Крылатые ракеты государств Ближнего Востока. Часть 2

Государство Израиль

Арсенал крылатых ракет Государства Израиль также включает достаточно разнообразную номенклатуру изделий этого класса вооружений.

Семейство ПКР «Габриэль» (Gabriel)

К разработке противокорабельных ракет малой дальности «Габриэль» Израиль приступил в 1960-х годах. Впервые модель «Габриэль Мк 1» была развернута в 1972 году и вскоре получила боевое крещение в Войне Судного дня 1973 года.

В последующие 20 лет система прошла несколько этапов модификаций, в особенности её силовая установка. В 1985 году появился вариант оперативно-тактической ракеты под обозначением 4LR, или «Габриэль Мк 4». Модель имеет длину 4,7 м и диаметр корпуса 0,44 м. Установленный ТРД «Сорек 4» (Sorek 4) в совокупности с наддувным двигателем обеспечивают дальность стрельбы до 200 км. Наведение на цель происходит при помощи INS и активной радиолокационной ГСН. Дополнительно при дальностях выше 50 км производится обновление маршрутных данных с использованием сигналов GPS.

Последний, усовершенствованный вариант ракеты под шифром «Мк 5» ASAM (Advanced Surface Attack Missile, ASAM) поступил на вооружение в 2007 году. Сообщалось, что эта ПКР установлена на корветах проекта «Саар 5» ВМС Израиля. Расчетная дальность стрельбы ПКР составляет 200-400 км.

В дополнительном отчете производителя  Israel Aerospace Industries (IAI) за 2009 год утверждалось, что в разработке находится еще один вариант Mk 5 под обозначением ANAM (Advanced Naval Attack Missile). Эта версия морского базирования имеет активную радиолокационную ГСН и двустороннюю линию передачи данных с дальностью 150 км. Сообщается, что на ПКР установлена усовершенствованная система самонаведения, оптимизированная для применения в загроможденной или перегруженной прибрежной среде. Данный вариант ПКР «Габриэль» в июле 2018 закупили ВМС Финляндии для своих надводных кораблей и частей береговой обороны.

Крылатая ракета «Дэлайла» (Delilah)

После войны Судного дня 1973 года, когда израильские ВВС столкнулись с противником, вооруженным большим количеством современных ракет класса «земля-воздух», Израиль начал работу над рядом потенциальных мер противодействия. Одним из таких проектов стала попытка разработать БПЛА-ловушку. Позднее эта программа, переросла в проект КРВБ, способной поражать системы ПВО.

Эти усилия реализовались в модели «Дэлайла» – системе с инфракрасным или оптико-электронным наведением и воздушным стартом, которая во многих отношениях представляет собой гибрид КР и барражирующего боеприпаса. В отличие от иных типов КР «Дэлайла» способна в течение нескольких часов осуществлять патрулирование над интересующим районом, а канал передачи данных дает возможность прервать атаку или выделить новую цель.

Ракета имеет длину 2,71 м, диаметр корпуса 0,33 м и оснащена ТРД BS175, разработанных израильской компанией Bet Shemesh. С момента принятия на вооружение в 1994 году «Дэлайла» несколько раз модернизировалась. Израильские официальные лица отмечают, что, хотя более новые версии ракеты могут внешне напоминать её старые варианты, их следует квалифицировать как совершенно новую систему. Первоначальный разработчик ракеты компания Israel Military Industries в 2018 году приобретена ELBIT Systems. Оба предприятия реализовали на рынке большое количество авиационных, корабельных и наземных вариантов КР.

«Дэлайла» использовалась во время войны Израиля против «Хизбаллы» в 2006 году, а также в ходе текущей компании в Сирии. В 2018 году Израиль обнародовал кадры, на которых система уничтожает сирийский ЗРПК «Панцирь» российского производства.

«Спэйс 250-ИАр» (Spice 250-ER)

Специалисты рассматривают данную модель, как еще одну систему, стирающую различия между КР и другими типами боеприпасов. Изделие производится израильской аэрокосмической компанией Rafael и представляет собой управляемую планирующую авиационную бомбу серии «Спэйс» калибра 250 фунтов (113 кг). Боеприпас представлен в 2021 году и характеризуется увеличенной дальностью (от 100 до 150 км) за счет использования реактивного мини двигателя.

Наведение на цель производится взаимодействием инерциальной, GPS и оптико-электронной систем с подключением алгоритмов искусственного интеллекта (ИИ). ИИ обеспечивает автоматическое обнаружение (ATR – Automatic Target Recognition) и распознавание (ATA – Automatic Target Acquisition) стационарных и движущихся (MTD – Moving Target Detection) целей. Параметры цели, а также время замедления взрывателя вводятся либо при подготовке вылета, либо в полете, до или после сброса боеприпаса. Разрешение на конечную атаку цели выдается пилотом или принимается автономно.

