Средства массовой информации США как инструмент психологического воздействия на арабские страны

Госдепартамент США планирует расширить вещание правительственных радиостанций на арабские страны, чтобы эффективнее пропагандировать политику США.

Уровень популярности США в арабском мире крайне низок. В результате, Вашингтон начал крупномасштабную борьбу за «умы и сердца» арабов.

Антиамериканские настроения в арабском мире возникли задолго до образования «Аль Каиды» и исламской революции в Иране — они начали культивироваться еще в 1950-е годы, причем не исламистами, а националистами, сторонниками светского и даже социалистического пути развития арабской цивилизации. Комиссия Конгресса США по расследованию причин терактов 11 сентября 2001 года пришла к показательному выводу: «Если США не будут агрессивно действовать, объясняя исламскому миру свои намерения и действия, то эту работу за нас сделают экстремисты».

Роберт Сатлофф (Robert Satloff), директор Института ближневосточной политики (Institute for Near East Policy), в книге «Борьба идей в войне с террором» (The Battle of Ideas in the War on Terror) разделяет мусульман на три группы. Меньшая по количеству, но несоразмерно громогласная группа действительно ненавидит США. К этой группе относятся экстремисты и террористы различных группировок и организаций. На них, как считают американские аналитики, не стоит тратить ресурсы публичной дипломатии. Другую группу составляют сторонники эволюционных перемен, которых возмущают некоторые аспекты американской внешней политики. Маловероятно, что внешняя политика США кардинально изменится, поэтому Р. Сатлофф предлагает обеспечить доступ этой части населения к объективной информации о США и к различным точкам зрения. Однако десятки миллионов мусульман внешнеполитические и идеологические вопросы волнуют мало, так как они живут за чертой бедности и тратят всю энергию на выживание. Поэтому политика США должна способствовать развитию экономики и социальной инфраструктуры, чтобы эти люди могли быть включены в политические процессы. Р. Сатлофф напоминает, что борьба идей происходит и внутри мусульманского сообщества, поэтому США должны поддержать умеренные силы в борьбе с экстремистами.

Через полгода после террористических атак 11 сентября 2001 года на государственной радиостанции «Голос Америки» (Voice of America) была проведена крупная реорганизация. Арабская редакция «Голоса» прекратила свое существование, ее заменили две радиостанции — Radio Sawa и Middle Eastern Radio Network.

Radio Sawa (арабское слово «sawa» переводится как «вместе»), с годовым бюджетом $35 млн, ориентировано в первую очередь на молодежь. Вещание в FM-диапазоне, а также через спутники, ведется из студий в Вашингтоне и Дубае (Объединенные Арабские Эмираты), а также из корпунктов, расположенных практически во всех странах Ближнего Востока. Сетку вещания составляют новости, прерываемые музыкой (как западной, так и восточной). По данным Контрольного Управления США (Government Accountability Office), слушать передачи Radio Sawa способен 51% арабской молодежи (доступность передач «Голоса Америки» была намного ниже). По состоянию на начало 2005 года считалось, что у этой радиостанции 15 млн слушателей.

Опыт вещающей на арабском языке радиостанции Radio Sawa был признан администрацией Джорджа Буша успешным.

После проверки итогов работы Radio Sawa американцами были сделаны три вывода: следует установить новые мощные радиопередатчики, регулярно проводить опросы с целью изучения восприятия аудиторией американских радиопрограмм и уделять особое внимание четкому освещению политики США путем «конструктивных дискуссий».

В феврале 2004 года к радиостанциям, вещающим в ближневосточном регионе присоединилось спутниковое телевидение Al Hurra (на арабском означает «независимое»), передачи которого транслируются на 22 страны Ближнего Востока и Северной Африки. Основу вещания, которое ведется из США, составляют новостные и публицистические передачи, перемежаемые программами о спорте, музыке, развлечениях и пр. Реклама отсутствует. Бюджет Al Hurra составляет $62 млн в год -это самый крупный проект такого рода со времен создания «Голоса Америки» (1942). По данным британской газеты Sunday Times, опросы показывают, что не меньше 20% жителей Иордании, Кувейта, Ливана, Марокко и Садовской Аравии, имеющих «тарелки» спутникового ТВ, являются постоянными зрителями программ А1 Hurra (агентство Reuters называет цифру в 25%), чья ежедневная аудитория ныне достигает 21,3 млн человек. Главными конкурентами американского телеканала являются арабские — Al Jazeera и Al Arabiya.

