Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Пакистане и на палестинском направлении. Правительство Пакистана пошло на уступки оппозиции и 16 марта заявило о восстановлении на своих постах судей Верховного суда страны, отстраненных еще при прежнем главе государства П. Мушаррафе в 2007 г. В Каире 16 марта завершился первый раунд межпалестинского диалога по национальному примирению. Как ожидается, новая встреча представителей палестинских движений и группировок состоится после арабского саммита в столице Катара Дохе, намеченного на конец марта.
Заявление премьер-министра Пакистана Ю. Р. Гилани от 16 марта о том, что все 60 судей Верховного суда во главе с его председателем И. М. Чаудхри будут восстановлены на своих постах, а также освобождение арестованных юристов и активных участников недавних массовых антиправительственных выступлений привели к снижению внутриполитической напряженности в стране. Лидер оппозиции Н. Шариф согласился прекратить акции протеста. Важную роль в разрядке внутриполитической напряженности сыграл командующий пакистанской армией генерал А. П. Каяни, убедивший президента А. А. Зардари в необходимости пойти навстречу требованиям оппозиционных сил и фактически заявивший главе государства об отказе военных участвовать в подавлении массовых протестных выступлений. 22 марта власти официально сообщили о восстановлении в своих должностях всех уволенных в 2007 г. судей Верховного суда. Вместе с тем, говорить об урегулировании политического кризиса в Пакистане нет оснований. Борьба за власть между правящей группировкой и оппозицией продолжится и здесь, по оценке многих экспертов, важную, если не решающую роль может сыграть армия.
Сложная ситуация сохраняется на северо-западе Пакистана, в районах, примыкающих к границе с Афганистаном. На прошедшей неделе исламистские боевики, поддерживающие афганских талибов, совершили два нападения на транспортные средства, обеспечивающие снабжение коалиционных сил НАТО, действующих в Афганистане. 20 марта в результате ракетного обстрела в пограничном районе Хайбер погибли, как минимум, 10 человек, а около 40 человек получили ранения. Ракеты, по всей вероятности, были запущены афганскими талибами.
На встрече палестинских движений и группировок в Каире была согласована дата проведения выборов главы Палестинской национальной администрации и депутатов Законодательного собрания (парламента). Они должны состояться 25 января 2010 г. одновременно в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ). Также достигнута договоренность о том, что будущий палестинский кабинет министров назовут «правительством национального согласия». Его сформирует та фракция, которая располагает большинством мест в парламенте, т. е. ХАМАС. Представители ХАМАСа заявили, что будущее правительство займется вопросами организации выборов, а исламисты «открывают двери» для участия в нем «всех независимых политиков и представителей фракций». Вместе с тем, переговоры между двумя ведущими палестинскими политическими силами – движениями ФАТХ и ХАМАС о создании коалиционного кабинета министров успеха не имели. Кроме того, острые разногласия между ФАТХом и ХАМАСом сохраняются по вопросу о признании и соблюдении договоренностей, подписанных между Израилем и ООП (ХАМАС отказывается это сделать), и проблемам, связанным с реформированием Организации освобождения Палестины (ФАТХ отвергает «любые попытки преуменьшить представительство ООП»).
Лидер партии Ликуд Б. Нетаниягу, которому поручено формирование нового израильского правительства, договорился о создании коалиции с другой правой партией «Наш дом – Израиль» во главе с А. Либерманом, которому обещан пост министра иностранных дел. Вместе с тем, создание кабинета министров затягивается, и 20 марта по завершении четырех недель со времени, когда Б. Нетаниягу было поручено сформировать правительство, президент Израиля Ш. Перес продлил еще на две недели срок, необходимый для завершения этого процесса. Подобная процедура предусмотрена израильским законодательством.