Серия «Попай» (Popeye)

Израильская компания Rafael в 1980-х годах разработала «Попай» (4,82м х 0,53м), как тяжелую управляемую ракету воздушного базирования с телевизионным (ТВ) наведением. За ней последовала меньшая и более легкая версия «Попай 2» (4,25м х 0,53м). Армия обороны Израиля (АОИ) приняла на вооружение «Попай 1» в 1986 году, а «Попай-2» в 1995 году.

После 1994 года производитель приступил к исследованиям и испытаниям варианта «Попай Турбо» (Popeye Turbo) – ракеты с турбовентиляторным двигателем (ТВД). Согласно отчету Национального центра воздушной и космической разведки США (United States’ National Air and Space Intelligence Center, NASIC), «Попай Турбо» принят на вооружение АОИ в 2002 году. По оценкам NASIC за 2013 год, дальность стрельбы ракеты первоначально превышала 200 км, а затем увеличилась до рубежа не менее 300 км. Сообщается, что эта модель может снаряжаться ядерной БЧ (ЯБЧ) и рассматривается в качестве основы израильской системы ядерного сдерживания, размещенной на подводных лодках.

Модификации «Попай» экспортировались в США, Австралию, Индию, Южную Корею и Турцию. В середине 1990-х появились неподтвержденные сообщения об экспорте в Китай. Турция с 1997 по 1998 год заказала 30 ракет и начала по лицензии собственное производство более 170 ракет «Попай» версий 1 и 2. Предположительно, Турция применяла КР «Попай» против курдов в 2016 году.

Стратегические КР подводного базирования

Первые сообщения о разработке Израилем стратегических КР появились в 1980 году. Тогда газета Washington Post со ссылкой на источники в американской разведке заявила, что Израиль, Южная Африка и Тайвань приступили к совместному проекту по разработке КР с дальностью стрельбы около 2400 км. Однако с тех пор, никаких дополнительных отчетов о предполагаемой программе не публиковалось. В результате остается неясным, был ли проект полностью или частично отменен, остается засекреченным или это пример неточной информации. Более прозрачной представляется программа Израиля по превращению ПЛ немецкой постройки проекта «Дельфин» (Dolphin) в ядерные платформы для КР и, таким образом, получению страной  возможности нанесения ответного ядерного удара.

Несмотря на то, что ядерная роль израильских ПЛ не является секретом, относительно мало известно о реальных ракетных системах, которые развернуты на их борту. Согласно открытым источникам, помимо стандартных 533 мм торпедных аппаратов (ТА), израильские «Дельфины» также оснащены четырьмя нестандартными 650 мм ТА, которые многие эксперты связывают с потенциальной возможностью запуска КР.

В 2003 году в Los Angeles Times появились сообщения о том, что, по данным американских правительственных чиновников, Израиль модифицировал ПКР «Гарпун» американского производства, оснастив их ЯБЧ. Однако, впоследствии это сообщение опровергло правительство Израиля. Кроме того, по оценкам специалистов, полезность подобной модификации была бы сильно ограничена из-за недостаточной дальности стрельбы «Гарпуна» (90-240 км). Поэтому, даже если сообщения американских СМИ были точными, представляется маловероятным, что нынешний потенциал Израиля по нанесению ответного удара может опираться исключительно на модифицированные «Гарпуны».

В этой связи, как указано выше, среди специалистов с израильским потенциалом сдерживания более всего ассоциируется КР «Попай Турбо», хотя связь этой модели в ПЛ «Дельфин» не является прямолинейной. Согласно расчетам, израильская КР с ЯБЧ должна иметь дальность стрельбы не менее 1500 км, чтобы достигать территории ИРИ из Восточного Средиземноморья. Немногочисленные же фотографии «Попай Турбо» показывают, что крестообразное крыло ракеты слишком велико для размещения в специально изготовленных 650 мм ТА на борту израильских ПЛ типа «Дельфин».

В данном случае, аналитики полагают маловероятным, что ракета, развернутая на израильских ПЛ, имеет конструкцию, идентичную оригинальной «Попай Турбо». Вариант с ЯБЧ представляется модификацией или дальнейшим развитием этой системы. Одним из возможных способов увеличения дальности стрельбы «Попай Турбо» является установка ТВД, считающегося наиболее эффективной и широко применяемой силовой установкой для КР большой дальности. Хотя Израиль свои собственные миниатюрные ТВД не производит, нельзя исключать закупок за рубежом или засекреченной отечественной разработки. Другие меры могут включать удлинение ракеты и ее топливных баков или использование миниатюрной ЯБЧ, которая легче обычных боеголовок КР.

