта».

Объясняя, что экспорт отрасли осуществляется по трем направлениям, таким как: легкое оружие и гладкоствольное охотничье оружие, гражданская авиация, военное оружие и снаряжение, Исмаил Демир подчеркнул, что каждое из этих направлений должно оцениваться отдельно и стратегически развиваться.

Выражая необходимость разработки конкретных стратегий для разных стран в исследованиях экспорта, Исмаил Демир указал, что в рамках нынешней Конференции будет рассмотрен ряд вопросов, таких как возможности финансирования, лоббистская деятельность и организация работы в целевых странах.

Заявив, что турецкие оборонные компании не должны конкурировать друг с другом на внешних рынках, Исмаил Демир подчеркнул: «Мы поставили этот вопрос в повестку дня и, как Управление оборонной промышленности, мы будем за ним следить».

Следующим, к чьему выступлении на мероприятии хотелось бы обратиться, является министр торговли Мехмет Муш.

Отметив, что оборонная и аэрокосмическая промышленность также входит в число секторов, имеющих стратегическое значение для Турции, Мехмет Муш указал: «Я могу с удовлетворением сказать, что наша страна в настоящее время быстро продвигается, чтобы иметь право голоса в этой отрасли в мире. По расходам и по экспорту оборонной промышленности в мировом масштабе лучше видно положение нашей страны».

Объясняя, что объем рынка оборонной промышленности в мировом масштабе достиг 2 трлн долларов, Мехмет Муш отметил, что Турция занимает 14-е место в списке, в который также входят такие страны, как США, Россия, Испания, Южная Корея и Израиль.

Заявив, что в списке 100 крупнейших компаний мира в 2021 году, с учетом доходов, оказалось две турецкие оборонные компании, Мехмет Муш заявил, что «эти успехи вызывают в Турции гордость».

Министр торговли Мехмет Муш заявил, что турецкая экономика пережила уверенное восстановление в 2020 году, благодаря ускорению вакцинации в мире, увеличению внешнего спроса и доходам от услуг.

Отметив, что высокие показатели роста продолжились и в этом, 2021-м, году, турецкий министр Мехмет Муш отметил следующее:

«Наша страна выросла на 7,2% в первом квартале 2021 года, на 22 % во втором квартале и на 7,4% в третьем квартале (имеется в виду рост ВВП, однако, видимо речь, все же идет о ВВП, выраженном в текущих цена в турецких лирах – И.С.). Наш экспорт продолжал быть локомотивом этого сильного роста. Фактически, наш экспорт увеличился на 33,4% по сравнению с ноябрем прошлого года. Он был реализован на 21,5 млрд долл. с ростом, и, таким образом, был достигнут самый высокий ежемесячный рекорд в истории республики. Кроме того, наш экспорт в стоимостном выражении за последние 12 месяцев достиг 221 млрд долл., что намного превышает наши цели. Эти цифры показывают, что Турция продолжает расти, производя и экспортируя то, что она производит за границу. Наша конечная цель — навсегда исключить дефицит текущего счета из нашей повестки дня путем сокращения дефицита внешней торговли за счет производства и экспорта на основе НИОКР и инноваций».

Также министр торговли М.Муш отметил, что «2021 год также станет годом восстановления для оборонной промышленности».

Подчеркнув, что экспорт сектора достиг 2,8 млрд долларов в период с января по ноябрь этого года, министр торговли Турции Мехмет Муш сказал, что существует высокая вероятность закрытия года с 3 млрд долларов.

Заявив, что они, как Министерство торговли, предпримут дополнительные шаги для дальнейшего развития экспортного потенциала в рамках «Стратегии дальних стран» (речь идет о 15 странах, расстояние до которых составляет от Турции более 8 тыс. км, которые включены Турцией в свои программные документы в категории, выражаясь фигурально «экспорт дальнего радиуса действия»; к этим странам отнесены: США, Бразилия, Китай, Индонезия, Филиппины, Южная Африка, Южная Корея, Индия, Япония, Канада, Малайзия, Мексика, Чили, Таиланд и Вьетнам — И.С.), которая будет обнародована позже, Мехмет Муш заявил:

«В рамках 11-го Плана развития, подготовленного в соответствии с нашей государственной политикой, поставлена цель по удовлетворению потребностей оборонной и аэрокосмической промышленности за счет отечественного производства. Согласно Плану, оборонно-промышленный комплекс входит в число приоритетных целей. В нем поставлена задача по тому, чтобы удовлетворять потребности наших Вооруженных сил и сил безопасности за счет национальных технологий и местных возможностей в максимальной степени, с достижением постоянного развития, а также по тому, чтобы наращивать экспорт оборонной промышленности».

Упомянув, что в турецкой оборонной промышленности до 1990 года существовала структура, зависящая от импорта, Мехмет Муш сказал, что была принята модель совместного производства наземных и воздушных транспортных средств, таких как боевые бронированные машины, легкие транспортные и базовые учебно-тренировочные самолеты, и грузовые вертолеты. в период 1990-2000 гг.

Отметив, что процесс проектирования ключевых платформ, таких как MİLGEM, Anka и Hürkuş, частично начался в 2000-х годах, Муш отметил, что после 2010 года продукты «отечественного и оригинального дизайна» начали разрабатываться с такими проектами как местный вертолет, местный военный самолет, Göktürk-3 (турецкий спутник связи и наблюдения – И.С.).

Подчеркнув, что ограничения, с которыми Турция столкнулась в прошлом, сделали Турцию в долгосрочной перспективе самодостаточной страной, Мехмет Муш продолжил следующим образом:

«Показатели локализации увеличились с 25% в 2006 году до 75 % сегодня. Эта цифра показывает, насколько велик потенциал турецкой оборонной промышленности. Если мы посмотрим на последние 14 лет, то товарооборот нашей оборонной и аэрокосмической промышленности, который составлял 1,3 млрд долларов в 2002 году, достиг 5 млрд долларов, наш оборонный и аэрокосмический экспорт достиг 2,5 млрд долларов с 247 млн долларов, а наши расходы на НИОКР достигли 904 млн долларов с  49 млн долларов. Турция очень далеко продвинулась в области производства бронированных машин, вооруженных и невооруженных беспилотных летательных аппаратов, в рамках мер национальной безопасности и борьбы с терроризмом».

Заявив, что обороноспособность, усиленная «отечественной и национальной промышленностью», будет защитником интересов страны и гарантией стабильности стран в регионе, Мехмет Муш указал:

«Турция с ее сильной армией, огневой мощью и современным отечественным оружием, является большим сдерживающим фактором в своем регионе. К 100-летию нашей республики, как и во многих других отраслях, мы продолжим наше решительное движение в оборонной и авиационной промышленности все вместе, чтобы реализовать видение Турции как производящей и экспортирующей страны. Как Министерство торговли, мы будем работать со всем своим рвением, чтобы (оборонная – И.С.) отрасль достигла своей экспортной цели в 10 млрд долларов».

52.26MB | MySQL:103 | 0,892sec