16 марта Афганистан с рабочим визитом посетил министр иностранных дел России С. Лавров. Он высказался за проведение в этой стране президентских выборов без вмешательства извне, а также поддержал позицию официального Кабула, направленную на то, чтобы не позволить экстремистам на данном этапе раскачать ситуацию в Афганистане. С. Лавров заявил о необходимости сотрудничества между Москвой и Вашингтоном по афганской проблеме. В ходе визита было подписано межправительственное соглашение о борьбе с оборотом наркотиков.
Движение «Талибан» категорически опровергло сообщения о том, что оно якобы намерено вести мирные переговоры с афганским правительством, назвав их «безосновательными». Талибы в очередной раз подтвердили неизменность своей позиции, заключающейся в том, что они не прекратят свою борьбу до тех пор, пока все иностранные войска не будут выведены из Афганистана.
Президент Афганистана Х. Карзай на прошедшей неделе сообщил о своем намерении добиваться переизбрания на высший государственный пост на предстоящих в августе с. г. выборах. При этом Карзай призвал международное сообщество не вмешиваться в деятельность афганских органов власти. Президент также считает «правильным, но запоздалым», решение США направить в Афганистан дополнительные войска.
19 марта Совет Безопасности ООН провел заседание по Афганистану, заслушав доклад генерального секретаря ООН Пан Ги Муна. В докладе говорится, что положение дел в сфере безопасности в стране продолжает ухудшаться и в настоящее время «нет признаков того, что к лету 2009 г. обстановка в плане безопасности улучшиться». В документе подчеркивается, что «результаты деятельности правительства и международного сообщества по оказанию помощи не оправдали надежды населения, поскольку афганцы страдают из-за последствий засухи и общемирового повышения цен на продовольствие». Не способствовало улучшению обстановки и то, что местные армия и полиция «не были в состоянии справиться с задачей поддержания правопорядка». В стране продолжают безнаказанно нарушаться международное гуманитарное право и права человека.
Президент США Б. Обама обратился «К народу и властям Ирана» по случаю праздника весны и нового года – Навруз. В обращении говорится о желании американской администрации добиваться установления конструктивных отношений с Ираном, несмотря на накопившиеся между двумя странами серьезные разногласия. По словам американского президента, США искренне хотят, чтобы Иран «занял подобающее ему место в сообществе наций», однако добиться этого можно будет «не с помощью террора и оружия, а путем миролюбивых действий, раскрывающих реальное величие иранского народа». Обама предупредил руководителей ИРИ, что угрозы с их стороны не будут способствовать улучшению двусторонних отношений. Вашингтон планирует в скором времени ослабить ограничения на контакты между дипломатами двух стран. Речь, в частности, идет о том, чтобы разрешить сотрудникам госдепартамента США вступать в контакты с их иранскими коллегами без предварительного одобрения вышестоящего руководства, как это было на протяжении последних 30 лет.
В Иране в целом сдержанно восприняли обращение американского президента. Так, глава ИРИ А. Хаменени заявил, что лично он пока не наблюдает хоть каких-нибудь значимых изменений в отношениях между Тегераном и Вашингтоном, и призвал администрацию США подтвердить свои слова делами, подчеркнув, что Иран поменяет «свое отношение и подходы к США, если Обама изменит свои взгляды и подходы. Кроме того, в Тегеране считают, что в Вашингтоне должны признать свои прошлые ошибки и исправить их, чтобы «оставить в стороне разногласия между двумя странами».
Министр иностранных дел России С. Лавров заявил 21 марта: «Доказательств того, что Иран решил создать атомную бомбу, не существует». По мнению Лаврова, наилучшим средством наблюдения за намерениями Ирана являются наблюдатели МАГАТЭ, а «до тех пор, пока наблюдатели регистрируют производство лишь низко обогащенного урана, признаков для беспокойства не существует». Оценивая в целом политику Тегерана, в Москве полагают, что «Иран должен рассматриваться как часть позитивного решения, а не как корень всех проблем».
