Алжирский парламент ищет виновных в продуктовом кризисе

После наступления нового 2022 года продуктовый кризис в Алжире дополнительно усугубился. На фоне продолжающегося увеличения стоимости товаров первой необходимости параллельно все чаще отмечается их дефицит. Особенно это касается молока и молочных продуктов, растительного масла, картофеля, сахара и даже хлебобулочных изделий.

О степени нарастания кризиса свидетельствует то, что 8 января Совет нации АНДР (верхняя палата алжирского парламента) принял решение создать «парламентскую комиссию по расследованию нехватки товаров широкого потребления».

По данным верхней палаты парламента, «Комиссия начнет расследование с разработки краткосрочной программы действий в соответствии с действующими государственными правовыми нормами» и Совет Нации напоминает о действии с ноября 2021 года закона «О борьбе с незаконной спекуляцией», предусматривающего ужесточение за это ответственности до 30 лет лишения свободы.

Ее появление связано с валом обращений в различные властные инстанции рядовых алжирцев «в течение последних нескольких дней», жалующихся им на невозможность достать эти продукты в розничных магазинах по официальной стоимости, на «спекулянтов», торгующих ими по завышенной стоимости «из-под полы», и на неисполнение антиспекулятивных законов.

В результате хлеб, который должен по закону стоить 10 динар, реально продается по 15 – 20 динар за багет, пакет молока, официально стоящий 25 динар, в розничной торговле встречается и по 120 динар. Пятилитровая бутылка масла, цена которой не должна была превышать 650 динар (4.46 доллара), реально достигает 900 динар (6.5 доллара), но даже и по такой цене эти товары достать не всегда возможно, поскольку из-за опасений уголовного преследования «за спекуляцию» нередко эту продукцию продают лишь проверенным покупателям.

Между тем, самая популярная официальная версия подобного положения дел – «происки спекулянтов», «последствия пандемии» и «слухи, распространяемые в том числе в социальных сетях, вызывающие избыточную скупку продуктов».

Между тем, согласно заявлению 6 января премьер-министра и министра финансов Аймена Бенабдеррахмана, «нехватка масла, которого имеются достаточные объемы на складах, вызвана сбоем в распределении – ежедневные национальные потребности составляют 1600 тонн в день, в то время как производственные мощности оцениваются в 2000 тонн». Соответственно, глава правительства обещает «вернуть страну к нормальной жизни» уже в ближайшие дни.

Однако на практике всё обстоит не так радужно, как этому видится премьер-министру, поскольку проведенные контрольными органами рейды по оптовым складам не обнаружили вообще данной продукции, в частности, растительного масла.

При этом розничные торговцы ссылаются на отказ «оптовиков» продавать им обычное пищевое рафинированное масло, цены на которое для потребителей ограничены по закону как на субсидируемый товар, на котором почти невозможно сделать прибыль и потому закупать его для продажи невыгодно.

Причины подобного положения дел по данным торговцев состоят в том, что владельцы оптовых складов сознательно не желают приобретать субсидируемые товары, поскольку их плохо берут розничные магазины и потому заполнять площади нереализуемым товаром нерентабельно. Причем те и другие оправдываются тем, что установленный государством потолок цен лишает их возможности извлекать прибыль.

И, чтобы не подвергнуться карам государства, розничные магазины берут субсидируемую продукцию в очень ограниченном количестве, для отвода глаз контрольным органам, поскольку по закону они обязаны ее реализовывать.

Что касается молока и молокопродуктов, то данный кризис, как мы писали ранее, вызван вмешательством самих представителей властей АНДР во внешнюю торговлю в первую очередь из-за курса президента страны Абдельмаджида Теббуна по «уменьшению иностранного импорта» с целью снижения оттока капиталов.

Ассоциация алжирских производителей напитков (APAB) официально предупредила премьер-министра и министра торговли о негативных последствиях этой меры, но мнение ее представителей учтено не было.

Результатом этого стала приостановка с августа 2021 года импорта сухой молочной смеси, из которой и производится пакетированное молоко, что привело к приостановке их производства и росту дефицита. В декабре алжирские власти отменили прежние ограничения, но для восстановления нарушенных торговых цепочек потребителям придется дожидаться марта 2022 года.

