Институт исследований национальной безопасности (INSS) провел 15-ю международную конференцию. Часть 3

Институт исследований национальной безопасности (INSS) Тель-Авивского университета 1-2 февраля с.г. провел 15-ю ежегодную международную конференцию «Время принятия важных решений». Становится традиционным выступление действующих и бывших руководителей государства на мероприятии, участниками которого являются видные эксперты из Израиля и США, а также некоторых арабских стран.

Одной из обсуждаемых тем на конференции в этом году стала ситуация в Ливане.

Тони Бадран, научный сотрудник американского Фонда защиты демократий (FDD) причину проблем Ливана видит в правлении олигархических групп, в которых доминирует «Хизбалла». По его словам, начавшееся два года назад протестное движение, направленное на смену системы, привело к обратному результату. Основные правящие в стране силы вынудили население взвалить на себя все лишения и не пытаться изменить статус-кво. Люди безропотно подчинились, те, кто мог уехать – уехали из Ливана.

Т.Бадран говорит, что после гражданской войны в Ливане (1975-1990) начала доминировать ложь, которая заключается в том, что в стране можно построить что-то новое, к чему призывали «секторальные лидеры». Вторая ложь, считает он, – это то, что в Ливане доминирует «Хизбалла» и шиитская община. Такому положению дел способствовала позиция коллективного Запада, который пусть и опосредованно, но поддерживал сложившуюся систему под управлением «Хизбаллы». Таким образом, траектория развития Ливана после гражданской войны и после ухода сирийцев в 2005 г. заключается в том, что население поставлено перед выбором – принять сложившуюся ситуацию или покинуть страну. Это же касается и международное сообщество, прежде всего, в лице США и Франции. Саудовская Аравия, которую американский эксперт называет наиболее реалистично мыслящим актором в случае с Ливаном, решила также отстраниться от ливанской ситуации.

По его мнению, когда речь идет об оказании помощи Ливану, то для «Хизбаллы» нет проблем с тем, чтобы ее принять и заниматься улучшением экономической ситуации в стране. Другой вопрос, когда эта помощь обуславливается проведением системных реформ в стране. Против таких условий выступает не только «Хизбалла», но и все ливанские политические силы. Т.Бадран заключает, что Ливан вообще не является реальным государством, а представляет собой «штаб-квартиру по отмыванию денег».

Эксперт FDD полагает, что в этой стране вполне возможна гражданская война, но уровень насилия вряд ли сможет поколебать существующую систему, по крайней мере, в ближайшей перспективе. Единственная угроза для Израиля со стороны Ливана – это «Хизбалла». Даже если на его территории появятся какие-то агрессивно настроенные и действующие против еврейского государства акторы, они могут появиться там только с благословления шиитской организации.

«Что касается интересов Израиля, то многое зависит от исхода переговоров в Вене», – говорит Т.Бадран. Если соглашение по СВПД будет достигнуто, Иран получит капиталы, которые позволят ему спонсировать «Хизбаллу», что, в свою очередь, позволит организации обеспечить, чтобы Ливан еще протянул в нынешних сложных условиях. Более того, это поможет «Партии Аллаха» консолидировать свое открытое взаимодействие с Францией и частью администрации Байдена. В данном случае Израиль будет вынужден решать – смириться со сложившимся положением дел или предпринять превентивные шаги.

Д-р Хагай Эткес, старший научный сотрудник INSS, отметил  катастрофическое положение ливанской экономики. Финансовая система в глубоком кризисе, и правящие элиты взвалили бремя жизни в кризисных условиях на население; и в этом он согласен с Т.Бадраном. Израильский эксперт полагает, что международное сообщество, включая МВФ, должно поставить Бейруту четкие условия для получения помощи, чтобы была возможность реформировать ливанскую экономическую и политическую системы. Необходимо провести аудит всей финансовой системы страны, начиная с Центрального Банка. Фискальная система также требует трансформации в сборе налогов. В целом, экономический коллапс Ливана призван самым серьезным в истории с 1850 г., причем это случилось не в результате разрушительной войны, инфраструктура страны не подверглась разрушению. Следовательно, изменение политической и экономической системы может привести к быстрому восстановлению ливанской экономики.

Подполковник (в отставке) Орна Мизрахи, старший научный сотрудник INSS, бывший заместитель главы израильского Совета национальной безопасности, считает, что ситуация в Ливане имеет серьезное значение для Израиля, который не может игнорировать то, что там происходит. При этом нельзя ограничиваться исключительно военным аспектом деятельности «Хизбаллы», т.к. в целом положение в соседней стране влияет, в том числе, и на возможности этой проиранской шиитской организации.