Пять действующих в суданском регионе Дарфур повстанческих группировок подписали 17 марта в столице Ливии Триполи соглашение об участии в мирных переговорах с центральным правительством под эгидой Катара. Подписи под документом, подготовленным при посредничестве ливийского лидера М. Каддафи, поставили руководители Армии освобождения Судана (объединенное командование), Освободительной армии Судана (Х. А. Убаккир), Объединенного фронта революционных сил, Движения за справедливость и равенство (крыло И. Азрака) и Освободительной армии Судана (единство Джубы). В ходе поездки по Дарфуру президент Судана О. аль-Башир 18 марта вновь предложил местным повстанцам сложить оружие. По утверждению командования совместных миротворческих сил ООН/Африканского союза, «угроза миротворцам усиливается» после того, как 4 марта Международный уголовный суд в Гааге выдал ордер на арест президента Судана О. аль-Башира.
Суданское правительство не намерено пересматривать свое решение о прекращении деятельности в Дарфуре ряда международных неправительственных гуманитарных организаций. В то же время ведущая повстанческая группировка Движение за справедливость и равенство заявила о приостановке переговоров с Хартумом до тех пор, пока власти не возвратят в регион изгнанные оттуда гуманитарные организации.
Президент США Б. Обама назначил отставного генерала ВВС С. Грейшона американским спецпредставителем по Судану. В Белом доме заявили, что рассматривают Судан в качестве одного из приоритетов внешней политики нынешней администрации. Госсекретарь США Х. Клинтон предупредила О. аль-Башира, что он будет нести ответственность за страдания и гибель людей в результате свертывания деятельности гуманитарных организаций, призвав страны, поддерживающие Хартум, оказать на него соответствующее давление.
Эмир Кувейта С. аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах принял 16 марта отставку правительства страны. Сообщается, что кабинет министров ушел в отставку, чтобы избежать «допроса» в парламенте премьер-министра Н. ас-Сабаха (племянника главы государства), которого депутаты обвинили в нарушении конституции и некомпетентности, особенно при принятии решений по экономическим вопросам. 18 марта эмир распустил парламент, назначив новые выборы, дата которых пока не объявлена.
Президент Сирии Б. Асад заявил о своем согласии выступить посредником в налаживании контактов между Ираном и государствами Запада, заявив: «Любая попытка сдерживания страны оборачивается ее усилением. Нравится это или нет – Иран – это важная страна». Асад также подчеркнул, что американское влияние на Ближнем Востоке не уменьшилось, и США по-прежнему играют ключевую роль в деле арабо-израильского урегулирования, отметив, что «только Вашингтон может оказать давление на Израиль».
20 марта король Иордании Абдалла II и президент САР Б. Асад провели в Аммане переговоры по всему спектру двусторонних и межарабских отношений. Руководители двух соседних государств договорились о совместных усилиях по укреплению арабской солидарности «перед лицом растущих угроз», заявили о своей приверженности установлению прочного мира на Ближнем Востоке на основе арабской мирной инициативы по урегулированию конфликта с Израилем. Асад проинформировал Абдаллу о недавнем мини-саммите в Эр-Рияде с участием руководителей Египта, Кувейта, Саудовской Аравии и Сирии.
Приложение
Об израильско-индийском военно-техническом сотрудничестве
Военно-техническое сотрудничество между Израилем и Индией началось вскоре после установления между двумя странами в 1992 г. дипломатических отношений. За прошедший период Израиль прочно обосновался на индийском военном рынке, став вторым после России зарубежным поставщиком вооружения и военной техники (В и ВТ) для вооруженных сил Индии, оттеснив на третье место Францию. Более того, для Израиля Индия превратилась в крупнейшего зарубежного покупателя его продукции военного назначения. Представители обеих стран подчеркивают, что израильско-индийское ВТС носит взаимовыгодный характер и является полностью коммерческим. Общая сумма двусторонних военных контрактов к настоящему времени превысила 10 млрд долларов. На сегодняшний день Организация оборонных исследований и разработок (ООИР) Индии реализует с Израилем до 30 совместных проектов в интересах обеспечения вооружением, техникой и различным оборудованием национальных сухопутных войск, ВВС и ВМС.