В 2003 году в эфир вышла радиостанция Radio Farda (персидское слово Farda» переводится как «завтра»), вещающая на фарси. Ее целевой аудиторией является молодое поколение иранцев в возрасте до 30-ти лет. Эфир состоит из новостей и смеси западной и иранской музыки. Radio Farda заменила радиостанцию «Свободный Иран» (Radio Free Iran), которая являлась частью сети «Радио «Свободная Европа» — Радио «Свобода» (Radio Free Europe — Radio Liberty).

Кроме того, сообщалось, что американская администрация планирует расширить вещание на мусульманские (но не арабоязычные) народы Ирана, Пакистана, Афганистана и «других стран, важных в контексте войны с терроризмом.» Также разрабатываются медийные проекты, ориентированные на европейских мусульман, в том числе живущих во Франции и Германии и являющихся, по словам президента Джорджа Буша, «потенциальными источниками экстремизма». Мусульмане бывшего СССР в сферу интереса авторов этих проектов пока не входят.

Подобные программы имеет и министерство обороны США. После оккупации Ирака Пентагон взял под контроль саддамовское министерство информации и по его каналам начал распространять информацию о деятельности временной администрации Ирака. Также были созданы газета Al Sabah («Утро»), а в 2003 году радио- и телевизионная станция Al Iraqiyah («Иракская»), вещающие на Ирак. Передачи Al Iraqiya способны смотреть до 85% населения Ирака (реально смотрят около 40%, намного большей популярностью пользуются А1 Jazeera и Al Arabiya). Министерство обороны США выделило $300 млн на создание материалов, способных улучшить имидж США и американских военных за рубежом. Подобные проекты нацелены на население иностранных государств, которое находится в зоне боевых действий. Их целью является повышение уровня сотрудничества местных жителей с вооруженными силами США.

Многие американские эксперты приходят к выводу, что пропаганда США в арабских странах — дело тяжелое и проблематичное. США слишком долго сотрудничали с репрессивными арабскими режимами. Арабы негативно относятся к поддержке Соединенными Штатами Израиля. Истории, подобные скандалу в тюрьме «Абу Грейб», также не улучшают ситуации. Саламе Нематт (Salameh Nematt). корреспондент газеты Al Hayat в Вашингтоне, считает, что на Ближнем Востоке существует «культурная шизофрения», заключающаяся в том, что арабы испытывают склонность к американской поп-культуре, которая мирно сосуществует с недовольством американской внешней политикой. Поэтому государственные радио- и телестанции США даже могут обрести популярность, но будут неспособны повлиять на общественное мнение.

Независимые аналитики утверждают, что в арабских странах число сторонников США достигло минимальных значений, причем даже в тех странах, которым США оказывают колоссальную помощь. Проведенные в арабских странах опросы установили, что большинство арабов считают главными целями внешней политики США в этом регионе «борьбу за нефть», «поддержку Израиля» и «ослабление исламской цивилизации».

Амр Хамзави (Amr Hamzawy), старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир (Karnegie Endowment for International Peace) отмечает тот факт, что США тратят значительные силы и средства на улучшение своего имиджа в арабском мире. Однако усилия США не достигают результатов по двум причинам. Во-первых, публичная дипломатия, направленная на арабские страны, до сих пор испытывает недостаток действенных методов и эффективных инструментов. Радиостанция Al Sawa и телевизионный канал Al Hurra далеки от того, чтобы заставить арабов принять их позицию. Во-вторых, проблема заключена в идейном содержании американских посланий. Очень трудно создать позитивный имидж США на фоне происходящего в Ираке. Ряд действий американской дипломатии трудно не воспринимать, как направленную против некоторых арабских стран, например Сирии, или даже против интересов всех арабов. Политика, которую проводят США, и пути рекламирования этой политики являются главными причинами антипатии.

Таким образом, независимые эксперты придерживаются мнения, что на данном этапе, несмотря на все усилия американской пропаганды, негативное отношение арабов ко всему американскому неизбежно сохранится.

52.27MB | MySQL:103 | 0,530sec