Эксперт INSS считает, что несмотря на имеющиеся точки зрения, Ливан до сих пор не находится под полным контролем «Хизбаллы». Тем не менее, в Израиле существует подход к этой проблеме, согласно которому Ливан = «Хизбалла», и это свершившийся факт. Более того, придерживающиеся такого подхода считают, что Ливан находится под оккупацией Ирана, и там все решает шиитская организация, поэтому его называют «Хизбалластан». Исходя из этого, одни в Израиле полагают, что не стоит обращать внимание на происходящие в Ливане процессы, т.к. уже ничего нельзя изменить. Другие уверены в том, что ухудшение ситуации в Ливане выгодно Израилю, т.к. «Хизбалла» вынуждена заниматься внутренними проблема, и в этих условиях она не может уже позволить себе большую свободу действий против еврейского государства.

В INSS исходят из того, что Израилю необходимо прилагать усилия для улучшения ситуации в Ливане, в этом заключается рекомендация лицам, принимающим решения. О.Мизрахи отмечает, что это очень сложная задача, решением которой Израиль не может заниматься самостоятельно. Бейрут уже не раз игнорировал предложение помощи со стороны еврейского государства, которое ливанцы считают врагом. В таких условиях израильское руководство может действовать посредством мотивирования других стран, прежде всего, США, Франции и новых партнеров в Персидском заливе, в частности, Саудовской Аравии (посредством тех же США). Таким образом необходимо создать своего рода коалицию, способную предпринять меры для изменения ситуации в Ливане. На помощь Ливану потребуются миллиарды долларов, но сначала нужны кардинальные изменения системы – не только экономической, но и политической. «Многое сделать в ближайшее время вряд ли удастся, но, по крайней мере, получится остановить скатывание страны в пропасть», – считает эксперт INSS.

О.Мизрахи полагает, что комплексная стратегия Израиля должна включать два направления: с одной стороны, помогать силам в Ливане, которые хоть и очень слабые, но все активнее выступают против «Хизбаллы» и иранского влияния; с другой – противостоять давлению шиитской организации любыми способами – экономическими, военными и политическими. Таким образом, надо действовать так, как Израиль поступает на протяжении последних лет – внутри страны пытаться нарушить баланс сил между сторонниками «Хизбаллы» и теми, кто выступает против нее, а на внешнем контуре противостоять проиранским группам с помощью антииранской коалиции из стран Запада и умеренных государств Персидского залива.

В интересах Израиля, чтобы Ливан был стабильным и процветающим, тогда как хаос в этой стране представляет угрозу. В качестве примера эксперт привела недавние инциденты, когда на юге ослабленного Ливана боевики ХАМАСа запустили по Израилю ракеты.

По мнению О.Мизрахи, в принципе сложно что-либо поменять в Ливане без вмешательства извне. Ситуация в этой стране может развиваться по нескольким сценариям, и все они не очень хорошие. Первый сценарий заключается в том, что в Ливане начнется еще одна гражданская война. Второй – «Хизбалла» установит полный контроль над страной. Третий – нынешняя тяжелая ситуация продолжит ухудшаться. Единственный позитивный момент может быть связан с внешней помощью, которая будет оказана при участии определенных сил внутри страны, что будет способствовать исправлению сложившегося положения. Она призывает израильское руководство и международное сообщество не оставлять Ливан на произвол судьбы и не позволить «Хизбалле» установить полный контроль над страной. Именно этого в Израиле опасаются больше всего.

Полковник (запаса) Пнина Шарвит Барух, старший научный сотрудник INSS, в рамках секции, посвященной политики США в регионе и ее влиянию на безопасность и устойчивость Израиля, поинтересовалась, может ли рассчитывать Израиль на поддержку США в ходе военной операции против «Хизбаллы». В этом случае неизбежно (в силу размещения ракет в жилых кварталах) определенное количество жертв среди мирного населения. Вопрос был задан с учетом разных позиций внутри Демократической партии США.

Дана Строул, заместитель помощника министра обороны США по вопросам Ближнего и Среднего Востока отметила, что Пентагон всегда поддерживал Израиль в вопросах обеспечения его безопасности. Не должно быть сомнения в том, что администрация Байдена будет привержена обеспечению безопасности Израиля в случае военного сценария на его северной границе. Подтверждением тому она считает военную операцию ЦАХАЛа в секторе Газа в мае прошлого года, когда на фоне критики со стороны международного сообщества, Белый дом незамедлительно поддержал еврейское государство. Более того, она надеется на продолжение тесного взаимодействия между израильскими военными и Пентагоном в планировании и согласовании методов осуществления операций, в том числе влекущих за собой жертвы среди гражданского населения в условиях, когда «Хизбалла» вооружилась и окопалась в густонаселенных районах Ливана. С этим был полностью согласен Дэвид Шенкер, руководитель Программы арабской политики Вашингтонского института ближневосточной политики, бывший помощник государственного секретаря США по делам Ближнего Востока.

