Ситуация в Ливии: декабрь 2021 г.

Несмотря на то, что к 1 декабря были известны все кандидаты перед назначенными на 24 декабря президентскими выборами в Ливии, наличие острейших разногласий между двумя лагерями порождало множество сомнений относительно того, что они состоятся. Центральная избирательная комиссия (HNEC) в Триполи заявила о готовности организовать выборы. Она опубликовала первый список кандидатов и приступила к выдаче карт избирателей. Упоминание – первый список – появилось в связи с тем, что были поданы иски против некоторых кандидатов, и в частности, против кандидатуры премьер-министра Абдель Хамида Дбейбы, что предполагало возможность его изменения. К началу декабря карты избирателей получили около 2,4 млн ливийцев, однако избирательная кампания не начиналась, а на нее законом о выборах отводилось две недели после публикации окончательного списка кандидатов.

Ранее глава МВД (Триполи) Халед Мазен предупредил, что «непрекращающиеся инциденты в плане безопасности и подъем уровня насилия и агрессии могут подорвать усилия по обеспечению безопасности голосования, и это будет иметь прямое влияние на проведение выборов и наше обязательство провести выборы в заявленные сроки».

1 декабря апелляционный суд Триполи отверг два иска, авторы которых пытались опротестовать возможность баллотирования на президентских выборах премьера А.Х.Дбейбы. Иски были поданы двум другими кандидатами, в том числе бывшим главой МВД Фатхи Башагой. Последний справедливо указал на то, что премьер не ушел со своего поста за три месяца до выборов, как это предусмотрено ливийским законодательством, и как, например, это формально сделал бывший командующий Ливийской национальной армией Халифа Хафтар. Более того, при назначении на пост главы правительства А.Х.Дбейба обещал не баллотироваться на выборах. Таким образом апелляционный суд Триполи решил, что премьер может оставаться в списках кандидатов на избрание на пост президента Ливии.

Уроженец Мисураты 62-летний предприниматель А.Х.Дбейба был назначен в феврале 2021г. на пост главы временного правительства национального объединения (ПНО) на переходный период, организованный под эгидой ООН. Вместе с Президентским советом А.Х.Дбейба должен был объединить институты, относящиеся к правительствам Ливии в Триполи и Тобруке, а также организовать президентские и парламентские выборы.

2 декабря суд второй инстанции г.Себха подтвердил право Сейф аль-Ислама Каддафи – сына Муаммара Каддафи – участвовать в качестве кандидата в президентских выборах. Ранее HNEC отвергла его кандидатуру как якобы несоответствующую закону. Это решение суда приветствовали десятки сторонников Сейф аль-Ислама, собравшиеся перед зданием суда. Ранее сторонники Х.Хафтара в течение нескольких дней мешали адвокату Сейф аль-Ислама подать апелляцию после того, как 24 ноября HNEC приняла соответствующее решение, а также препятствовали судьям войти в здание.

8 декабря базирующийся в Триполи Высший госсовет (ВГС) Ливии (аналог сената) предложил перенести президентские выборы на февраль 2022 г. в связи с разногласиями между Триполи и Тобруком. Как заявил на пресс-конференции в Триполи первый заместитель спикера ВГС Омар Бошах, «весь политический процесс рискует быть подорванным» в случае проведения президентских выборов в назначенные сроки из-за «напряженности, взаимного презрения сторон и иностранного вмешательства». Если выборы состоятся 24 декабря, «их результаты не будут приняты», предупредил он, предложив провести президентские выборы одновременно с парламентскими в феврале 2022 г.

ВГС также предложил провести президентские выборы на основании списков кандидатов, в каждый из которых должны были войти имена четырех человек – главы Президентского совета, двух его заместителей и премьер-министра. Срок действия их мандатов предлагалось сделать в 4 года без права переизбрания. ВГС должен был определить прерогативы Президентского совета и премьера.

11 декабря HNEC приняла решение отсрочить публикацию окончательного списка кандидатов на избрание на пост президента, что сделало маловероятным проведение выборов главы государства в назначенные сроки. При этом не была названа новая дата публикации списка.

12 декабря ПНЕ заявило о своей готовности к проведению президентских выборов 24 декабря, а также представило меры, которые предполагалось предпринять, чтобы обеспечить их надлежащее проведение. «Правительство не жалеет усилий для того, чтобы поддерживать HNEC. У нас есть возможность сделать 24 декабря историческим днем», — заявил Рамадан Абу Джнах, ставший исполняющим обязанности премьера после того, как А.Х.Дбейба выдвинул свою кандидатуру на избрание. При этом по состоянию на 14 декабря по прежнему отсутствовал официальный список кандидатов, а избирательная кампания не начиналась, поскольку, похоже, в HNEC не хотели, чтобы в список попали Сейф аль-Ислам и Х.Хафтар. По состоянию на 20 декабря также ничего не изменилось, хотя складывалось впечатление, что в список могли попасть 17 кандидатов.