Инициатива в деле установления ВТС с Израилем исходила от индийской стороны. В начале 1990-х гг., после того как ООИР не добилась успеха в деле создания ряда высокотехнологичных систем В и ВТ, а также по различным причинам не смогла приобрести эти системы в России, США и других странах Запада, индийцы обратились к Израилю. В тот период израильский ВПК переживал трудные дни, остро нуждаясь в заказах, чтобы сохранить в возможно более полном объеме свою производственную и научно-исследовательскую базу. В Индии израильтяне увидели перспективного и надежного партнера. В итоге стороны смогли довольно быстро договориться о налаживании сотрудничества, которое стало развиваться быстрыми темпами.
По мнению экспертов, несомненный крупный успех, достигнутый израильтянами на индийском направлении, был обусловлен, двумя основными факторами: (1) готовностью Израиля передавать Индии новейшие вооружения и самые передовые технологии без каких-либо оговорок и ограничений и (2) активным развитием двусторонней производственно-конструкторской кооперации.
Первый крупный контракт был подписан в 1997 г., когда Израиль продал для ВМС Индии несколько систем ПВО морского базирования «Барак-1», способных поражать пакистанские противокорабельные ракеты «Гарпун», полученные из США. Всего, учитывая последующие контракты, индийские военные моряки закупили 14 комплексов «Барак-1». В 1999 г. во время очередного индийско-пакистанского вооруженного конфликта Индия получила из Израиля беспилотные летательные аппараты (БПЛА), авиабомбы с лазерным наведением, различные электронные системы и другие вооружения. В 2002 г. вопреки возражениям из Вашингтона израильтяне поставили Индии две РЛС «Грин Пэйн», способные отслеживать полет баллистических ракет. Эти РЛС стали основным компонентом создаваемой индийцами системы ПРО.
К числу крупных реализованных или реализуемых в настоящее время контрактов следует также отнести передачу Индии технологий, используемых при создании баллистических ракет, поставки комплексов РЛС «Фалкон» для трех самолетов ДРЛО и управления на базе Ил-76 (должны быть завершены в 2010 г.), различных образцов зенитной ракетной техники, управляемых ракет класса «воздух-земля» и «воздух-воздух», 500 тепловизоров для танков Т-72, средств РЭБ и другой военной радиоэлектронной техники, содействие в модернизации самолетов индийских ВВС типа МиГ-21бис, МиГ-27, Су-30МКИ, и «Ягуар», самолетов индийских ВМС «Си-Хариер» и Ту-142. Кроме того, Израиль поставил Индии несколько партий стрелкового оружия, приборы ночного видения, лазерные целеуказатели-дальномеры, обычные и учебные боеприпасы, в т. ч. танковые, средства связи. Израильтяне участвовали в модернизации индийских бронетранспортеров, артиллерийского вооружения и ПТРК. В 2004-2005 гг. Индия приобрела в Израиле два аэростатных комплекса радиолокационной разведки, оснащенных РЛС с фазированной антенной решеткой EL/M-2083 с дальностью обнаружения до 500 км и намерена подписать контракт на дополнительное приобретение еще четырех таких комплексов, способных обнаруживать низколетящие самолеты, вертолеты, БПЛА и крылатые ракеты. В общей сложности ВВС Индии планируют приобрести до 13 подобных систем. В 2005 г. был подписан контракт на строительство израильскими фирмами в Индии пяти заводов по производству порохов и взрывчатых веществ.
Наряду с поставками В и ВТ поддерживаются связи между военными руководителями двух государств, развивается сотрудничество в деле подготовки военных кадров, В стадии изучения находится вопрос о проведении совместных учений израильских и индийских ВС.