Несмотря на эту неопределенность, Израилю удалось разработать КР подводного базирования большой дальности с обычной БЧ. В 2000 году британская Sunday Times сообщила, что, по словам неназванных израильских официальных лиц, Тель-Авив испытал КР с дальностью стрельбы 1500 км в Индийском океане. Два года спустя неназванные официальные лица Министерства обороны США подтвердили Washington Post, что они наблюдали это испытание у берегов Шри-Ланки.

Кроме того, с учетом 20 лет, прошедших с момента появления ПЛ типа «Дельфин», и сообщения об испытании КР в Индийском океане, и технологического прогресса в других израильских ракетных программах – весьма вероятно, что любая система, первоначально использованная для старта с ПЛ, с тех пор была модернизирована.

 

Известные ТТХ КР Государства Израиль

 

Модель Год принятия на вооружение Дальность, км Общая масса, кг Масса БЧ, кг Тип БЧ Скорость, МАХа Тип ПУ Примечание
«Габриэль Мк 4» 1992 200 960 240 ОФ   НБ, ВБ, МБ  
«Габриэль Мк 5» 2007 200-400         НБ, ВБ, МБ  
«Дэлайла» 1994 250-300 185 30-54   0,3-0,7 НБ, ВБ, МБ Барражирующая КР
«Спэйс-250ИАр» 2021 100-150 113 75 ОФ, проникающ.   ВБ УАБ с двигат.
«Попай 1» 1986 80 1360 350     ВБ  
«Попай 2» 1995 75 1135 350     ВБ  
«Попай Турбо» 2002 350-1500     ЯБЧ ?   ВБ, МБ(ПЛ) Эл-т системы ядерного сдерживания

 

 

Турция

Крылатая ракета SOM

К разработке своего первого проекта КР – ракеты воздушного базирования SOM (Stand-Off Missile) – Турция приступила в 2006 году. Спроектированная Институтом исследований и разработок оборонной промышленности Совета по научно-техническим исследованиям Турции (TÜBİTAK SAGE) и произведенная компанией Roketsan, КРВБ SOM прошла первые летные испытания в 2011 году. Поставки в ВВС страны начались в 2015 году.

В то время как первый вариант ракеты, SOM-A, полагалась на INS, GPS и навигацию с привязкой к местности, более поздние версии, такие как SOM В-1 (Block-1) и SOM В-2 (Block-2), получили улучшенное наведение, включая ИК ГСН, навигацию на основе изображений и возможность автоматического обнаружения цели. В нескольких отчетах упоминается продолжающаяся разработка еще одной версии, SOM-C, которая, предположительно, включает канал передачи данных и возможность нацеливания на надводные боевые корабли. SOM способна использовать как обычные фугасные (SOM-A, SOM-B1), так и тандемные БЧ, предназначенные для уничтожения защищенных целей (SOM-B2).

В качестве силовой установки в КР используется ТРД Safran TRI-40 французского производства, обеспечивающий дальность стрельбы более 250 км. Вместе с тем, к 2012 году правительство Турции подписало контракт с компанией Kale Aero на разработку отечественного двигателя. По имеющимся данным, разработка и испытания нового двигателя, получившего название KTJ-3200, завершились в 2020 году.

Согласно турецким СМИ, основной причиной проектирования нового двигателя явилось стремление Анкары разработать версию SOM, способную преодолевать предел дальности в 300 км, установленный Режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ). Это было бы невозможно, если бы Турция оставалась зависимой от продукции, производимой участницей РКРТ Францией.

Другой причиной называется желание экспортировать КРВБ SOM турецким союзникам. При этом, в некоторых сообщениях указывалось, что продажа SOM в Азербайджан была остановлена ​​из-за нежелания Франции предоставить экспортные лицензии для двигателей TRI-40.

В рамках планировавшегося оснащения ВВС Турции истребителями F-35 в сотрудничестве с американской Lockheed Martin появилась специальная компактная версия SOM, спроектированная так, чтобы поместиться во внутреннем отсеке этого самолета. Однако исключение Турции из программы F-35 сделало будущее этой версии ракеты неопределенным. Официальный представитель TÜBİTAK в 2021 году назвал КРВБ SOM, проверенной в боях, что говорит о возможном применении ракеты во время одной из военных кампаний Турции, возможно, в Сирии или Ираке. Сообщается об адаптации некоторых версий КРВБ SOM для применения с нового турецкого БПЛА «Акинчи» (Akıncı).