Установит ли их вину в этом парламентская комиссия? Предположим, что в лучшем случае снова достанется абстрактным спекулянтам, а в худшем – бизнесу, что еще больше усугубит нынешнее положение.

Заметим, что наблюдается дефицит лишь субсидируемых государством продуктов. Впрочем, с прочими товарами картина немногим лучше – они как мясо или рыба по стоимости становятся все более недоступными для рядового потребителя. Однако рост стоимости наблюдается и по продуктам с фиксированными государством ценами.

В связи с этим руководство молочного производства Summam, одного из немногих еще работающих в стране, указав на «стремительный рост цен на все товары (сахар, молоко, картон, пластик…) на мировом рынке», также решило «повысить цены на свою продукцию с 5 января 2022 года. Властям следует знать, что цены на это сырье значительно выросли на мировом рынке. За год цена одной тонны сухого молока выросла на 38.46% с 2600 до 3600 долларов. К этому следует добавить рост тарифов на морские перевозки, из-за чего стоимость доставки тонны товара за последние два года выросла с 85 до 285 долларов, в том числе из-за пандемии коронавируса».

Причем даже ожидаемое прибытие новозеландского сухого молока с большой долей вероятности не приведет к исчезновению проблемы. Так, владельцы молочных заводов в связи с их остановкой отправили многих работников в «технический отпуск», сильно урезав им зарплату, а то и вовсе оставив их без нее. Некоторые из них уже нашли другую работу и к весне 2022 года, когда необходимый объем сырья прибудет в Алжир, данную отрасль могут покинуть многие профессионалы. Соответственно, это также может заметно воспрепятствовать восстановлению производства.

Между тем, ряд владельцев магазинов вынуждены закрывать их или перепрофилировать свой бизнес, поскольку бесконечно увеличивать стоимость продаваемой ими продукции тоже невозможно из-за неспособности большинства алжирцев платить больше.

И в результате отмечаемые с начала января 2022 года дополнительные продовольственные проблемы, связанные с ростом цен на растительное масло, молоко и их исчезновение только усилили гнев потребителей. Их предложение в данной ситуации – «отпустить» цены, но алжирские власти опасаются того, что это обрушит «классовый мир» в стране.

Одновременно Министерство торговли АНДР получило фактический ультиматум от пекарей, требующих поднять официальную стоимость багета хлеба с 10 до 15 динар. Дело в том, что себестоимость его производства составляет 12 динар и им необходимо компенсировать другие свои издержки, включая рост стоимости рабочей силы, газа, топлива, электричества, дрожжей и прочих компонентов для его производства.

Аналогичные требования выдвигают властям и производители других пищевых продуктов.

Пока их представители не демонстрируют желания идти навстречу требованиям бизнеса. В связи с этим премьер Аймен Бенабдеррахман заявил о намерении сохранить основные постулаты прежней субсидиарной политики, заявив, что на ее сохранение в 2022 году выделено почти 17 млрд долларов, что составляет 19.7% государственного бюджета и 8.4% валового внутреннего продукта (ВВП) страны.

Однако как мы видим, никакого положительного влияния на благосостояние алжирцев и торговлю страны она не имеет, и соответственно, в Алжире все чаще звучат голоса в пользу того, что лучше отменить не работающую систему субсидирования продуктов и попросту раздать эти средства и в расчете на 45.1 млн алжирцев это составляет более 370 долларов на человека. К примеру, для обычной семьи из пяти человек получение дополнительного дохода почти в 1850 долларов или в среднем 160 долларов в месяц было бы очень серьезным подспорьем.

А пока неспособность справиться с продуктовым кризисом представляет для алжирских властей очень серьезный вызов. И если в ближайшее время они не найдут приемлемого решения, от чего во многом зависит дальнейшая внутриполитическая стабильность страны, которой так гордятся лидеры АНДР, она рискует столкнуться с беспрецедентным ростом протестов.

62.86MB | MySQL:102 | 0,517sec