В целом, было похоже, что мировое сообщество стремилось любой ценой провести выборы в Ливии в назначенные сроки, не беря в расчет риски, связанные с ними, и главный из них – примут ли результаты выборов проигравшие, особенно с такими неоднозначными кандидатами, как Сейф аль-Ислам Каддафи, Х.Хафтар или А.Дбейба? А неприятие результатов выборов было заведомо чревато новой войной.

Как бы подчеркивая эти риски, 14 декабря в центре Себхи вспыхнуло боестолкновение между местными полицейскими и близким к Х.Хафтару милицейским формированием «Аль-Карама» во главе с Мабруком Сахбаном. Бой начался после того, как бойцы «Аль-Карамы» под угрозой применения оружия (а у них были артиллерия и танки) захватили 11 внедорожников, предназначавшихся для полицейских. В ходе боя были погибшие и раненые. Джипы были направлены на авиабазу «Брак» к югу от Себхи.

16 декабря вооруженные группы, контролирующие Триполи, устроили демонстрацию силы, выставив блок-посты в ряде кварталов столицы. Таким образом они отреагировали на принятое Президентским советом решение снять прежнего военного командующего в регионе Триполи генерала Абдельбассета Маруана, занимавшего эту должность несколько последних лет. В акции приняли участие бригады, относящиеся как к министерству обороны ПНЕ, так и МВД. Новым военным командующим в регионе Триполи был назначен генерал Абделькадер Мансур.

22 декабря комиссия ливийского парламента по наблюдению за президентскими выборами 24 декабря пришла к выводу о «невозможности» проведения голосования в предусмотренный срок. Как написал в докладе спикеру парламента глава комиссии Аль-Хади ас-Сгайер, «после консультаций с докладами по вопросам организационным, юридическим и в плане безопасности, мы информируем вас о невозможности проведения выборов 24 декабря, как это было предусмотрено избирательным законодательством». При этом новая дата выборов не была названа. В тексте содержалось предложение спикеру парламента Акиле Салаху вернуться к исполнению своих обязанностей, от которых он отошел в связи с баллотированием в кандидаты в президенты.

В тот же день HNEC предложила перенести президентские выборы на один месяц. Среди причин, из-за которых она приняла это решение, было названо «неадекватное избирательное законодательство в части, касающейся роли правосудия при исках в отношении предвыборных споров». Новую дату выборов должен был утвердить парламент.

23 декабря парламент поручил своей комиссии по наблюдению за президентскими выборами подготовить новую дорожную карту переходного периода. Ожидалось, что он также внесет предложения по составу нового правительства, которое займется подготовкой выборов. При этом не было ни малейших гарантий того, что возможные решения парламента в Тобруке будут приняты властями Триполи.

24 декабря США, Франция, Великобритания, Германия и Италия потребовали скорейшей разработки нового избирательного календаря в Ливии. В совместном коммюнике они также потребовали немедленно опубликовать список претендентов на избрание на пост президента. Они также высказались за продление мандата правительства вплоть до проведения выборов.

27 декабря парламентская комиссия по наблюдению за президентскими выборами отказалась зафиксировать новую дату проведения президентских выборов, тем самым отвергнув предложение HNEC перенести их на 24 января 2022 г. Она выступила против поспешности в решении этого вопроса. Тем не менее комиссия предложила «новую, реалистичную и применимую дорожную карту, которая определила этапы этой работы вместо того, чтобы фиксировать новые даты и повторять одни и те же ошибки». Комиссия предложила парламенту назначить еще одну комиссию с задачей разработки конституции. Она же предложила провести перестановки в правительстве.

30 декабря премьер-министр А.Х.Дбейба провел заседание Совета правительства, вернувшись тем самым на свой пост, с которого он уходил в отпуск на период подготовки и проведения президентских выборов, будучи одним из кандидатов на избрание. В своем выступлении он назвал «критической» политическую ситуацию в Ливии. Фактически мандат его кабинета истек 24 декабря.

1 декабря впервые после 40-летнего перерыва возобновилось морское пассажирское сообщение между Мисуратой и турецким Измиром. Перевозки осуществляет компания Kevalay. Время парома в пути в одну сторону составит 48 часов. Это – первая морская линия, начавшая работать из Ливии за последние 25 лет. Предполагается, что новые морские линии свяжут Мисурату с Египтом и Тунисом.

В целом, отсутствие консенсуса относительно юридической базы выборов, конфликты интересов главных кандидатов и определенное недоверие к посреднической миссии ООН в определенной мере объясняют провал в подготовке президентских выборов в ранее установленный срок – 24 декабря. Фактически локомотив подготовки к выборам сошел с рельс после того, как спикер международно признанного парламента Акила Салех в сентябре без голосования утвердил противоречивый закон о выборах, который был на-руку его союзнику Х.Хафтару. После этого А.Салех также объявил о намерении участвовать в выборах в качестве кандидата.

52.26MB | MySQL:103 | 0,781sec