ПКР «Атмака» (Atmaca)

Настоящий проект является еще одним ярким подтверждением взятого руководством Турции курса на развитие вооруженных сил с опорой на национальные ресурсы. Первые испытания новой ПКР состоялись в 2016 году. Тогда же было объявлено, что испытательные стрельбы прошли успешно, и в течение нескольких ближайших лет ракета поступит на вооружение ВМС Турции.

Согласно открытым источникам, ПКР «Атмака» предназначена для поражения морских надводных и наземных целей и может находиться на вооружении кораблей и береговых ракетных комплексов (РК). По ряду экспертных оценок, исходя из ТТХ изделия и анализа поведения боеприпаса во время испытательных пусков, турецкая разработка представляет собой гибрид французской ПКР «Экзосет» (ММ40 Exocet) и американской КР «Гарпун» (AGM-84 Harpoon).

ПКР «Атмака» имеет диаметр 350 мм и размах крыльев – 1,3 м. Длина ракеты в зависимости от источника колеблется в диапазоне 4,8 — 6 м. В ходе проведенных испытаний прототипы ракеты достигли максимальной дальности стрельбы в 220 км. В настоящее время на ракету устанавливается ТРД TR40 французского производства. Одновременно, сообщается об организации серийного производства аналогичных двигателей турецкой разработки под обозначением KALE-3500. Интеграция силовых блоков KALE-3500 в изделие произойдет, как ожидается, на этапе близком к серийному производству ракеты.

Система наведения «Атмака» включает инерциальный модуль и блок системы глобального позиционирования GPS, подключаемый по мере приближения к району объекта поражения. На конечном участке траектории поиск цели осуществляется с помощью активной радиолокационной ГСН производства компании Aselsan.

Крылатая ракета стратегической дальности

По утверждению аналитиков британского Международного института стратегических исследований (IISS) первые признаки того, что Турция изучает возможности, выходящие за рамки её программ ракет малой дальности, появились в 2011 году. Тогдашний премьер-министр, а ныне президент страны  Реджеп Тайип Эрдоган, обращаясь к персоналу TÜBİTAK, выразил разочарование тем, что Турция производит только ракеты малой дальности. Он обратил внимание на Иран, который разрабатывает ракеты с дальностью 2 000–2 500 км, и попросил TÜBİTAK последовать его примеру.

С тех пор появилось несколько сообщений о проекте КР большой дальности под названием «Гезгин» (Gezgin). По предположениям специалистов, «Гезгин» будет изделием морского базирования с возможностью интеграции в некоторые из новых турецких фрегатов и подводных лодок. Подобное оружие, позволяющее ВС Турции наносить высокоточные удары на большие дальности, соответствует как новому акценту Анкары на военно-морскую геополитику с планами создания нескольких военно-морских баз за рубежом, так и готовности Турция вмешиваться в локальные конфликты.

Вместе с тем, эксперты отмечают крайне скудную информацию о проекте «Гезгин». Одним из немногих свидетельств является сообщение о заключенном в 2019 году договоре между турецким ОПК и машиностроительным конструкторским бюро «Прогресс» имени академика А.Г.Ивченко (г. Запорожье, Украина) на разработку для проекта «Гезгин» одноразового ТВД АИ-35. Выпуск силовой установки планируется организовать на Запорожском заводе «Мотор Сич». Согласно некоторым источникам, АИ-35 сможет обеспечить тягу около 400 кгс/кв.см, что позволит КР развить скорость 0,9 МАХа и пролетать до 1000 км.

Другой вопрос, поднимаемый экспертами в связи с интересом Турции к КР большей дальности, заключается в том, станут ли они в будущем средствами доставки ядерного оружия или элементами стратегии ядерного сдерживания. Вопрос приобрел особую остроту, после прозвучавшего в 2019 году заявления президента Р.Т.Эрдоган, который посчитал неприемлемым наличие у некоторых стран ядерных ракет в то время, как Турции не позволяется иметь аналогичные системы.

                                        

Известные ТТХ КР Турецкой Республики

 

Модель Год принятия на вооружение Дальность, км Общая масса, кг Масса БЧ, кг Тип БЧ Скорость, Маха Тип ПУ Примечание
SOM 2015 250 600 230 ОФ или проникающая   ВБ  
«Атмака»   >220 800 250 ОФ 0,8-0,9 МБ, НБ В разработке
«Гезгин»   1000       0,9 МБ В разработке

 

 

52.32MB | MySQL:103 | 0,681sec