Отдельно отметим, что контакты между спецслужбами Израиля и Индии были установлены намного раньше, чем дипломатические отношения между двумя странами. Сотрудничество по линии спецслужб, особенно в деле борьбы против терроризма получило дальнейшее развитие после террористического нападения на индийский город Мумбай в ноябре 2008 г.
Динамично развивается двустороннее сотрудничество в космической сфере. Израиль, учитывая свои ограниченные возможности, намерен использовать индийские ракеты-носители (РН) для запуска искусственных спутников Земли (ИСЗ). Причем израильтяне считают Индию «естественным партнером» в этом деле. Первый израильский ИСЗ типа «ТесSar» был запущен индийской ракетой PSLV в январе 2008 г. По подсчетам МО Израиля, запуск спутника с помощью индийской РН обошелся военным на 5 млн долларов дешевле, чем это было бы сделано с использованием собственной ракеты-носителя «Шавит». Израильский ИСЗ способен предавать изображения поверхности Земли вне зависимости от погодных условий, в частности, позволяет рассмотреть из космоса даже очень небольшие объекты в условиях сильной облачности и пыльных бурь. По информации СМИ, спутник «ТесSar» предназначен для слежения за иранской территорией. В этой связи в Тегеране выразили недовольство тем, что Индия сотрудничает с Израилем против «дружественного» Ирана.
Со своей стороны, Индия проявляет большую заинтересованность в сотрудничестве с Израилем в области инерционных систем, спутников глубокой разведки и космических коммуникаций. В 2009 г. индийцы приобрели у Израиля усовершенствованный разведывательный ИСЗ RISAT-2, способный получать изображение круглосуточно и в любую погоду (те спутники, которыми располагает в настоящее время Индия, не могут «видеть» в темноте и во время сезона муссонов). Ожидается, что RISAT-2 будет запущен на орбиту в течение нескольких ближайших недель. В Дели, в частности, рассчитывают, что новый спутник поможет им отслеживать запуски баллистических ракет в сопредельных с Индией странах.
Среди новых контрактов следует упомянуть совместную разработку системы ПВО/ПРО «Барак» нового поколения (стоимость вложений в проект — 2,8 млрд долл.), поставку Индии еще одного самолета ДРЛО и управления (1,8 млрд долл.), партии БПЛА (500 млн долл.) и различного электронного оборудования (более 2-х млрд долл.). Индия также предполагает закупить в Израиле РЛС для системы береговой охраны и новую партию из 300 ракет «Барак». Специалисты двух стран работают над проектами новых подводных лодок, созданием пограничных «электронных заборов». Израиль и Индия намерены продолжать совместные работы по созданию новейших БПЛА на базе аппаратов типа «Херон» и «Серчер-II». Несколько таких БПЛА, произведенных в Индии, уже были испытаны и используются израильскими военными. Реализуется совместная программа разработки и производства ЗРК средней и малой дальности с повышенной точностью стрельбы. Технологическую составляющую проекта обеспечивают израильтяне, а индийцы отвечают за непосредственную разработку и производство комплексов. С израильской компанией «Рафаэль» в 2008 г. подписан контракт на поставку Индии в 2011-2012 гг. 18 мобильных ЗРК малой дальности (до 15 км) «Спайдер». Этот комплекс способен поражает различные воздушные цели: самолеты, вертолеты, БПЛА, крылатые ракеты. Интенсивно развивается двустороннее сотрудничество в области информационных технологий.
Таким образом, за период, прошедший с начала 1990-х гг., благодаря обоюдным усилиям и желанию Израиль и Индия создали прочную базу масштабного и разностороннего военно-технического сотрудничества, которое имеет хорошие перспективы для дальнейшего развития. В этом заинтересованы оба государства. В то же время израильско-индийское ВТС имеет и свои ограничения. Они обусловлены главным образом тем, что Израиль не располагает промышленной базой, способной к крупносерийному производству таких видов вооружения как боевые самолеты, боевые корабли и ряда других видов тяжелого оружия.