Пнина Шарвит Барух задала своим американским коллегам «чувствительный вопрос» относительно степени взаимодействия между нынешним израильским правительством, сформированным на основе сложного баланса между левыми и правыми, и администрацией Байдена по палестинской проблеме. Насколько в Белом доме учитывают этот баланс в предъявлении Израилю требований в этом контексте? Д.Шенкер отметил, что «самое последнее, что собиралась сделать администрация Байдена – обрушить израильское правительство, способствовать возвращению Нетаньяху». Это, считает он, очевидно по умеренному давлению Вашингтона на Израиль по ряду вопросов, включая требование возобновить работу в Восточном Иерусалиме Генерального консульства США в Палестинской национальной администрации (ПНА). Д.Строул, в свою очередь, подчеркнула, что с одной стороны, нынешняя американская администрация привержена решению палестино-израильского конфликта на основе создания «двух государств для двух народов», с другой – есть понимание того, что обе стороны в данный момент к этому не готовы. Поэтому Белый дом предпринимает попытки сохранить возможность для переговоров в будущем. В принципе, между правительствами Биньямина Нетаньяху и Нафтали Беннета она не видит большой разницы в интенсивности взаимодействия с Вашингтоном. Причем это не только консультации по палестинской проблематике, но планирование и сотрудничество.

 

Пнина Шарвит Барух отметила, что США переживают сейчас тяжелые времена. Она перечислила вызовы американцам на международной арене: проблема России и Украины; Китай как постоянный соперник; Иран, который сам или посредством своих прокси угрожает стабильности региона; другие акторы, такие как Северная Корея. На это накладывается пандемия коронавируса, негативно влияющая на экономику, а также другие социально-политические вызовы. В этой связи она обсудила со своими американскими коллегами, как все эти факторы влияют на политику США в Ближневосточном регионе, а также как не допустить роста влияния России и Китая, не говоря уже об усилении Ирана.

Д.Строул заверила в том, что «Пентагон продолжит размещать десятки тысяч военных по многим базам по всему Ближнему Востоку». Распространено мнение, что США намерены уйти из региона, тогда как их союзники останутся один на один с Ираном. Она отметила, что администрация Байдена поддерживает прекращение эскалации напряженности в регионе и дипломатические переговоры, однако в реальности они не приводят к результату – Иран не становится менее агрессивным, не прекращает запускать ракеты и поддерживать прокси по всему региону. В решении этой проблемы США намерены тесно сотрудничать со своими союзниками, и конечно же, с Израилем на ежедневной основе.

Что касается влияния России и Китая в регионе, то, по ее словам, США не требуют от своих союзников отдалиться или полностью разорвать связи с этими странами, угрожая в противном случае охлаждением отношений с Вашингтоном. Однако США ожидают «честного диалога по характеру российской или китайской вовлеченности в коммерческие, военные, научно-технические сферы», поскольку это является проблемой для безопасности американских военных, их оборонительных систем и пр.»

По словам Д.Шенкера, США – супер-держава, но у них есть другие приоритеты. С военной и дипломатической точки зрения присутствие русских и китайцев в регионе увеличилось. Мир становится многополярным. «США не продемонстрировали свой вклад в регион, тогда как Китай, к примеру, принес миру COVID-19, превзошел всех в масочной дипломатии». «Китайцы успешно продвигают свои достижения, что они принесли в регион вакцины, хотя США делают гораздо больше, чем любая другая страна на земле». Эксперт утверждает, что американцы все еще присутствуют в регионе, но им следует активно рассказывать о том, что они для него делают. Вашингтону также нужно занять лидирующую позицию, когда дело доходит до давления на Иран. Сложилось впечатление, что американцы зациклены на достижении соглашения по иранской ядерной программе и возвращении к СВПД. Это, безусловно, первоочередная задача. Однако нельзя закрывать глаза на гегемонистские устремления Ирана и ничего не предпринимать по поводу его поддержки милиций, подрывающих стабильность в регионе. Нужно принять меры, чтобы не было впечатления, что США утратили способность к сдерживанию из-за явного нежелания применять силу.

 

52.24MB | MySQL:103 | 0,624sec