Как указывают ряд оппозиционных СМИ, в последнее время участились утечки из турецкого правительства о том, что Турция не будет акционером атомной электростанции «Аккую», которая в настоящее время строится Россией в Мерсине на средиземноморском побережье Южной Турции. Иззет Алагез, генеральный директор Корпорации по производству электроэнергии (EÜAŞ), государственного учреждения, которое считалось главным потенциальным акционером объекта, заявил законодателям, что быть партнером атомной электростанции стоимостью 20 млрд долларов не входит в их повестку дня, во время заседания комитета в турецком парламенте 18 мая. «Мы не владеем никакими акциями и ничего не вносим в стоимость. В настоящее время мы, как Турецкая Республика и как EÜAŞ, ничего не платим за строительство электростанции. У нас нет никаких обязательств, кроме обязательной закупки электроэнергии в соответствии с двусторонним соглашением. Вопрос о том, покупать или нет определенный процент его акций, не стоит на нашей повестке дня», — добавил Алагез.
Как заявили оппозиционные депутаты на заседании комитета, турецкая общественность широко верит, что ядерный объект был построен совместно с Россией и что обе страны имеют равные доли. Однако в настоящее время все акции принадлежат российскому «Атомстройэкспорту», дочерней компании госкорпорации «Росатом». Соглашение между Турцией и Россией предусматривает, что российская доля не может быть ниже 51%.
Согласно предыдущим сообщениям в турецких СМИ, «Росатом» вел переговоры с четырьмя турецкими компаниями. Была информация, что «Росатом» особенно хотел, чтобы государственная компания EÜAŞ была партнером в проекте. Однако приобретение 49% акций повлечет за собой крупные инвестиции в размере 10 млрд долларов для EÜAŞ в то время, когда Турция испытывает дефицит иностранной валюты из-за чрезмерного обесценивания лиры по отношению к доллару. В 2017 году было объявлено, что консорциум, состоящий из холдингов Cengiz, Kolin и Kalyon, принадлежащих бизнесменам из ближайшего окружения президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, станет 49-процентным акционером проекта. Однако оказалось, что консорциум не может договориться о коммерческих вопросах с российской стороной. В 2018 году Kolin и Kalyon объявили, что вышли из переговоров о партнерстве.
Во время визита Эрдогана в Россию в 2019 году турецкие СМИ сообщили, что были проведены переговоры о совместном энергетическом фонде, который будет финансировать АЭС «Аккую», и что Турецкий фонд благосостояния, возглавляемый Эрдоганом, будет представлять турецкую сторону. План, однако, так и не был реализован. Эксперты утверждают, что строительство АЭС продвигается медленно, что затрудняет веру в то, что первая фаза будет завершена в 2023 году, как было объявлено ранее. Ожидалось, что финансирование, предоставленное новым партнером, ускорит процесс.
«АЭС «Аккую» является флагманским проектом правительства, первоначально запланированным к завершению до всеобщих выборов в 2023 году, что также является 100-летием Турецкой Республики. В 2021 году Эрдоган проинспектировал строительство ядерного объекта и заявил, что производство электроэнергии начнется в мае 2023 года. Теперь очевидно, что этот предвыборный козырь разыграть не получится, и соответственно интерес акционерного участия в нем у турецкой стороны снизился.
Согласно сообщению катарского телеканала Al Jazeera от 16 мая, беспрецедентные санкции коллективного Запада против России за ее военную операцию на Украине привели турецкую сторону к новым опасениям по поводу акционерного участия в первой атомной электростанции Турции. Потенциальные запреты для финансирования и поставок оборудования со стороны третьих стран угрожают задержать проект стоимостью 20 млрд долларов. Согласно соглашению Турции с Россией, Анкара обязуется покупать электроэнергию у станции в течение 15 лет. Эксперты при этом утверждают, что произошла ошибка в определении цены на электроэнергию и что правительство обещало заплатить России непомерную цену. Главный лидер оппозиции Кемаль Кылычдароглу заявил в феврале, что самым серьезным риском, с которым сталкивается Турция в энергетическом секторе, является дорогая электроэнергия АЭС «Аккую». Напомнив, что электроэнергия, которая будет производиться на АЭС «Аккую», стоит 12,35 долларов за киловатт-час без НДС, Кылычдароглу сказал, что «в среднем по миру это близко к одной трети. Когда атомная электростанция Аккую начнет работать, предприятия будут использовать в три раза более дорогую электроэнергию». Оппозиция также говорит, что, поскольку Турция зависит от российского газа, предоставление России стратегического объекта создает серьезную проблему национальной безопасности. Тем не менее, правительство утверждает, что «русские были предпочтены, потому что они представили лучшее предложение».
Эрдоган также частично признал внешнеполитические последствия зависимости Турции от России в области энергетики. Заявив, что Турция полагается только на резолюции ООН о санкциях против России, Эрдоган заявил на обратном пути с саммита НАТО в Брюсселе в марте, что они не могут отказаться от отношений с Россией. «Если рассматривать только природный газ, то сегодня мы покупаем около половины его у России. Кроме того, мы строим атомную электростанцию Аккую с Россией. Мы также не можем отложить это в сторону. Когда я сказал это [президенту Франции Эммануэлю] Макрону сегодня, он сказал: «Вы правы»», — сказал Эрдоган журналистам. 5 марта парламент Турции одобрил предложенный правительством законопроект о ядерной нормативной базе, который разрешил ряд концессий «Атомстройэкспорту». Законопроект был представлен в парламент 24 февраля правительством и был быстро проведен через два парламентских комитета за четыре дня. Парламент проголосовал за его утверждение в субботу на фоне шквала критики со стороны оппозиционных партий, которые явно используют этот момент в рамках своей предвыборной борьбы. Соглашение о строительстве АЭС «Аккую» мощностью 4500 МВт было подписано между Турцией и Россией в 2010 году, а строительство началось в 2013 году. Когда АЭС выйдет на проектную мощность, она обеспечит 10% потребностей Турции в электроэнергии.