На прошлой неделе появилась статья известного французского специалиста по Магрибу Франсиса Гильеса. Старший научный сотрудник Барселонского центра международных отношений Ф.Гилес специализируется на вопросах безопасности, энергетики и политических тенденциях в Северной Африке и Западном Средиземноморье. Статья была посвящена проблемам потери французского влияния в Северной Африке на фоне усиления соответствующего авторитета России и Турции.
В статье констатируется, что Москва за прошедший год еще больше укрепила свои позиции на Ближнем Востоке и в Северо-Западной Африке. На этом фоне Париж теряет влияние во всем регионе, в основном в странах, которые были его бывшими колониями. Два фактора ослабили позиции Франции.
- Выборочное отстранение СШАот региональных дел ослабило влияние Европы на Северную Африку и Сахель на фоне внутренних разногласий в ЕС, в частности, резко отличающейся политики, проводимой Францией и Италией в Ливии.
- Южные соседи Европы также переживают медленный процесс укрепления своего национального суверенитета и диверсификации своих партнеров в области безопасности и экономики.
Провал французской политики в Ливии и Мали и ее неправильное управление отношениями с Алжиром, ключевым военным игроком в регионе, иллюстрируют более широкий провал европейского стратегического мышления об Африке. Переосмысление своих стратегических интересов в регионе, где неоколониальные стереотипы слишком часто, по — видимому, лежат в основе политики Франции, особенно необходимо в то время, когда Турция, Китай и Россия, которые в прошлом проявляли мало интереса к региону, сейчас активно развивают свои экономические, торговые интересы и интересы безопасности. Короче говоря, французские дипломатические алгоритмы устарели. Важно и принципиально: ведущая роль Франции в поддерживаемой НАТО военной интервенции в Ливию в 2011 году разделила Западную Европу. Италия, бывшая колониальная держава, была недовольна ролью лидера, которую Франция взяла на себя в качестве главной сторонницы свержения Муаммара Каддафи. Последующая поддержка Францией командующего Ливийской национальной армии Халифы Хафтара подпитала ливийский конфликт и подтолкнула его попытаться захватить Триполи. Позиция Франции также открыла двери для ОАЭ и России, которые присоединились к поддержке Хафтара. Это непосредственно привело к открытому вмешательству Турции в конфликт, начавшемуся в январе 2020 года, что сыграло на руку России. Франция поспешила осудить турецкое вмешательство, умолчав при этом о роли в ливийском досье своих арабских союзников. Такая политика президента Э.Макрона привела в ярость Алжир, лидеры которого выступают против вмешательства в дела Северной Африки государств за пределами региона. Такой разрыв в отношениях выразился в конкретном экономическом ущербе: Франция лишилась алжирского воздушного коридора для снабжения своего контингента в Сахеле, не говоря уже об отказе алжирцев от покупки французской пшеницы в пользу российской. В целом, провал плана Франции по приведению Хафтара к власти подорвал доверие и влияние Европы в конфликте, оставив Россию, Турцию и ОАЭ во главе этого процесса. Зацикленность Макрона на Турции проникла и в другие области политики, например, когда он недавно сравнил «колонизацию» Алжира в османскую эпоху Турцией с французским колониальным правлением с 1830 по 1962 год. На самом деле османское присутствие возникло в результате просьбы местной элиты Алжира во время вторжения Испании. Такое переписывание истории Макроном привело в ярость как президента Алжира, так и оппозиционных деятелей; объединение таким образом враждующих политических группировок Алжира стало итогом такого шага Франции, усложнив реализацию двусторонних соглашений о безопасности. На этом фоне Алжир продолжает поддерживать хорошие отношения с другими средиземноморскими государствами ЕС. Алжирская национальная нефтяная компания Sonatrach недавно подписала соглашение о разведке нефти и газа на сумму 1,4 млн долларов с итальянской ENI, укрепив давние экономические связи и связи в области безопасности между двумя странами. Отношения Испании с Алжиром также остаются стабильными, несмотря на закрытие газопровода Магриб-Европа в конце прошлого года. Таким образом, противоречия французской политики в регионе вряд ли будут способствовать продвижению ее долгосрочных интересов. Алжир озадачен снисходительностью Макрона к российскому военному присутствию в Ливии и, возможно, в Мали в будущем. Россия, ключевой поставщик вооружений и военной техники в Алжир, решительно выступала против оппозиционного движения «Хирак2 в период его расцвета три года назад, и эта политика, возможно, не отвечает долгосрочным интересам Франции. Многие западноафриканские лидеры считают, что интервенционизм Франции усугубил многие конфликты, которые на Западе часто преподносятся как «джихадисты против всех остальных» — чрезмерное упрощение ситуации, которое затрудняет понимание многоуровневой природы локальных кризисов, бушующих в обширном регионе Сахеля. В Мали местной элите уже становится ясно, что конфликт не будет решен одними военными средствами; он гораздо сложнее. В то время как некоторые малийские политики призывают к переговорам с вооруженными сепаратистскими группами, цели которых на местах, как правило, носят более локальный и криминальный характер, чем религиозные или идеологические взгляды, Париж не согласен с этим подходом, и этот момент является одной из ключевых причин, почему его западные союзники неохотно примыкают к общей военной кампании с Францией в регионе. Поскольку Франция сейчас выводит свои войска из Мали, у малийских лидеров возникнул соблазн обратиться к российской ЧВК «Вагнер», что не принесет долгосрочной стабильности и точно не отвечает интересам Парижа.
В этой связи очевидно, что сейчас более чем когда-либо французским политическим алгоритмам необходимо адаптироваться к 21 веку. Разработка согласованной стратегии в Северной и Северо-Западной Африке — нелегкое дело в эпоху, когда давние союзы и постколониальные сферы интересов уступили место транзакционной дипломатии. У Франции сейчас меньше козырных карт в Магрибе, чем было совсем недавно, в 2011 году, и она не может более игнорировать растущее влияние в регионе Турции и России. Никогда еще потребность в серьезных стратегических дебатах между Францией, ЕС и Алжиром не была такой острой. Что необходимо, так это серьезное переосмысление стратегии Франции в отношении региона, с которым ее связывают общая история, культура, экономика и безопасность. Это стратегия должна быть синхронизирована с другими европейскими державами, такими как Италия, Испания и Германия, если Париж реально заинтересован в создании устойчивой стратегической базы развития в Магрибе.